ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА




Методы исследования

Общенаучные

· Наблюдение

· Эксперимент

· Квазиэксперимент и т. д.

Общепсихологические

· Тесты и опросники (часто заполняют родители или педагоги)

· Описание конкретных случаев (case-study) и т.д.

· Анализ продуктов творческой деятельности – рисунков, текстов и пр.

Собственные методы

· Метод срезов/ Лонгитюд. На самом деле это даже не методы, а способы организации исследования.

· Дневниковые методы

· Психогенетические методы и т.д.

Методы разделяются также на номотетический и идиографический - методы «наук о природе» и «наук о духе».

Номотетический метод — это метод естествознания, его задачей является установление законов развития, существования и взаимодействия объектов на основе обобщения явлений (его еще называют генерализующим методом). Этот подход подразумевает, что научные законы могут формулироваться только статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации. Предполагается, что обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. И это один из основных поводов для критики подобного подхода.

Идиографический метод - метод гуманитарных наук (неокантианцы в основном имели в виду историю), направленный на описание индивидуальных особенностей исторических фактов, его задачей служит описание существенных черт в индивидуальных явлениях (поэтому он еще называется индивидуализирующим методом). Широко используется в психологии. Например, монография З. Фрейда «Леонардо да Винчи», или «Молодой Лютер, психоаналитическое и историческое исследование» Э. Эриксона.

 

Лонгитюд/поперечные срезы.

 

 

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА

(Полная версия https://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php)

1. Уважение достоинства, прав и свобод личности.

2. Конфиденциальность

• Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

• Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

• Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента

• Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

• Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.

• Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом.

• В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.

4. Самоопределение Клиента.

5. Принцип компетентности.

6. Знание профессиональной этики

7. Ограничения профессиональной компетентности.

 

Про воспроизводимость результатов психологических исследований: https://www.nature.com/news/over-half-of-psychology-studies-fail-reproducibility-test-1.18248

До начала 18 века ребенок науке не интересен?

· Наука и искусство – занятия мужчин, имеющих свободное время и средства.

· Маленький ребенок – дело матери, кормилицы, няни, гувернантки.

· Ребенок – «недо-взрослый».

· Высокая рождаемость и высокая детская смертность (за 1867-1881 гг. на 1000 детей в возрасте до 5 лет: Московская губерния – 554, Пермская – 541, Нижегородская –509).

Джон Локк (1632 – 1704). У человека нет врождённых идей. Ребенок – tabula rasa. Нет ничего в сознании, чего бы не было раньше в ощущении.

«Сознание как мы говорим, белая бумага, лишенная всех характеристик и без каких бы то ни было идей. Как в нем появляются идеи? Откуда возникают в нем материалы для разума и знания? На это я отвечу одним словом – из опыта. На нем основывается все наше знание и из него оно в конечном счете извлекает само себя».

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

«Детство имеет свои собственные способы видения, мышления и чувствования. Все это происходит в соответствии с планом Природы. Природа как скрытый преподаватель поощряет ребенка развивать различные способности на различных стадиях роста».

Стадии развития ребенка повторяют общую эволюцию человеческого вида. Младенцы схожи с самыми древними «примитивными людьми», которые воспринимали мир непосред­ственно с помощью органов чувств и которых волновали только чувство удовольствия и боль. Следующие две стадии детства па­раллельны эре «дикарей», когда люди учились строить хижины, из­готавливать инструменты, ловить рыбу, ставить капканы на зверей и использовать другие навыки.

Отрочество параллельно началу настоящей социальной жизни. Когда работа стала специализироваться, люди больше не пытались производить все, что им нужно, самостоятельно. Таким образом, им приходилось опираться на других людей. По мере того, как они все больше погружались в общество, они стали рабами условностей и социального одобрения.

«Дитя живет внутри самого себя; социальный человек всегда находится за пределами себя самого, он знает, как работать с точки зрения других людей»

 

Биогенетический закон = теория рекапитуляции Эрнста Геккеля – фальшивка, которая тем не менее принесла много пользы. Общий смысл идеи рекапитуляции лежит в основе многих теорий психологии развития.

 

Например, Ст. Холл и К. Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создали периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Они выделяли 5 основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

• от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совком;

• от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

• от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;

• от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;

• от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

С 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

 

В психологию развития и возрастную психологию внесли также огромный вклад:

Зигмунд Фрейд (1856-1939),



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: