II. Рассказ о творческом содружестве композиторов «Могучая кучка»
- Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.
Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной Михаилом Ивановичем Глинкой, который в своих произведениях рассказывал о жизни простого народа и развивал русскую национальную музыку, опираясь на фольклор.
Союз этих композиторов назвали «Могучей кучкой»
В содружество входили: талантливый двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Во главе кружка встал Милий Алексеевич Балакирев Михаил Иванович Глинка считал его своим преемником в русской музыке.
Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И. Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве.
Название «Могучая кучка» им дал известный русский искусствовед Владимир Васильевич Стасов написав в своей статье после одного из концертов: «Сколько поэзии, чувства, таланта у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». Именно Стасов вдохновлял композиторов на создание новых музыкальных полотен.
|
В то же время лучшие русские художники создали Товарищество передвижных выставок. Они хотели писать картины о народе и для простого народа. Передвижные художественные выставки организовывались во многих городах и сёлах России.
«Кучкисты» и передвижники рассказывали в своих произведениях о простых людях, их страданиях, унижениях. Они не только правдиво показывали жизнь своего народа, но и выносили в искусстве общественное порицание отрицательным явлениям жизни.
Передовые художники и композиторы воспевали неповторимую красоту родного края, создавали портреты лучших людей своего времени. Горячей любовью к Родине и мечтой о её светлом будущем проникнуты многие картины и музыкальные произведения.
Из всех композиторов «Могучей кучки» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Он создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут в его произведениях.
О таких образах – музыкальных портретах – мы и поговорим на наших уроках.
III. Знакомство с жанром музыкального портрета.
- Сегодня мы познакомимся с «Песней Варлаама » из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.
- что такое опера? (Музыкальный спектакль, где всё действие происходит под музыку и пение)
- Где и когда она возникла? (1600 г., во Флоренции)
- Кто написал первую оперу? (Клаудио Монтеверди)
- А из каких музыкальных номеров состоит опера? (оркестровые эпизоды, хоровые эпизоды, арии, ансамбли)
|
- Песня Варлаама – это тоже один из номеров в опере «Борис Годунов», который мы сейчас послушаем. Это очень интересный персонаж в опере. ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.
- Это потрет Ильи Репина «Протодьякон» (это старший помощник священника при совершении церковной службы). На картине изображён огромный, разгульно живущий, любящий выпить и поесть, гигантское пузо- центр картины, сильная рука, сжимающая посох, красный нос пьяницы. Обращает на себя внимание злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе), его душа – душа разбойника.
- Ребята, Варлаам поёт песню не про себя.
Как манера исполнения выдаёт характер героя?
(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.)
- Какие краски симфонического оркестра использовал композитор для передачи характера Варлаама?
(Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)
- Итак, ребята, проанализировав «Песню Варлаама», мы подобрали к ней эпитеты, которые характеризуют нам Варлаама, создали цветовую гамму, больше всего подходящую к этому образу, нашли даже портрет, схожий, по-нашему мнению, с образом Варлаама – беглого монаха-разбойника. А теперь давайте ещё раз послушаем музыкальный портрет Варлаама и осознанно сопоставим его с репинским «Протодьяконом».
|
(Слушание «Песни Варлаама»)
- Скажите, ребята, схожи друг с другом образ Варлаама и образ Протодькона? (Да)
- Действительно, репинский «Протодьякон» очень похож на Варлаама. Это признавал и сам композитор. Увидев однажды картину «Протодьякон», Мусоргский воскликнул: «Да это же мой Варлаамище!». Однако, своего Варлаама композитор писал не по картине «Протодьякон», а Репин своего «Протодьякона» - не по образу Варлаама. Почему же и Мусоргский своего Варлаама и Репин своего «Протодьякона» написали так похоже?
(Потому что, и Мусоргский, и Репин, правдиво изображали жизнь во всём её многообразии, стремясь как можно точнее передать тот или иной образ.)
h ttps://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=70fcbf94b32ab9b24edf41e92f52c727&n=13