ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ




Складывание римского городского общества приходится на царский период и период ранней республики. Римское общество в этот длительный период имело еще догосударственный характер. В его основе была племенная и родовая организация. Общество делилось на три трибы – Рамны, Тиции и Луцеры, которые по всей видимости вошли в состав римского общества не одновременно, а постепенно. Поэтому римский народ (populus Romanus Quiritium) сложился постепенно на основе включения в единое городское сообщество различных социальных и этнических групп. В его складывании принимали участие италики (латины и умбро-сабелы), этруски (пеласги и тиррены) и вероятно в небольшом количестве греки. Преобладающим элементом были латины, давшие Риму латинский язык. Положение Лация в средней части Италии делало его сферой влияния различных культурных народов, в особенности греков, этруссков и карфагенян. Сложность этно-социальной обстановки затрудняет установление соотношения между тремя трибами и сословиями патриции и плебеи, по вопросу о происхождении которых существует множество теорий. Возможно, плебеями считались представители одной из триб, Луцеров, включенных в состав римского народа только в период перехода от древней монархии к республике.

Подразделениями триб были курии – трем трибам соответствовали 30 курий. Курии были соседскими общинами на первоначальной городской территории. Каждая курия имела общий центр притяжения в виде общинного дома (курия), общего культа, жрецов и должностных лиц (курионы). По-видимому первоначально курии выставляли куриатное войско из своей молодежи, группировавшейся вокруг мужского дома курии. Общинный характер курии делал ее важнейшей общественной ячейкой формирующегося общества. Первоначальные народные собрания граждан собирались по куриям – куриатные комиции (comitia curiata). В них принимало участие все совершеннолетнее мужское население курии. Поэтому одним из вариантов этимологии слова "курия" считается латинское co-viria = сообщество мужчин. Позднейшее обозначение словом "курия" помещения для римского сената указывает на то, что куриатная организация явилась прообразом для формирования структуры гражданской общины.

Наиболее типичная организация общества позднепервобытной эпохи, родовая, представлена 300 gentes, которые одни исследователи трактуют как роды, а другие как родовые подразделения – линиджи. Их образование римская традиция относит ко времени правления основателя города Ромула. Первоначальные главы этих подразделений – отцы (patres) – были старшими мужчинами в коллективе. Их положение в структуре агнатического родства (по мужской линии) делало не только их личный авторитет незыблемым, но и давало им право на распоряжение всеми делами и имуществом своих младших сородичей. Пока такое состояние общества было нерушимым, в нем господствовал гентильно-родовой строй. Собрание "отцов" заправляло всеми делами городской общины и контролировало жреческие должности, судопроизводство и отправление власти. "Отцы" по праву могут рассматриваться как элита раннеримского общества и такой их статус соответствует отношению к ним источников. Потомками "отцов" (patres), то есть связанными с ними агнатическим родством в качестве сородичей, считались патриции (patricii). Сородичи – гентилы – носили одинаковое гентильное имя (nomen). Гентильный коллектив был последней, а первоначально и решающей инстанцией в области наследования и установления опеки. Кроме "отцов" и патрициев (старших и младших сородичей) в состав гентильных коллективов входили клиенты. Связь клиентов с патрициями не считалась родственной, но напоминала ее внешними признаками. "Отцы" были обязаны покровительствовать клиентам в общественной жизни, за что клиенты в свою очередь были обязаны почитанием и определенными услугами в пользу своих патронов. Право, закреплявшее отношения патроната – клиентелы, носило сакральный характер.

Зачастую считается, что ячейкой раннеримского общества была большая, состоявшая из трех-четырех поколений, патриархальная семья – фамилия. Ее глава – домовладыка (pater familias) – представлял членов семьи в генеалогической цепи предков-потомков. Его власть и авторитет был основан на том же принципе агнатического родства, что и авторитет родовладыки (pater gentis) в гентильном коллективе, – оба были старшими по возрасту в своих коллективах. Агнатическое родство, а не экономическая власть домовладыки, которая образовалась во вторую очередь, было организующим началом фамилии. Большую роль играл фамильный культ предков, посмертные маски, жертвоприношения душам предков, культ семейного очага (ларов). После смерти отца власть наследовали сыновья, становившиеся домовладыками. Домовладыка обладал ничем не ограниченной "отцовской властью" (patria potestas) над своей фамилией. Поэтому это слово – фамилия – в не меньшей степени обозначало имущество, чем входивших в ее состав членов семьи. Дети, жена, которая условно считалась на положении дочери домовладыки (filiae loco), рабы – все они были лицами, подвластными домовладыке. Домовладыка был единственным представителем семейного коллектива в сфере частного права, он один имел право на семейное имущество, право заключать сделки, вести дела, право продажи, право жизни и смерти по отношению к членам фамилии. На этой основе формировалось представление о юридической persona римского гражданина – ее имел только домохозяин. Остальные члены семьи не имели юридических сношений с внешним миром. Только по поручению главы семьи и от его имени (не своего) они могли вести какие-то дела.

Но в политическом отношении взрослые сыновья, способные носить оружие, были самостоятельными – участвовали в народном собрании наравне с домовладыками, несли общественные повинности и выполняли поручения общества. Гентильные принципы агнатического родства и общинная организация римского общества находились в диалектическом противоречии. В этом была заложена предпосылка разделения римского права на частную и публичную сферы.

Первоначально, по-видимому, фамилия формировалась как минимальная родственная ячейка (линидж) внутри гентильного коллектива. В этом смысле домовладыки образовывали определенную иерархию по отношению к формальному лидеру гентильного коллектива. Функции родо- и домовладык, видимо, стали дифференцироваться достаточно рано, еще в период ранней монархии. Фамилия укреплялась как потребительская и производственная ячейка, однако полностью самостоятельной экономической ячейкой римского общества она стала не сразу. Стимулировало этот процесс обособления фамилий развитие частной собственности, которая формировалась как первоначально фамильная собственность. Родовой собственности не существовало. Однако главный объект собственности – земля – долгое время находился в распоряжении всей общины и под контролем гентильных "отцов". Первоначально наделение осуществлялось не на домовладыку, а на каждого взрослого мужчину (по 2 югера (=0,5 га), принимавшего участие в общественной жизни. То есть распределение земли принадлежало к сфере публичного, а не частного права. По этой причине, видимо, у римлян на долгие времена сохранился так называемый ager publicus – земля, принадлежавшая всей общине. Когда право оказалось способным определить понятие частной собственности, она стала называться dominium ex iure Quiritium – собственность по праву принадлежности к сообществу квиритов. И тогда собственником стал считаться только домовладыка, его сыновья, получая от общины надел, не имели на него права собственности, поскольку были подчинены отцовской власти. Передача участка по наследству называлась heredium (heres – наследник).

Второй по значимости объект собственности – скот (pecus) – начал обособляться в качестве принадлежности фамилий гораздо раньше, чем земля. Как и у многих народов, у римлян слово, обозначавшее движимое имущество, а еще позднее деньги, – pecunia – было производно от слова "скот". Роль древнейших денег выполняли также слитки меди (aes rude), поэтому торговая сделка – negotia per aes et libram – носила характер взвешивания кусков меди на весах специальным весовщиком (libripens). Фамилия была той ячейкой общества, в которой осуществлялось накопление движимого имущества, поэтому она доминировала в экономической области, тесно связанной с частноправовой. Домовладыки обладали полной автономией в частном праве. Поэтому при переходе к гражданскому обществу именно фамилия, а не гентильный коллектив, стал ячейкой римского общества. В архаический период существовало подвижное равновесие между фамильными коллективами и более высокой родственной инстанцией – gentes.

Таким образом, общество, построенное на основе родовых и племенных отношений, еще не может считаться государственным образованием. В нем причудливо переплетались правовые принципы, основывавшиеся на этно-культурной (римские трибы своим латинским, сабинским и этрусским происхождением были тесно связаны со священными союзами городов Лация и Этрурии) или территориальной (курии и паги) принадлежности, с принципами линейного родства, отводившими важнейшую роль связи "предки – потомки", культу предков и месту личности в генеалогической цепочке: род – бессмертен. Сферы частного и публичного права еще не полностью обособились друг от друга. Gentes и курии явно доминировали в публичной сфере, следовательно, чем древнее эпоха, тем большее их преобладание и в частноправовой сфере следует предполагать. Публичный характер первоначальных римских завещаний показывает, что некогда "завещание по закону" не было им известно. Римское общество состояло из мужчин-квиритов, в среде которых домовладыка, делая объявление о завещании, вычленял своих потомков и ближайших агнатов. Вне этого объявления они еще не были достаточно структурированы.

Органами управления первоначальной римской общины были царь, сенат и комиции.

Царь (латинское rex – родственное индийскому "раджа") имел прежде всего сакральные полномочия. Как представитель богов (Юпитер, Марс, Квирин) он выступал блюстителем внутреннего порядка на земле. Поэтому он имел право суда и наказания вплоть до права жизни и смерти, а также право издания законов. Он совершал жертвоприношения богам от имени всего народа и был военным предводителем, которому народное собрание вручало империй (imperium) – высшую военную власть. В последнем проявляется функция царя в качестве посредника между богами и людьми. Монархия не была наследственной, царя выбирали. После его смерти наступало междуцарствие – interregnum – в течение которого правили по очереди 10 сенаторов по 5 дней (interreges). Вступление царя в должность оформлялось двумя обрядами: принятием lex curiata de imperio, который вручал царю военные полномочия, и inauguratio, дававшей ему сакральные полномочия. Помощниками царя были: tribuni militum – военные трибуны, предводители триб, tribunus celerum – трибун конницы, praefectus urbi – префект города, duoviri perduellionis – судьи по уголовным делам, quaestores parricidii и ликторы – телохранители и носители фасций.

Сенат состоял из patres – представителей гентильных коллективов. Отсюда их традиционное обозначение "отцы-сенаторы". Первоначально сенаторов было 100, а с включением в состав римского народа всех трех триб их стало 300. Сенаторы уже с начала республики делились на patres et conscripti (отцы и приписанные). По-видимому, представители одной из триб – Луцеров – не получили статуса отцов. Поэтому традиция стремится принизить их общественный статус, называя их плебеями. Формально сенат играл совещательную роль – его заключения назывались сенатусконсульты (senatusconsulta). Фактически сенат контролировал всю жизнь римской общины – сенаторы были хранителями заветов предков, контролировали жизнь общества в соответствиями с обычаями, наблюдали за тем, чтобы царь не отступал от принятых норм и ритуалов. По отношению к народу сенат выступал в роли опекуна – это тем более легко было делать, что народ первоначально состоял из патрициев – младших гентилов по отношению к отцам-сенаторам и клиентов – подчиненных отцом-сенаторам как гентильным патронам. Всякое решение народного собрания, чтобы стать законом для общества, должно было пройти утверждение сената – эта власть сената называлась их "отцовским авторитетом (auctoritas patrum).

Народные собрания – comitia curiata – созывалось по инициативе царя, царь вносил предложения. Предложения не дебатировались, а лишь принимались или отвергались устным голосованием – каждая курия имела один голос. По-видимому, обсуждения вопросов происходили внутри курий под руководством куриона, когда мужчины каждой курии собирались вместе в своем мужском доме. В компетенцию куриатных комиций входили вопросы – заключение мира, объявление войны, принятие в общину, принятие в патриции (= в гентильный коллектив), усыновление – принятие в фамилию, объявление завещаний. Постановления собрания считались приказами народа (iussus populi), то есть законами – lex. Законы мог издавать и сам царь, однако его законы действовали только в течение его правления, а законы, принятые народом, действовали до тех пор, пока их не отменяли.

Согласно традиции, в середине 6 в. до н.э. царь Сервий Туллий провел реформу военной организации общества, введя новый принцип комплектования войска – по имущественному принципу. Общество было разделено на пять имущественных классов, каждый из которых выставлял определенное количество сотен (центурий) воинов. Первый класс выставлял 80 центурий, второй – 20, третий – 20, четвертый – 20, пятый – 30. Неимущие именовались пролетариями, то есть, как понимали это слово римляне классической эпохи, лицами, богатыми (одним лишь) потомством. Кроме центурий, составлявших классы – были созданы 18 центурий всадников – из граждан первого класса, а также 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов, 1 центурия пролетариев. Одновременно центурия стала единицей голосования, поэтому центуриатная реформа Сервия Туллия ввела и новый вид народного собрания – по центуриям. Всего центурий – 193: первый класс выставлял – 98, остальные – 95. Каждые пять лет проводилась оценка имущественного состояния граждан – ценз. Одновременно совершались очистительные обряды, символически обновлявшие гражданский коллектив, – lustratio. Поэтому пятилетний цикл назывался – lustrum. Первоначально люстрацию и ценз осуществляли понтифики, заведовавшие правовыми вопросами, но со временем выделилось выборное специальное лицо для проведения ценза – цензор. Цензором выбирался самый авторитетный из сенаторов.

В научной литературе считается, что рост римской территории и населения к 6 в. до н.э. потребовал реорганизации общественного строя. Новое население, выросшее в Риме после завоеваний царя Анка Марция, образовало особую группу населения – плебс. Плебеи были лишены прав на общественную землю (ager publicus), они не входили в курии и не участвовали, следовательно, в куриатных комициях, не считались квиритами, их представителей не было в сенате. Практически они были исключены из общественной жизни и сферы публичного права. Поэтому, чтобы уравнять плебеев с прежним населением города, царь Сервий Туллий обратился к введению имущественного ценза, создав новый критерий организации общества взамен гентильно-племенного. Критерий принадлежности к имущественным классам в точности неизвестен. Античные авторы дают денежное исчисление доходов индивида, однако серебряный сестерций был введен в Риме только в начале 3 в. до н.э. Исследователи предполагают, что таким критерием могли быть либо деньги в старинной медной монете (aes grave), либо земля или доход с земли. Кроме того, структура римского общества предполагала, что собственниками (частное право) могли быть только домовладыки, а политическими правами, связанными с воинскими обязанностями (публичное право), обладали все взрослые граждане мужского пола.

Ко всему прочему, реформа Сервия Туллия подозрительно напоминает реформу Солона, вводившую имущественный ценз в Афинах, и приблизительно совпадает с ней по времени. Одни исследователи считают это обстоятельство доказательством сходства путей развития греческих полисов и римской гражданской общины, другие же видят в этом зависимость римской исторической традиции от греческой исторической литературы, откуда черпались образцы для описания римских "событий". При этом все согласны, что в описанном виде центуриатная реформа вряд ли может быть датирована серединой 6 в. до н.э. Введение имущественного критерия знаменовало завершение архаического периода в развитии римского общества и начало складывания гражданской общины. Однако плебеи были интегрированы в состав римского гражданства только в 4 – начале 3 вв. до н.э. Должность цензора, согласно традиции, была введена только в 443 г. до н.э. Суммируя эти и другие обстоятельства, многие исследователи склоняются к мысли, что реформа Сервия Туллия может быть датирована второй половиной или концом 5 в. до н.э., временем, близким завершающему периоду войн с этрусским городом Вейи. Именно в это время напряжения военных сил римлянам потребовалась реформа, заимствовавшая греческие принципы гоплитского войска и гоплитское вооружение. Однако и в 6 в. до н.э. мог иметь место какой-то более ранний вариант реформы прото-государственного строя, может быть, вводивший не пять классов, а деливший мужское население Рима на воинов (classis) и не принимавших участия в военном деле (infra classem).

Введение центуриатных комиций не отменяло куриатных, а лишь сокращало круг вопросов, принимавшихся на них. Центурии стали местом, где голосовались все военные, внутриполитические и международные вопросы. Однако их введение не означало развития государственного строя в Риме, который связан с утверждением на первом плане территориального деления населения и связанных с ним трибутных комиций. Трибутные комиции стали господствующим видом народного собрания только после 300 г. до н.э.

 

САКРАЛЬНОЕ ПРАВО

Древние люди мыслили себя частью существующего мира – космоса, природы, а космическими или природными законами управляли боги. Поэтому религия и религиозные нормы играли большую роль в эпоху архаики. Первоначальное, естественно выработанное поколениями людей право мыслилось ими как право божественное – священное, оно было тесно связано с религиозными ритуалами, вплетенными в повседневную жизнь. Лишь образование более крупных коллективов, чем родовая или соседская община, повело к образованию светского права, устанавливавшегося народом. В римской истории считалось, что разделение на право божественное (ius divinum) и право человеческое (ius humanum) произошло после Ромула, то есть с момента основания города. Естественно, что первоначально и долгое время человеческое право не было свободно от влияния божественного. Поэтому оно носило название священного или сакрального права (ius sacrum). В архаическом Риме всякое договорное отношение сопровождалось ритуалом умилостивительных жертвоприношений и сакральных клятв. Первоначальные договоры делились на две группы: 1) обязательства общины, представлявшего ее должностного лица или частного человека непосредственно с богом; 2) обязательства между частными лицами, сопровождавшиеся сакральными клятвами. Римляне согласовывали с волей божества всякое общественное или частное мероприятие, будь то военный поход, сражение, строительство здания или покупка земли, арендный договор или судебное разбирательство. При этом они давали обет богу в случае удачного завершения предприятия поделиться долей дохода с божеством. Обет-обязательство давали либо в устной, либо в письменной форме – на вотивных табличках. В таких условиях особую роль в обществе выполняли жрецы, как толкователи воли богов. По представлениям древних именно жрецы имели исключительное право на заключение обязательства с богом, а следовательно, право регулировать общественную жизнь общины, руководствуясь божественным правом – то есть правом, предоставленным самими богами.

В качестве хранителей права жрецы объединялись в коллегии:

  1. Понтифики ведали календарем, судопроизводством, частным правом. Эта коллегия считалась наиболее могущественной в силу того, что понтифики были связаны со всей совокупностью римских богов. Фактически они осуществляли контроль за частной жизнью римлян.
  2. Авгуры как гадатели по полету птиц (ауспиции) были тесно связаны с должностными лицами и публичным правом.
  3. Гаруспики, этрусского происхождения, были жрецами, гадавшими по печени жертвенных животных.
  4. Фециалы ведали отношениями с соседями, то есть международным правом. Они хранили формулы заключения межобщинных договоров, объявления войны и заключения мира.

Все первоначальные обязательства покоились на клятве, приносившейся богам, согласно которой поклявшийся был обязан что-либо дать или сделать. Эта клятва приносилась в специально установленной форме. Каждому случаю соответствовала определенная формула обязательства. Такая формула называлась nuncupatio. На языке формул можно было разговаривать с богами. Знание этих формул принадлежало жрецам. Без соблюдения формулы обязательство считалось недействительным, а следовательно – сделка незаключенной. Фактически в архаическую эпоху не существовало различия между молитвой богам и юридическим обязательством.

Договорные отношения между частными лицами также имели чисто сакральную форму. Царь Нума Помпилий построил храм богини Верности (Fides), в котором римляне могли скреплять религиозной клятвой заключаемые между собой контракты. Клятва также носила название – fides. Жертвенное возлияние во время заключения обязательства называлось – spondeum.

Нарушение клятвы или присяги, поскольку клялись богами, первоначально влекло за собой посвящение человека богам. Он объявлялся homo sacer. Такой нарушитель клятвы верности должен был приноситься в жертву тому богу, которого обманул. Позднее, с отменой человеческих жертвоприношений, homo sacer мог быть просто безнаказанно убит любым лицом. Чтобы избежать смерти, нарушитель клятвы отправлялся в изгнание (=непризнание отеческими богами) до тех пор, пока над ним не производился обряд очищения. Этот обряд был связан с освобождением от клятвы – consecratio и производился жрецами-понтификами.

Название "санкция" по-видимому, произошло от имени римского бога Санк (Sancus). В классическое время он уже не входил в пантеон крупнейших римских богов, но в архаическое время он был одной из ипостасей могущественного бога Януса. Янус, в классическую эпоху бог входа и выхода, бог дверей, с течением времени отошел на второй план, уступив первенство сначала Сатурну, а затем Юпитеру. В догородскую эпоху Янус, по-видимому, был главным божеством, контролировавшим начала и завершения всех дел мира. Одним из его имен, в состав которого входило понятие верности (fides), было Dius Fidius.

Образцом сакрального права было наказание патрона в случае, если он обманет клиента. Он объявлялся посвященным богам, то есть объявлялся вне закона, так как подлежал мщению богов. Весталки, если нарушали обет целомудрия, посвящались подземным богам – живыми их замуровывали в специальном подземном помещении. Обряд заключения брака – confarreatio – имел форму религиозного ритуала. Семейный очаг считался священным, поэтому женщину из чужого коллектива можно было допустить к нему только после совершения имевших магическую форму обрядов. В обряде, который был не только религиозным ритуалом, но и юридическим соглашением между двумя семейными коллективами, принимал участие верховный понтифик и весталки.

Общественная земля и скот обычно сдавались в аренду – первоначально аренда заключалась на один год. Арендный договор заключался в начале марта, когда начинался римский год. Его заключение было связано с особым религиозным ритуалом. Понтифики обращались к богу с мольбой о процветании достояния римлян. В сакральной клятве они обещали за это обильные жертвоприношения. Затем фиксировался сам арендный договор, в состав которого входило назначение специальных лиц для кормления зерном священных гусей Юноны и окрашивания статуи Юпитера красной охрой. Зерно символизировало арендную плату, а красная краска – кровь жертв Юпитеру. В конце года в праздник Сатурналии (17-23 декабря) в казну-эрарий, которая находилась в храме Сатурна, вносился налог-арендная плата в размере 1/10 части урожая и приплода скота. Эта десятина (decima) было формой жертвоприношения богам.

Первоначально выплата частных долгов осуществлялась римлянами в ноябре. Несостоятельный должник, нарушивший свое обязательство, во время декабрьских Сатурналий приносился в жертву на алтаре Сатурна. Позднее его жертвоприношение было заменено продажей в рабство. Сатурн – древнейшее божество Лация, требовавшее человеческих жертвоприношений. Во время праздника человеческие жертвы символизировали посланцев каждого гентильного коллектива к Сатурну. По преданию, Геркулес заменил человеческие жертвы принесением Сатурну восковых свечей, которые символизировали души римлян. Искупительная жертва осталась одна: на время праздника избирался царь Сатурналий, который в конце праздничной недели ритуально убивался.

Общественная и экономическая жизнь римлян, как и других народов на стадии догосударственного развития, подчинялись естественному годовому циклу, но его оформление в календарь было сакрализовано, поскольку годовой цикл был частью природы – сферы богов. Дни делились на dies fasti et nefasti. Это деление было связано с понятием fas – право, связывавшее людей с богами. Dies fasti – это дни, в которые можно было обращаться к богам и одновременно вести публичные дела. Dies nefasti – в которые нельзя было совершать публичные акты, собирать народное собрание. Заведовали календарем жрецы – понтифики. Они же хранили записи правовых норм, занимались их толкованием и объяснением непосвященным. Рядовым римлянам весь комплекс правовых норм не был доступен, поскольку они не были опубликованы. Вследствие этого роль понтификов была очень велика – их коллегия была главной хранительницей права в архаическом Риме. Верховный понтифик, видимо, был не только главным жрецом Рима, но и высшим авторитетом в юридических вопросах.

Как сообщали Цицерон и Иоанн Лид, в царскую эпоху понтифики были не только жрецами, но и исполняли управленческие функции, такие, которые впоследствии при республике стали исполнять выборные магистраты. Этимология слова pontifices = "строители моста". Античные авторы, а вслед за ними и многие современные, понимают это выражение в том смысле, что понтифики отвечали за содержание в порядке древнейшего Свайного моста через Тибр. Однако логичнее видеть в этом мосте – мост между двумя мирами, миром римской общины и миром богов, в котором обитали и предки. Понтифики – это те, кто поддерживал связь (мост) с богами, кто хранил fas.

Практически вся жизнь первоначальной римской общины регулировалась сакральным правом. Это сакральное право выражалось в так называемых "священных законах" (leges sacratae). Священные законы были самыми разнообразными по содержанию юридическими нормами, объединенными лишь одной общей чертой – сакральной санкцией. Это были своего рода религиозные запреты, регламентировавшие не только порядок совершения богослужения, но и самые разнообразные стороны частной и общественной жизни. Нарушение этих запретов (табу) вело либо к человеческим жертвоприношениям, либо к обильным искупительным жертвам, приносившимся разгневанным богам. За соблюдением этих религиозных запретов следили понтифики, имевшие власть судить и казнить. Священные законы представляли ту стадию в развитии права, когда оно еще не вполне отделилось от религиозных институтов.

ОРГАНИЗАЦИЯ СУДА

Судебный процесс у римлян в древнейшей известной форме осуществлялся посредством legis actiones. Эта формула производна от выражения lege agere, которое обычно понимается в смысле: действовать в соответствии с законом, законным образом в противовес незаконному насилию. Однако слово lex имело у римлян вполне определенное значение – постановление народа. Поэтому legis actio в известной по источникам форме вошло в употребление только тогда, когда воля народного собрания возобладала над сакральным правом. Это произошло в период формирования гражданской общины. В архаический же период происходило только складывание этой формы судопроизводства. Ее основные черты были обусловлены особенностями общественного устройства и права архаического общества.

Для начала процесса было обязательно присутствие истца и ответчика. Поскольку органов исполнительной власти не существовало, доставкой в суд ответчика занимался сам истец. Для этого ему давалось право требовать от ответчика явки в суд (in ius vocatio) в любом месте, где он его встретит (только в дом его истец вторгаться не мог). Застигнутый формульным обращением истца ответчик должен был немедленно подчиниться. Если он отказывался, истец должен был опротестовать отказ перед свидетелями и получал право задержать ответчика силой. В случае сопротивления или попытки к бегству ответчик подлежал ритуалу "наложения руки" (manus iniectio), в результате которого он оказывался во власти истца.

Если ответчику было неудобно немедленно следовать за истцом, он мог просить отсрочки, подкрепив свое обещание предоставлением поручителя. Поручитель носил название vas, а поручительство – vadimonium.

Сам процесс делился на две части, также как его наследник – легисакционный процесс на "установление права" (ius) и собственно судопроизводство (iudicium). Одной из его распространенных форм была legis actio sacramentum, имевшая архаические корни.

"Установление права" (ius) осуществлялась перед собранием "отцов" – сенатом. Первоначальное число сенаторов было 100, и видимо его наследницей стала коллегия центумвиров, выбранных из сенаторов. Придя в суд, стороны в торжественных формулах, подсказанных жрецами, высказывали свои претензии и назначали в залог своей правоты какую-либо ценность (первоначально, как установил Ромул, это был скот – быки и овцы, позднее – деньги). Этот залог назывался sacramentum, он сопровождался религиозной клятвой богами, возможно, первоначально богиней Фидес, а потом – Юпитером. Слова торжественной клятвы могли быть подобными следующим: "я утверждаю, что по праву Квиритов эта вещь является моей, и как я сказал, так и налагаю на тебя виндикту". Одновременно он накладывал на вещь особую палку, которая называлась vindicta (festuca) – этот акт носил название виндикация (vindicatio). Ответчик со своей стороны говорил то же самое и также накладывал свою виндикту. После этого выступал представитель сената и приказывал: "оставьте оба вещь". Стороны снимали палки и истец обращался к ответчику с вопросом: "Не скажешь ли, на каком основании ты виндицируешь?". Ответчик либо давал объяснение, либо просто заявлял: "таково мое право". Тогда истец обращался с предложением установить залог – sacramentum. Ответчик отвечал аналогичным предложением.

Залог первоначально поступал к понтификам, задачей которых было установление права (ius), по которому решается данное дело. Они, видимо, обращались по этому поводу к богам и залог в виде скота служил умилостивительной жертвой им. Молитвы и жертвоприношение занимали некоторое время, на которое процесс прерывался. Вероятно, жертвоприношение заканчивалось совместным потреблением мяса жертвы присутствующими – пир или обед. В более позднее время, когда записи понтификов накопили достаточное количество прецедентов, потребность в немедленном жертвоприношении отпала и залог стал поступать в казну. Теперь он взимался в виде денег.

Вторая стадия процесса (iudicium) происходила сразу после жертвоприношения и "обеда". Понтифики, видимо, доводили смысл права до сведения отцов-сенаторов. Затем из числа сенаторов выбирался один представитель, который в соответствии с уясненным правом излагал судебное решение. По всей видимости, первоначально этот представитель сената, выполнявший роль судьи, был гентильным главой один из сторон – истца или ответчика. Который из двух "отцов" будет формулировать решение, видимо, под контролем жрецов и сенаторов согласовывали между собой истец и ответчик. В крайнем случае несогласия вопрос всегда мог быть решен обращением к воле богов путем жребия.

Деление процесса на две части (in iure и in iudicium) отражало различавшиеся в первоначальном праве сферу божественного суда и людского судоговорения. Зачастую считается, что первоначальное право было основано на уходящем в глубины поколений обычае и поэтому носит название обычного права. Это обычное право не было случайным собранием эмпирически найденных в течение длительного времени поведенческих образцов (моделей-казусов). Обычное право имело свою разработанную систему, организующую его именно в право. Жрецы связывали в единую мифологическую картину оба порядка – в мире богов (то есть в природе) и в мире людей. Обычаи предков у римлян назывались – mores maiorum. Первоначально они не отделялись от религиозных обрядов и правил нравственности. Все они объединялись понтификальным правом (т.е. священными законами). Поэтому правовая практика была ритуализирована в такой же степени как и религиозно-магическая.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: