Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.
Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.
К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.
Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.
Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России, органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.
Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.
Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века.
Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям".
Духовная сфера переживает в середине 90-х годов острый кризис. В сложный переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремление направить страну на рельсы рыночного развития приводит к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке. Возможность так называемого "свободного" развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности.
Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.
Большинство людей по мере укрепления рыночных отношений все больше отчуждаются от ценностей отечественной культуры. И это вполне закономерная тенденция для того типа общества, которое создается в России в конце XX столетия. Словом современный период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция. В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы.
Первая: тенденции разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западной цивилизации.
Вторая: тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми и исповедуемыми народами России.
Борьба между этими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной культуры третьего тысячелетия.
Таким образом, культура России новейшего времени - сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой стороны, оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова.
Отечественная культура в эпоху новейшего времени прошла несколько наиболее существенных этапов: досоветский (до 1917 года); советский (до 1985 года) и современный этап демократических преобразований. На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность населения, большой разрыв между культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей.
Вступив на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада, Россия в пореформенные годы сумела добиться многого в области экономики. В духовном же отношении Россия на рубеже XIX-XX веков дала мировой культуре целый ряд выдающихся достижений. Противоречивый характер развития культуры в советский период привел к накоплению многочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.
Направленность развития культуры в будущем будет определяться многими факторами, прежде всего освобождением от внешней зависимости, учетом самобытности России и опытом ее исторического развития. На рубеже тысячелетий Россия вновь оказалась на перепутье. Но как бы ни сложилась ее судьба, русская культура остается главным богатством страны и залогом единства нации.
Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.
Массовая культура (поп-культура, культура большинства)-культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе.
Она может включать в себя такие явления, как
-быт,
-развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература),
-средства массовой информации и т.п.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными проишествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения [мейстрим (англ. Mfinstream)-основное течение ].
Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты,присуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации».
В начале ХХI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции … уже привели созданию критической массы изменений, затронувших самые основы… культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ – как в области знания, так и в области техники, - а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию».
Искусства и художественная. В сфере художественной культуры происходит достижений стал коммерческий успех произведения.
Потакая массовому потребителю,российское искусство в целом резко снизело свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические» стандарты.
Телевидение, ставшее ныне «самым мысовым из искусств»,делает ставку сериалы и разнообразные шоу (лотереи, игры с призами и т.д.)
Отечественный кинематограф переживает упадок. Кинопрокат закупа и демонстрирует в основном зарубежные (чаще американские) фильмы. Их основные жанры: остросюжетные фильмы (приключения, боевики, триллер фильмы ужасов и катастроф); драм, мелодрам, невзыскательные комедии различных разновидностей (криминальная, «черная» комедия, трагикомедия, комедийная мелодрам),фантастика, эротика.
Схожа ситуация и на телеэкране.
Производство российских кинокартин дорого и сокращается.
Повышение цен на билеты, изменение структуры кинорепертуара и конкуренция телевидения и видеопроката привели к массовому оттоку кинозрителей, сеансы проходят почти при пустых залах.
Театр перестал быть духовным наставником.
«Театр, может быть, самое могучее и верное средство возрождения страны; как барометр, театр указывает на подъем или упадок нации. Чуткий, прозорлиаый театр (я говорю обо всех жанрах – от трагедии до водевиля) способен в считанные годы переменить образ чувст целого народа,и, точно так же, увечный театр, отрастивший копыта вместо крыльев, способен растлить и усыпить нацию.
Театр – это школа смеха и слез;это свободная трибуна, с которой должно обличать лживую или ветхую мораль, представляя через живые судьбы вечные законы сердца и души человеческой.
Театр должен властвовать над публикой,а не публика над театром».[Федерико Гарсиа Лорка. Речь о театре ]
Книжный рынок и библиотеки. Коренные перемены коснулись и издательского дела.Государство перестало поддерживать издание научной литературы, появилось большое число частных издательств, ориентированных в первую очередь на коммерческий интерес.
Российский книгоиздательский бизнес активно монополизируется (40 – 45 % книжного рынка контролируется 6 – 7 крупными издателями) и сосредоточен в Москве (83,5 % суммарного тиража всех российских книг, 56,4 % - по количеству наименований). Доля петербургского книгоиздательского бизнеса в общем объеме выпуска в стране составляют 9,55% и 6,89% соответственно.
Книжный рынок отличается на широкое распространение компьютерной техники – ряд изданий выходит в свет не только на традиционном бумажном носителе, но также и в электронном виде – вместе с CD-ROM (с компакт-диском).
Многие издательства в коммерческих интересах нарушают Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» (эту практику ввела Екатерина II) – их книжная продукция не попадает в ведущие библиотеки страны. Крупные федеральные книгохранилища (РГБ, РНБ, ГПИБ) сегодня не в состоянии проследить за всем потоком информации, издающемся на территории страны. Это свидетельствует пренебрежении многими издателями ответственностью перед будущим поколениям в деле сохранения культуры и интеллектуального достояния.
По сравнению с 1992 г. в несколько раз увеличилось количество наименований книг, но при этом происходит сокращение совокупного тиража изданий.
Кардинально изменился и значительно расширился книжный репертуар издательств. С книжных полок исчезла пропагандистского - идеологическая литература; безвозвратно ушло в прошлое время, когда произведения классиков марксизма – ленинизма, материалы съездов и пленумов правящей партии, речи партийных руководителей составляли обязательное содержание книжных магазинов.
Но в книжном деле на лицо явно вытеснение духовных интересов коммерческими: как и в кино – и телеискусстве, в литературе на первое место вышли детективы, мистика, эротика, скандальная хроника и скороспелые мемуары политиков, женские романы и второсортные сказки в жанре фэнтези, различные советы целителей, магов и пр.
В этом море произведений массой культуры нередко со смещенными нравственными ориентирами не всегда легко найти настоящую книгу из разряда художественной, научной и учебной литературы.
При этом книга (особенно в твердом переплете) стала дорогой, а поэтому часто недоступной для главного потребителя – читающей бюджетной интеллигенции, в первую очередь – ученых и преподавателей, для которых книга – профессиональная необходимость. Невысокая стипендия затрудняет приобретение книжных новинок и учащейся молодью.
Сокращается комплектование научных библиотек отечественной и зарубежной научной литературой. Это приводит к сокращению библиотечного фонда, ограничению доступа ученых к мировой научной информации. Из-за недостатка средств массовых библиотек. Многие из них закрываются.
Снижается и читательский интерес, в том числе к периодике, который после перестроечного читательского бума переживает спад.
Переход к рынку изменил условия существования учреждений науки и культуры. Они переживают кризис недофинансирования, вынуждены сдавать помещения в аренду и оказывать населению коммерческие услуги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. Материальная база культуры, в том числе из – за приватизации, оказалось подорванной.
Наукой, особенно академическая и фундаментальная, не дающая быстрой отдачи, переживает кризисный период. Сокращается число ученых и научных учреждений в системе Академии чуть ли не в 20 раз.
Экономический прогресс России невозможен без существования фундаментальной науки. Ни одна действительно экономически развитая и сильная в военном отношении страна никогда не обходилась без своей фундаментальной науки. Ошибочно считать, что в фундаментальной науке можно выделить несколько «самых перспективных» направлений и ограничиться их поддержкой. Опыт мировой науки показывает, что только системный подход к развитию науки обеспечивает эффективное развитие научной и технологической базы независимости государства.
Необходимо уже теперь выделять на науку не менее 6% госбюджета, довести среднюю заработную плату научных работников (прежде всего, низшего и среднего звена) до уровня хотя бы средней зарплаты по Москве, модернизировать материально-техническую базу научных учреждений, оборудовать ведущие библиотеки и архивы страны современной оргтехникой.
Пока это не будет выполнено, мы обречены на прогрессирующее отставание российской науки от мирового уровня.
Лишь 8-10% российских научных работ соответствуют мировому уровню. Отсутствие должного государственного управления и контроля, надежда на рыночные механизмы регулирования науки, недостаточное финансирование и крайне низкие зарплаты научных сотрудников, приводят к оттоку из науки наиболее молодых и перспективных сил, миграции квалифицированных ученых в другие отрасли народного хозяйства, коммерческие структуры и за границу («утечка умов»).
В настоящее время в большинстве институтов РАН более половины докторов наук достигли пенсионного возраста. Перед научными учреждениями, как и перед вузами, стоит серьезная проблема старения кадров.
Причины тяжелого положения в науке заключаются во многом в политике, приведшей к падению социального статуса науки и ученого. Оценка политики государства как «разрушительной по отношению к науке» - весьма характерна для ученых.
Акционирование, приватизация и коммерциализация промышленности и связанной с ним прикладной науки производства привели к резкому сокращению наукоемкого производства. Например, в Петербурге только за 10 лет (1985 – 1995) электронная индустрия сократилась в 20 раз.
Культура быта. Существенные изменения произошли в культуре быта, традициях и повседневной жизни людей. Из-за увеличения сферы платности, продолжающейся инфляции и постоянно растущей дороговизны (в том числе жилья, квартплаты и общественного транспорта) многие медицинские, культурно-просветительские и коммунальные услуги стали почти недоступны для малообеспеченных слоев населения. Сокращаются общение и досуговая деятельность людей. Многие перестали выписывать периодические издания, посещать театры и кино. Особенно трудно приходится пенсионерам и бюджетным работникам.