Президент России Дмитрий Медведев и президент Украины Виктор Янукович подписали соглашение о строительстве моста через Керченский пролив. Датой окончания строительства был назван 2914 год. Особое внимание уделили встрече с главами приграничных районов Украины и России, межрегиональному сотрудничеству стран.
Госдума единогласно ратифицировала договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Абхазией и Южной Осетией. Российская сторона уверена, что таким образом будет обеспечена безопасность обеих республик. Тексты обоих документов идентичны, но заметно отличаются от аналогичных договоров со странами СНГ.
Оба договора предусматривают правовую основу для строительства военных баз и военной инфраструктуры на территориях договаривающихся сторон, совместной охраны государственной границы, защиту всех этнических и религиозных групп, проживающих на территории Абхазии и Южной Осетии, сотрудничество в экономической, социальной, гуманитарных сферах, совместную борьбу с терроризмом, наркотрафиком, коррупцией и др.
Региональные организации. После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств, которые полностью или по большей части состоят из постсоветских государств.
Содружество Независимых государств (СНГ) – межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, кроме прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа 2009 г.
|
Курс трех Прибалтийских государств изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада, включая вступление в Европейский Союз и НАТО.
Евразийский Союз. В середине 1990-х годов некоторое время рассматривалось, но тогда не было согласовано предложение президента Казахстана Н.Назарбаева от 29 марта 1994 организовать Евразийский Союз из пяти республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).
В 2011 г. Владимир Путин вернулся к идее Евразийского Союза на базе России, Белоруссии и Казахстана.
Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ). В ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения и Узбекистан. Задача ОДКБ – координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ). В ГУАМ в настоящее время (после выхода Узбекистана) входят четыре члена: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ.
Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) было создано Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном на основе Таможенного союза СНГ.
Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе. Украина ранее заявляла, что в ее намерения не входит получение полного членства в этом сообществе, хотя позже премьер-министр Украины В.Янукович в разговоре с В.Путиным заявил, что Украина думает об ЕврАзЭС.
|
Молдавия тоже не планирует полностью присоединяться к организации, так как одним из необходимых для этого условий является наличие общих границ с государствами-членами сообщества.
Узбекистан согласился присоединиться к организации в октябре 2005, когда начался процесс объединения Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества и Евразийского Экономического Сообщества. Вступление Узбекистана в организацию в качестве действительного члена произошло 25 января 2006 года.
Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) было создано в 2002 году.
6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединенной организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) состоит из Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятерка и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.
Зоны свободной торговли на постсоветском пространстве.
(ЗСТ) – тип международной интеграции, при котором в странах участниках отменяются таможенное пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. За странами-участницами сохраняется право на определение режима торговли по отношению к третьим странам (обычно ЗСТ не распространяются на сельхозтовары). Внутри ЗСТ сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение импортируемых товаров.
|
● Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией подписанное в 1993 г. (утратило силу в 2004 г. со дня вступления стран-участниц в Европейский Союз)
● Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле – соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г. (утратило силу в 2004 г., со дня со дня вступления стран-участниц в Европейский Союз).
● Зона свободной торговли СНГ – соглашение между странами СНГ, подписанное в октябре 2011 года
2.2.2 Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе
Чеченская проблема. Наиболее трагическую форму принял российский конфликт федерального центра с окраинным сепаратизмом самопровозглашенной «Республики Ичкерия». С конца 1991 года острый характер приобрел чеченский кризис, ставший серьезным дестабилизирующим фактором общественно - политического развития России в 1990-е годы.
27 октября 1991 президентом Чеченской республики был избран боевой летчик генерал Джохар Дудаев (результаты выборов не были признаны Верховным Советом РСФСР). В октябре-ноябре 1991 президент Чеченской республики Д. М. Дудаев распустил Верховный Совет Чечено-Ингушетии, объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия (Чечня) и о выходе ее из состава РСФСР. Дудаеву удалось взять под контроль значительную часть вооружения советских войск в Чечне. Резолюции Верховного Совета Российской Федерации и предупреждения президента России Б. Н. Ельцина Дудаев игнорировал.
Руководство России оказалось в сложном положении. С одной стороны, оно было заинтересовано в отстранении от власти сил, поддержавших ГКЧП (к ним относился и Верховный Совет Чечено-Ингушской республики), с другой – чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России. Попытка вице-президента РСФСР А. В. Руцкого силой подавить эту угрозу (6 ноября 1991 был издан указ президента РСФСР Б. Н. Ельцина о введении чрезвычайного положения на территории Чечни, но через три дня, 9 ноября, - отменен) была блокирована президентом СССР М. С. Горбачевым, который планировал включить российские автономии в состав будущего обновленного Союза в качестве субъектов.
Политическая борьба между ветвями власти не позволила руководству России решить чеченскую проблему и в 1992-1993. Тем не менее самопровозглашенная Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как ее субъект. Это было закреплено в Конституции РФ 1993 года.
Чечня стала самым слабым звеном в цепи российской государственности. От его прочности зависела прочность Федерации. Первая Чеченская кампания (1994-1996). 10 августа 1994 г на съезде сторонников Джохара Дудаева в Грозном прозвучал призыв к объявлению «священной войны» против России. 28 ноября того же года была предпринята неудачная попытка сил, оппозиционных режиму Д. Дудаеву в Чечне, ворваться в Грозный.
В субботу 10 декабря 1994 было объявлено, что президент России Б. Н. Ельцин лег в больницу. На следующий день, в воскресенье 11 декабря, по распоряжению Ельцина в Грозный были введены федеральные войска для «восстановления конституционного порядка». Начались широкомасштабные боевые действия федеральных войск России против чеченских сепаратистов – сторонников Д. Дудаева. Министр обороны России Павел Грачев обещал взять Грозный в несколько дней. Однако чеченские сепаратисты встретили федеральные войска огнем из оружия, которое в 1992 году в огромном количестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Чечни. Замышлявшийся как краткосрочная операция по подавлению разрозненных банд сепаратистов ввод войск превратился в затяжную необъявленную внутреннюю «Кавказскую войну» (вторую после 19века) между федеральным центром и мятежной Чечней.
На сегодняшний день это самый продолжительный и кровопролитный продолжающийся конфликт на территории Россия. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался.
В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты стали на путь террор. В 1995-1996 боевики совершили вооруженные захваты больниц с сотнями заложником в городах Буденновске (Ставропольский край, Россия) и Кизляре (Дагестан, январь 1996).
Только в буденновской больнице 14 июня 1995 боевики захватили и 6 дней удерживали 1,5 тыс. заложников, 129 из них погибли. После этого в июне-июле 1995 года прошли переговоры между представителями федеральных властей Российской Федерации и чеченских сепаратистов, было подписано соглашение о прекращении огня. Однако осенью того же года боевые действия в Чечне возобновились.
В России росли антивоенные настроения и призывы «отпустить Чечню». Боевые действия продолжались до лета 1996г., когда удалось достичь перемирия. 27 мая 1996г. прошли переговоры (при участии Б. Н. Ельцина) между делегацией Российской Федерации и представителями чеченских сепаратистов. Была достигнута принципиальная договоренность о прекращении военных действий. 31 августа 1996 г. Хасавюрте (Дагестан) представители руководства Российской Федерации (секретарь Совета безопасности РФ А. И. Лебедь) и сепаратистов (Аслан Масхадов, сменивший Джохара Дудаева, уничтоженного точечным ракетным ударом 20 апреля 1996 года в результате спецоперации федеральных сил) подписали совместное заявление («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни, проведении в 1997 президентских выборов в республике (состоявшиеся выборы принесли победу Масхадову). Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2000 года.
12 мая 1997 Б. Н. Ельцина и А. А. Масхадов подписали в Москве Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия. Россия вывела свои войска с территории Чечни. Так завершилась первая Чеченская Кампания (1994-1996) второй «Кавказской войны».
Вторая Чеченская кампания (1999г.) и некоторые итоги «Кавказской войны». Вскоре террористические акты чеченских сепаратистов, унесшие жизни сотен людей, и военные действия возобновились. Чеченские сепаратисты форсировали процесс выхода из состава Российской Федерации и пытались вовлечь в этот процесс другие северокавказские субъекты России, прежде всего Дагестан.
К 1999 году в Чечне было похищено свыше 900 человек. В августе того же года вооруженные группы чеченских боевиков напали на соседние с Чечней районы Дагестана.
В сентябре 1999 года диверсионные взрывы жилых домов в Буйнакске (Дагестан), Москве и Волгодонске унесли жизни 305 горожан, более 500 человек было ранено.
2 августа 1999 года правительство России начало широкомасштабную «контртеррористическую операцию» в Чечне (вторая Чеченская кампания). Она не завершилась и поныне.
Боевики были вытеснены из населенных пунктов в горы. В Чеченской республике российское правительство создало администрацию по установлению конституционного порядка.
В 2003 была принята конституция республики как субъекта РФ, на ее основе были созданы новые органы власти, проведены выборы президента Чечни. Им стал Ахмад Кадыров, признанный Москвой. В этих условиях президент так называемой Ичкерии А. Масхадов с точки зрения законодательства РФ и вновь принятой конституции Чечни терял легитимность и автоматически становился лидером не страны, а сепаратистов-боевиков. В ходе «Кавказской войны» федеральными войсками применялись воздушные бомбардировки Грозного, «зачистки» освобожденных от боевиков территорий и создание «фильтрационных пунктов». Только за полтора года «контртеррористической операции» в Дагестане и Чечне (август 1999-январь 2001 г.) было убито 15 тыс. боевиков. «Установление конституционного порядка» и «контртеррористическая операция» в Чечне наряду с уничтожением живой силы противника привели к серьезным жертвам среди гражданского населения и значительным потерям среди федеральных сил. От бомбардировок и ракетных обстрелов федералов к ноябрю 1999 года погибло 3,5 тыс. мирных жителей.
По данным Р. И. Хасбулатова, за время военных действий в Чечне к весне 2000 г. погибли 20 тыс. мирных жителей и еще 13 тыс. пропали без вести. К этому времени, по официальным данным, 120 тыс. жителей Грозного оставались без крова. Чечню покинули 250 тыс. беженцев. Миллионное население Чечни сократилось с середины 1990-х годахк февралю 2000 году примерно втрое-до300-400 тыс. человек.
За время боевых действий с 1994 по весну 2001 года федеральные силы МО и МВД потеряли свыше 6 тыс. человек убитыми и около 14 тыс. было ранено (позднее официальные сводки потерь перестали сообщаться). За 5 лет и 10 месяцев (со 2 августа 1999 по июнь 2005), по сведениям Комитета солдатских матерей, погибло и умерло от ран 25 тыс. федеральных солдат и офицеров (почти вдвое больше, чем за 10 лет Советско-афганской войны), на территории Чечни находится более 700 захоронений.
Ведение боевых действий на Северном Кавказе только к февралю 2000 года обошлось казне, по западным подсчетам, более чем в 170 млн. долларов, что легло дополнительным грузом на нашу экономику.
Борьба с терроризмом. Чеченские боевики, используя иностранную помощь и наемников, продолжают политику террора, взрывая жилые дома и захватывая в плен заложников. Только в 2002 года они взорвали дом правительства в Грозном, произвели взрыв в г. Каспийске в рядах мирной демонстрации по случаю Дня Победы 9 мая, в октябре захватили 900 заложников в Театральном центре на ул. Дубровка в Москве во время показа мюзикла «Норд-ост». Угрожая взорвать здание этого центра с помощью террористок-смертниц, они требовали вывести федеральные войска из Чечни. Впервые правительство России не пошло на уступки, которые поощрили бы бандитов. 26 октября 2002 года была проведена спецоперация, в ходе которой почти все 40 террористов были уничтожены. К сожалению, погибли и 130 заложников, пострадали еще около 700.
В феврале 2004 террористы-смертники взорвали поезд московского метро.
В День Победы 9 мая 2004 взрыв на стадионе в Грозном унес жизнь президента Чеченской республики Ахмада Кадырова.
Военные действия в Чечне продолжаются уже более десяти лет. Они унесли тысячи человеческих жизней, нанесли республике огромный материальный ущерб.
В соответствии с Законом «О противодействии терроризму» и Указом президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» в России в марте 2006г. создан Национальный антитеррористический комитет во главе с директором ФСБ Николаем Патрушевым. Летом 2006 года комитет предложил добровольно сдавшимся чеченским боевикам амнистию.
Свой вклад в повышение уровня международной безопасности Российская Федерация внесла и тем, что в основном разрешила свой внутренний конфликт в Чечне. Сепаратисты, опиравшиеся на экстремистские исламистские группировки внутри республики и за рубежом, потерпели политическое и военное поражение: крупные бандформирования разгромлены, часть боевиков добровольно вышла из подполья и амнистирована, иностранные наемники и их эмиссары уничтожены или были вынуждены покинуть Чечню.
2.3.1. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество
Распад СССР и провозглашение СНГ выделил две сферы внешнеполитических интересов России – дальнее и ближнее зарубежье, отношения с США и НАТО. Российское руководство, как прежде союзное, в 1992-1994 годах отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего налаживанию и укреплению российско-американских отношений.
В январе 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2\3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991). (ОСНВ – ограничение стратегических наступательных вооружений).
Трудность положения российской стороны в ходе подписания и ратификации договора состояла в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, она являлась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передавать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А РФ не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал и их интересы.
Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.
Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв место СССР в ООН и ОБСЕ, Россия продолжила линию, которую проводил Советский Союз в последние годы своего существования. Однако эффективность внешней политики российского руководства была низка, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего резким ослаблением ее военной мощи.
Внешняя политика России вошла в фарватер политики США. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира» (1994 г.). Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона направленного в вышедшую из Югославской Федерации Республику Косово для умиротворения конфликтующих сторон.
Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего фактора мира во всем мире не привел к утверждению принципа баланса интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы (1996). Руководство НАТО с 1994 года активизировало курс на расширение своей организации за счет стран – бывших членов ОВД (Польши, Чехии, Венгрии) и республик бывшего СССР (Литвы, Латвии, Эстонии).
Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России беспокоила политическую элиты страны. Заявление руководства США о том, что демократическая Россия не рассматривается им в качестве противника были неубедительны.
Напряженность в некоторой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 года, по которому американское ядерное оружие не должно быть размещено на территории стран – бывших участников Организации Варшавского договора (распущена в 1991), а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.
В 1999 году отношения России с НАТО обострились в связи с начавшейся 24 марта военной операцией блока против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е.М.Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН, как серьезные удар по системе международной безопасности.
Этому способствовали
- соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994),
- присоединение к «большой семерке» (Англия, Германия, Италия, Канада, США Франция, Япония) и превращение ее в «большую восьмерку» (1997),
- вхождение в «Парижский клуб» кредиторов – международную организацию, обслуживающую государственные долги (1997).
В 1996 году Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН – ассоциацией стран Юго-Восточной Азии по совместному решению общих социально-экономических и политических вопросов (тогда 7 стран – Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточной Азии, но и шире – в Азиатско-тихоокеанском регионе.
К концу 90-х США и страны Европейского Союза (ЕС) не признали Россию страной с рыночной экономикой, несмотря на то, что более 60% ее национального дохода создавалось в частном секторе.
Российский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для антидемпинговых пошлин, особенно в США.
Весной 2004 Россия довольно жестко отреагировала на вступление в НАТО (помимо Болгарии, Румынии, Словакии и Словении) стран Балтии – Эстонии, Латвии и Литвы. Воздушное пространство этих государств начали патрулировать истребители НАТО, оказавшись от Санкт – Петербурга на удалении пяти минут летнего времени.
Руководители Североатлантического альянса успокаивали Россию тем, что сама она является его активным партнером, создав в 2002 году Совместный постоянный Совет (СПС) Россия- НАТО. Тем не менее, очередное расширение НАТО сильно затронуло политические, военные, а также экономические интересы России, нанесло удар по ее престижу.
Из Указа Президента Российской Федерации от 5.02.2010г. №146 «О Военной доктрине Российской Федерации» (утратил силу Указ Президента Российской Федерации от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении Военной доктрине Российской Федерации»).
Несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.
…Основные военные опасности:
а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран- членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;
б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
д)территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
е)распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;
ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
з) применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права.
…Основные военные угрозы:
а)резкое обострение военно - политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
б)воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;
в)создание и подготовка незаконных вооружений формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;
г)демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;
д)активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
… Характерные черты современных военных конфликтов:
а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;
б) усиление роли информационного противоборства.
…Особенности современных военных конфликтов:
а) непредсказуемость их возникновения;
б)наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;
в)возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;
…Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта,- важнейшая задача Российской Федерации.
Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:
а)укрепление системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств(СНГ), организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом и НАТО);
б)расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права…
В сфере международного экономического сотрудничества событием стало создание новой организации с участием России.
БРИКС (англ.BRICS) – группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, lndia,China,South Africa).
Прогнозируется, что экономический рост этих стран в будущем приведет к уменьшению влияния «Большой Восьмерки».
У БРИКС есть потенциал сформировать сильный экономический блок – наподобие государств «Большой Восьмерки».
Эти страны занимают более 25% суши в мире, 40% населения и имеют объединенный валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн.$. Почти в каждом сравнении они будут наибольших глобальным объектом. Эти страны среди самых больших растущих формирующихся рынков.
Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья.
В сентябре 2008 года ЮНКТАД опубликовала доклад, согласно которому страны БРИКС входят в пятерку стран, которые транснациональные корпорации считают наиболее привлекательными местами для размещения будущих зарубежных инвестиций. Как отмечалось в докладе, инвестиционная привлекательность России и Бразилии в сравнении с данными доклада ЮНКТАД от 2007 года заметно возросла.
[Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) орган Генеральный Ассамблеи ООН. Создана в 1964 году. Штаб квартира ЮНКТАД находится в Женеве. Включает 193 страны. Решения ЮНКТАД (в форме резолюций) имеют рекомендательный характер]
На 2011 год пять стран БРИКС занимают довольно высокие позиции во многих экономических, социальных, политических и военных рейтингах, Например, Китай является второй по величине экономикой в мире, в то время как Индия четвертая в мире по темпам роста ВВП. В большинстве категорий страны БРИКС занимают очень высокие позиции.
Глобальный рейтинг (2011)
Таблица 1
Категория | Бразилия | Россия | Индия | Китай | ЮАР |
Площадь | |||||
Население | |||||
Темпы роста населения | |||||
Рабочая сила | |||||
ВВП(номинальный) | |||||
ВВП (ППС) | |||||
ВВП (номинальный) на душу населения | |||||
ВВП (ППС) на душу населения | |||||
ВВП (реальный) темпы роста | |||||
Индекс развития человеческого потенциала | |||||
Экспорт | |||||
Импорт | |||||
Сальдо торгового баланса | |||||
Прямые иностранные инвестиции | |||||
Золотовалютные резервы | |||||
Внешний долг | |||||
Государственный долг | |||||
Потребление электроэнергии | |||||
Количество мобильных телефонов | |||||
Количество пользователей Интернета | |||||
Производство автомобилей | |||||
Военные расходы | |||||
Численность вооруженных сил | |||||
Железнодорожная сеть | |||||
Сеть автомобильных дорог |
Расширение Европейского Союза – это процесс укрепления Европейского Союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов.