Методика аудита учетной политики




Аудит учетной политики организации

Цель аудита учетной политики — установить соответствие применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи аудита учетной политики:

§ изучить систему организации бухгалтерского учета;

§ дать оценку учетной политики организации;

§ рассмотреть систему документации и документооборота. Основным нормативным документом является Положение по

§ бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.

Источники получения аудиторских доказательств: приказ об учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета, пояснительная записка к бухгалтерской отчетности организации.

Методика аудита учетной политики

1. Проверка структуры приказа об учетной политике организации:

§ инспектирование рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

§ изучение форм первичных учетных документов, применяемых при оформлении хозяйственных операций;

§ наличие утвержденных форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

§ подтверждение наличия графика документооборота и оценка целесообразности сроков обработки документов;

§ изучение порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств;

§ наблюдение за порядком хранения документов.

2. Проверка соответствия выбранных организацией методов оценки учета активов и обязательств действующим Положениям по бухгалтерскому учету по следующим направлениям:

а) способ начисления амортизации основных средств:

§ линейный;

§ уменьшаемого остатка;

§ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

§ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

б) способ амортизации нематериальных активов:

§ линейный;

§ уменьшаемого остатка;

§ путем списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

в) метод оценки материально-производственных запасов и готовой продукции по:

§ себестоимости каждой единицы;

§ средней себестоимости;

§ себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ Ф МФО);

г) порядок формирования резервов;

д) варианты учета затрат на производство продукции, распределения косвенных расходов между объектами учета затрат и калькуляции;

е) варианты оценки незавершенного производства.

3. Проверка соблюдения допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

4. Проверка правомерности внесенных изменений в учетную политику.

Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации организация должна раскрывать следующую информацию:

§ причину изменения учетной политики;

§ содержание изменения учетной политики;

§ порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

§ суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

§ сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности. — до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае, если раскрытие информации по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

Основные виды нарушений:

§ приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован датой текущего года, что противоречит нормам Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. согласно которым способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа:

§ в приказе об учетной политике отдельные элементы учета активов и обязательств обозначены, а их подробная характеристика отсутствует, что приводит к неоднозначному выбору варианта отражения в учете хозяйственных операций;

§ не вносятся изменения в учетную политику в результате разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, направленных на более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности; существенного изменения условий деятельности в результате реорганизации (изменением видов деятельности, сменой собственников), изменений в законодательстве РФ;

§ отсутствие графика документооборота;

§ доходы и расходы не соответствуют отчетным периодам;

§ текущие затраты не отделены от капитальных вложений;

§ не соблюдается принцип имущественной обособленности.

Методика аудита учётной политики организации

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудит планируется и проводиться таким образом, чтобы получить уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводиться на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности [19, с.116].

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы. С помощью аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации должны варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Составляя общий план и программу аудита, аудиторская организация должна учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит ей точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Аудиторская организация при необходимости может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Целью аудита учётной политики является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учёта действующим в проверяемом периоде нормативным документам. Последовательность работ при проведении аудита учётной политики можно разделить на три этапа — ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: