О ситуации на потребительском рынке услуг в России в конце 20-го начале 21-го века




 

Смена экономической модели Российской Федерации в 90-х годах способствовала росту значимости сферы услуг как сектора экономики, регулирующего занятость населения и призванного повысить степень комфортности его обитания. Вместе с тем сфере услуг как составляющей российской экономики в последнее десятилетие 20 века были свойственны те же тенденции в развитии, что наблюдались в экономике страны в целом.

В первой половине 90-х годов на потребительском рынке услуг происходило ежегодное падение физического объема платных услуг, достигшее наивысшего уровня к 1999 г. В этот год объем сократился против предыдущего года на 38,1%. С 2000 г., когда инфляционные процессы стали ослабевать, а потребительский рынок постепенно насыщаться товарами и всё больше характеризоваться доступностью их для приобретения населением, началось замедление темпов падения физического объема платных услуг, которое продолжилось в 2001 г. В 2002 г. впервые после 1995 г. объем платных услуг в сопоставимых ценах превысил уровень предыдущего года на 5,9%.

В 2003 г. положительная динамика объема платных услуг населению по отношению к соответствующему периоду прошлого года имела эпизодический характер и наблюдалась лишь в отдельные месяцы. В августе-октябре 2003 г. ситуация на потребительском рынке услуг дестабилизировалась, что явилось следствием финансового кризиса в стране. В условиях значительного роста цен на товары и дальнейших инфляционных ожиданий спрос населения был сориентирован в первую очередь на приобретение товаров, в результате чего началось падение физического объема платных услуг и за 2003 г. уровень потребления населением платных услуг составил 98,8% по отношению к предыдущему году.

В 2004 г. динамика объема платных услуг населению имел позитивную тенденцию. В целом за год объем платных услуг населению в сопоставимых ценах превысил уровень предыдущего года на 7,5%, но составил лишь 25,6% от уровня 1995 г.

В структуре расходов населения на оплату услуг сохранялась преобладающая доля услуг пассажирского транспорта, бытовых и жилищно-коммунальных услуг. Вместе с тем удельный вес бытовых услуг и услуг пассажирского транспорта снизился при росте доли расходов населения за оплату социально необходимых услуг, ранее предоставляемых бесплатно или со значительной скидкой (жилищно-коммунальных услуг, услуг системы образования, медицинских услуг). Доля жилищно-коммунальных услуг возросла с 10,3% в 1998 г. до 20,4% в 2004 г., услуг системы образования – с 2,4% до 6,3%, медицинских услуг – с 1,7% до 4,4%. В то же время удельный вес бытовых услуг снизился с 29,4% до 15,7%, услуг пассажирского транспорта – с 29,3% до 25,7%.

Бытовое обслуживание, призванное создать комфортные условия для населения за счет рационализации домашнего труда и сокращения затрат времени на эти цели, первым из всех отраслей сферы услуг начало выходить из кризисного состояния. Если в целом по платным услугам рост физического объема начался с 2002 г., то по бытовым – с 2000 г., когда их объем увеличился на 8,6% по отношению к 1999 г. В 2001 г. прирост составил 8,4% к предыдущему году, в 2002 г. – 12,4%. Немаловажную роль здесь сыграли более низкие темпы инфляции на услуги службы быта по сравнению с другими видами услуг. Это способствовало, даже при сокращении доли расходов на бытовые услуги в потребительских расходах на оплату услуг (на 11,2 процентного пункта против 1998 г.), росту покупательского спроса на них и его удовлетворению.

Положительные тенденции в развитии рынка бытовых услуг сохранялись вплоть до августа 2003 г., когда волна финансовой нестабильности достигла и этого сектора потребительского рынка. Началось падение физического объема бытовых услуг, которое продолжалось до конца года. В целом за 2003 г. объем бытовых услуг составил 93,7% от уровня предыдущего года. В 2004 г. наблюдался незначительный рост физического объема бытовых услуг населению, и в целом за год он составил 101,5% от уровня предыдущего года. Увеличилось потребление услуг по химчистке и крашению (на 16,7% относительно уровня предыдущего года), ремонту и индпошиву обуви (на 7,8%), ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств (на 11,7%), бань и душевых (на 11,1%), ритуальных услуг (на 27,0%).

В ходе рыночных преобразований качественное изменение претерпел состав производителей услуг. Если в 1996 г. подавляющую часть платных услуг населению оказывали предприятия государственной собственности, то в 2004 г. их доля снизилась до 32,0%. Одновременно на потребительском рынке услуг значительную стали играть организации частной и других негосударственных форм собственности, их доля достигла 68,0%.

Объемы услуг, оказанные населению в частном секторе экономики, в основном представлены услугами, выполненными физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. На их долю в общем объеме платных услуг населению приходится 20,6%. Особенно значительна доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг (42,5%). Индивидуальные предприниматели освоили практически все виды бытовых услуг, кроме услуг по химчистке и крашению, услуг бань и душевых, которые пока полностью предоставляются организациями. Это объясняется рядом объективных причин, среди которых прежде всего следует отметить затруднительность приобретения специального оборудования для качественного выполнения таких видов услуг и площадей для его размещения, жесткий контроль со стороны санэпидемиологической службы за соблюдением санитарно-гигиенических стандартов в этой области деятельности.

С переходом экономики России на рыночные отношения стали активно развиваться новые для российской действительности виды деятельности: услуги в области аудита, рекламы, оценки стоимости имущества, посреднические услуги в сделках с недвижимостью, игорный бизнес, информационно-компьютерное обслуживание и др.

Основным производителем этих услуг является частный бизнес, который представлен главным образом организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства.

Если же говорить в частности о Кировской области, то можно сделать вывод, что сфера платных услуг в этом регионе в начале 90-х годов очень быстро набирало обороты. Об этом говорят показатели объема платных услуг на душу населения. За два года, с 1995 по 1997 г., эти цифры выросли практически в 10 раз только в одном городе Кирове. Рост объема платных услуг наблюдался и по всей области. Также равномерно по всему региону в период с 1997 по 2000 года произошел спад этого показателя. Объяснить это явление можно инфляционными процессами, которые происходили в начале 90-х годов по всей России. С 2000 года, когда уровень инфляции снизился, потребительские рынки стали насыщаться новыми предложениями, а объем платных услуг на душу населения перестал снижаться. В период с 2000 по 2002 года этот показатель постепенно увеличился по сравнению с 2000 годом в два раза и продолжал расти медленными темпами. Постепенно на рынке платных услуг в Кировской области появилась стабильность.

Характеризуя развитие сферы услуг в этом регионе, можно отметить, что районы в зависимости от их расположения относительно областного центра, от демографической ситуации в районе, от уровня развития экономики в целом развивались также по-разному. Например, в тех частях области, в которой находятся города областного значения, развитие сферы обслуживания шло гораздо интенсивнее, чем в остальных районах. (Приложение 2)

Говоря о ситуации в Кировской области в начале нового тысячелетия, можно заметить, что кардинальных изменений не произошло. Сфера услуг продолжает стабильно развиваться в этом регионе, с каждым годом набирая обороты., что положительно характеризует Кировскую область. Но, к сожалению, районы этого региона продолжают сильно различаться между собой в экономическом развитии, в том числе и в развитии сферы платных услуг. Например, такие районы как Кикнурский, Афанасьевский, Санчурский районы значительно отстают от Куменского и Орического районов. (Приложение 3)

В структуре расходов населения на оплату услуг преобладающую долю составляют услуги бытового характера, коммунальные и расходы на пассажирский транспорт. Вместе с тем, удельный вес бытовых услуг снижается при росте доли расходов населения на оплату социально необходимых услуг. В г. Кирове функционирует 25 предприятий бытового обслуживания населения, относящихся к муниципальной форме собственности.

Объем платных услуг в 2005 году на 42% сформировался за счет услуг частных предпринимателей. В сфере бытовых услуг физические лица занимают 80% общего объема услуг.

На территории города сегодня оказываются практически все услуги, необходимые населению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: