выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям.
На ознакомительном этапе аудитору необходимо выяснить, кто является ответственным лицом за организацию бухгалтерского учёта и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, за формирование учётной политики, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности; установить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы. Аудитор также должен проверить, насколько документооборот соответствует требованию иметь своевременную и полную информацию для подготовки бухгалтерской отчётности и других целей [21, с.145].
На основном этапе аудиторской проверки необходимо установить, раскрыты ли в учётной политике следующие темы: выбор способа начисления амортизации основных средств, способ оценки нематериальных активов, выбор метода оценки материально-производственных запасов и готовой продукции, аудитор должен проверить, насколько детально раскрыты методы оценки активов, формирование резервов, методы оценки активов и обязательств. Одной из наиболее распространенных ошибок организации является то, что приказ об утверждении или изменении учётной политики на текущий год датирован датой текущего года. Аудитор должен проверить, как были отражены изменения в учётной политике, за счет каких источников. При предполагаемом изменении метода учёта в следующем году аудитор должен проверить, отражена ли эта информация в пояснительной записке.
На заключительном этапе по результатам аудита учётной политики необходимо оценить выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности — с позиций их соответствия нормам действующего законодательства и с учётом специфики деятельности организации.
Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике, аудитор выясняет:
- все ли положения приказа являются элементами учетной политики;
- все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.
С этой целью аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, предложив руководителю проверяемой организации заполнить анкету примерно следующего содержания представленного в приложении 5.
Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере.
Наиболее часто в приказе об учетной политике не находят отражения вопросы:
I. Организационно-технические
- правила и график документооборота;
- внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);
- система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);
- положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;
- порядок проведения инвентаризаций.
II. Методологические
- способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;
- порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;
- способы распределения косвенных расходов;
- оценка незавершённого производства.
III. Налоговые
- порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж и т.п.);
- порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).
В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.
При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:
- приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;
- рабочим планом счетов бухгалтерского учета;
- перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;
- методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;
- пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при
формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;
- изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным [20, с. 65].
Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
При проведении аудита учетной политики задачами аудитора является: проверка целесообразности применения той или иной формы организации бухгалтерского учета, отвечает ли она конкретным требованиям работы предприятия. В учетной политике должны быть указаны методы оценки основных средств, их классификация на предприятии, используемые методы амортизации и другое.
Рассмотрим типичные ошибки при аудите учетной политики организации:
- начисление амортизации по неамортизируемым нематериальным активам (товарные знаки, торговые марки);
- отсутствие внутренней документации об установлении срока полезного использования амортизируемых нематериальных активов;
- установление срока амортизации по нематериальным активам в пределах одного года;
- отсутствие внутренней нормативно-распорядительной документации, служащей обоснованием сумм начисленных резервов предстоящих расходов и платежей;
- смешение понятий резерва на проведение ремонтных работ и ремонтного фонда;
- в течение одного отчетного периода на предприятии применяется разная база для распределения косвенных расходов;
- зачастую предприятия все виды расходов, учтенные в составе расходов будущих периодов, включают в себестоимость продукции (работ, услуг) будущих отчетных периодов. Расходы будущих периодов, не относящиеся по своему экономическому содержанию к текущим издержкам, не должны быть отнесены к себестоимости;