признакам:
- способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС),
- степени охвата задач управления,
- классам реализуемых технологических операций,
- типу пользовательского интерфейса,
- технологиям обработки информации (вариантам использования сети ЭВМ),
- обслуживаемой предметной области и др. 1) По способу реализации ИТ делятся на традиционные и современные ИТ.
Традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до
периода массового использования ПЭВМ. Они были ориентированы главным образом на
снижение трудоемкости пользователя (например, инженерные и научные расчеты,
формирование регулярной отчетности на предприятиях и др.). Новые (современные) ИТ
связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме
реального времени.
2) По степени охвата информационными технологиями задач управления
выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку
принятия решений, электронный офис, экспертную поддержку.
В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ
без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных
математических и экономических задач.
Во втором случае при автоматизации управленческой деятельности вычислительные
средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирования
регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме, для подготовки
управленческих решений. К этой же группе относятся ИТ поддержки принятия решений,
которые предусматривают широкое использование экономико-математических методов и
моделей, пакеты прикладных программ (ППП) для аналитической работы и формирования
прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и
явлениям производственно-хозяйственной деятельности.
К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время ИТ, получившие
название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Электронный
офис предусматривает наличие интегрированных ППП, которые обеспечивают комплексную
реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение
приобретают электронные офисы, сотрудники и оборудование которых могут находиться в
разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами и базами данных
(БД) конкретного предприятия или учреждения в гостинице, транспорте, дома привела к
появлению электронных офисов, включенных в соответствующие сети ЭВМ.
ИТ экспертной поддержки принятия решений, составляют основу автоматизации труда
специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для
исследования складывающихся ситуаций используют накопленный опыт в оценке ситуаций,
т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области.
3) В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные технологии
могут быть ориентированы на:
- обработку данных (например, системы управления базами данных, электронные
таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.);
- обработку тестовой информации (например, текстовые процессоры, гипертекстовые
системы и т.д.);
- обработку графики (например, средства для работы с растровой графикой, средства
для работы с векторной графикой);
- обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания
мультимедийных приложений);
- обработку знаний (экспертные системы).
Разделение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий
позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах
возможна и несложная расчетная деятельность, а табличные процессоры обрабатывают не
только цифровую информацию, но и могут генерировать графики. Однако каждая из видов
технологии в основном ориентированна на работу с информацией определенного вида. Следует помнить, что современные информационные технологии могут образовывать
интегрированные системы, включающие обработку различных видов информации.
По классу реализуемых технологических операций ИТ подразделяются: на работу с
текстовым и табличным процессорами, графическими объектами, системы управления БД,
гипертекстовые и мультимедийные системы.
информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации,особенно высшей ее формы - знаний
Информационный кризис проявляется в следующем:
Информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации.
Возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации.
Возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - глобальный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый, постиндустриальный на основе использования кибернетических методов и средств (универсальных или управляемых ЭВМ, микро- и персональных ЭВМ, микропроцессорных блоков, программируемых контроллеров). Информатизация в индустриально развитых странах становится стержневым звеном, объединяющим все стороны качественных преобразований в обществе. В результате информатизации на новый уровень поднимаются научные исследования и разработки, производство, управление, все сферы социальной жизни общества, качественно меняются параметры экономического роста.
Фундаментом процесса информатизации является радиоэлектронное производство. Большие достижения в области информатизации достигнуты в США, Японии, Англии, Франции, ФРГ, в ряде малых стран Европы и Азии; наращивает потенциал информатизации Латинская Америка. Основными звеньями общенациональных систем эксплуатации информационных ресурсов являются: сети ЭВМ, базы данных, экспертные системы, суперкомпьютеры, волоконно-оптические линии связи, персональные ЭВМ. Главными направлениями развития информатизации становятся: создание более прогрессивных и гибких средств обработки информации, снижение стоимости ее обработки, улучшение технических характеристик оборудования, расширение масштабов стандартизации устройств сопряжения, качественное улучшение подготовки кадров; разработка защитных мер против несанкционированного доступа к информации и др.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые знания;
грамотно работать с информацией;
самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом
приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их
действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески
мыслить;
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,
уметь работать сообща в различных областях;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.