Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х годов. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики 6 глава




ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ЕЭС), одна из основных региональных интеграционных организаций, входящая в состав Европейских сообществ. Создана по Римскому договору 1957, иногда называется «Общим рынком». Первоначально включало 6 европейских стран (Францию, Германию, Италию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург), затем к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973), Греция (с 1981), Испания, Португалия (с 1986).

Цель ЕЭС — создание единого экономического пространства путем повышения уровня экономического развития его участников. Достижение целей, поставленных ЕЭС (с 1986 — Европейские сообщества) привело к принятию Маастрихтского договора о Европейском союзе. После создания Европейского союза ЕЭС называют Европейским сообществом.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

В 1994 подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Договор в развитие идеи единой Европы предусматривает создание политического, экономического и валютного союза (т. н. «Европа без границ »), завершение формирования единого внутреннего рынка — устранение всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, с 1999 (в наличных расчетах с 2002) введена единая валюта — евро (кроме Великобритании и Дании) осуществляется единая денежно-кредитная политика.

В 2004 в ЕС вступили 10 стран: Латвия, Эстония, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Кипр и Мальта (зона евро пока не расширяется). В 2007 членами ЕС стали Румыния и Болгария. Словения ввела евро.

По состоянию на июнь 2012 года в состав стран-участниц ЕС (Евросоюза) входит 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония

В теории любая Европейская страна может присоединиться к Евросоюзу. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре. Является ли страна европейской оценкой, проводимой институтами ЕС.

Для получения членства требуется соответствие Копенгагенским критериям, признанных Советов в 1993 году:

· Стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, человеческие права, уважение и защита меньшиств;

· Существование функциональной рыночной экономики, так же как и способности справится с конкурентным давлением и рыночными ценами в пределах Союза;

· Способность понять обязательства членства, включая приверженность к политическим, экономическим и денежно-кредитным целям Союза.

В настоящий момент пять стран имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году), Македония (подала заявку в 2004 году), Турция (в 1987 году), Хорватия (в 2003 году) и Черногория (в 2008 году).

 

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organization; Организация Североатлантического договора) — военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне представителями 12 государств (США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии). В 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ, в 1982 — Испания. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. В 1966 году из военных структур НАТО вышла Франция (вернулась в 2009), в 1974 — Греция (вернулась в 1980); в военные структуры не входит Испания. В 1999 году в состав организации были приняты Польша, Чехия и Венгрия; в 2004 году — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония; в 2009 году — Хорватия и Албания. Всего в состав НАТО входят 28 государств. Штаб-квартира организации располагается в Брюсселе.

Для проведения регулярных консультаций и принятия решений по всем вопросам, затрагивающим безопасность государств-участников, создан Североатлантический совет — руководящий политический орган альянса. Как правило, собирается на регулярные, один раз в два года, сессии на уровне глав государств и правительств, два раза в год — министров обороны и иностранных дел. Руководство текущими делами союза осуществляет Совет НАТО на уровне постоянных представителей, заседающий не реже одного раза в неделю. Для проведения политических консультаций создан Политический комитет, а для обсуждения экономических вопросов — Экономический комитет.

Главным военным органом НАТО является Комитет военного планирования, определяющий важнейшие направления строительства и использования ВС союза. Действует Международный военный штаб ВС, входящих в альянс государств. Ядерные проблемы блока, включая принципы и порядок использования ядерного оружия, рассматривает Группа ядерного планирования.

Исполнительный орган НАТО — международный секретариат (возглавляется генеральным секретарем). Генеральный секретарь также является председателем Североатлантического совета, Совета Евроатлантического партнерства, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования. 3 октября 2001 года генеральный секретарь НАТО выступил с инициативой создать рабочий орган для углубления и качественного изменения отношений между Россией и НАТО. После подписания лидерами государств НАТО и президентом России «Декларации о новом качестве отношений России-НАТО» (Рим, 28 мая 2002) был создан Совет Россия-НАТО (так называемая «двадцатка»). Новообразованный совет работает под председателем генсека НАТО, а его заседания на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов проводятся от одного до нескольких раз в год. При Совете Россия-НАТО созданы различные рабочие группы и комитеты.

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны – участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО – коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасности на основе сотрудничества.

20 декабря 1991 г. – Россия становиться одним из государств основателей Совета североатлантического сотрудничества (с 30 мая 1997 г. – Совета евроатлантического партнерства – СЕАП);

22 июня 1994 г. – присоединение России к программе «Партнерство ради мира»;

27 мая 1997 г. - Саммит России- НАТО. Подписание «Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией», учреждение Совместного постоянного совета (СПС) Россия – НАТО;

18 июля 1997 г. – первое заседание СПС Россия – НАТО;

18 марта 1998 г. – официальное открытие миссии России при НАТО;

24 марта 1999 г. – приостановка Россией сотрудничества в СПС в связи с началом бомбардировок НАТО Югославии;

Июль 1999 г. – возобновление ежемесячных заседаний СПС по вопросам, связанным с Косово;

16 февраля 2000 г. – визит Генерального секретаря НАТО в Москву, возобновление сотрудничества по всем направлениям деятельности в рамках СПС Россия – НАТО;

Февраль 2001 г. – открытие Информбюро НАТО в Москве.

Май 2002 г. – открытие Военной миссии связи НАТО в Москве;

28 мая 2002 г. – принятие Декларации глав государств и правительств Российского Федерации и государств – членов НАТО в Риме, учреждение Совета Россия – НАТО;

10 февраля 2007 г. – «Мюнхенская речь» Владимира Путина на Международной конференции по вопросам политики безопасности;

«Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит. Но я позволю себе напомнить в этой аудитории, что было сказано. Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. Он тогда сказал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности». Где эти гарантии?

Партнерские отношения России и НАТО сохраняются, несмотря на значительные разногласия по вопросам, связанным с расширением Альянса на Восток и военной деятельностью НАТО в регионах вооруженных конфликтов.

Мировой рынок труда – форма существования трудовой миграции. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

В настоящее время функционируют пять крупных международных региональных рынков труда:

· западноевропейский,

· ближневосточный,

· азиатский,

· латиноамериканский,

· африканский.

Причем в рамках Европейского сообщества имеет место межгосударственное регулирование перемещения трудовых ресурсов. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы. Шенгенскиесоглашения (с 1.01.1990 для семи стран – Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Франции, Германии, Испании и Португалии, сегодня в зоне все страны ЕС, кроме Великобритании и Ирландии) позволяют жителям стран Шенгенской зоны беспрепятственно перемещаться в её пределах при отсутствии паспортного и таможенного контроля.

Формирование международного рынка труда осуществляется следующим образом:

1. через трудовую миграцию (физическое перемещение трудовых ресурсов),

2. путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование «общего рынка труда »), когда постепенно устраняются юридические, национальные – этнические, культурные и иные перегородки между ними,

3. использование иностранных трудовых ресурсов возможно и без трудовой миграции при помощи телекоммуникационных систем.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 2003- м 105 стран.

Для внешней (или как ее еще называют международной, межгосударственной) миграции населения характерны такие понятия, как эмиграция и иммиграция.

Эмиграция определяется как переселение (добровольное или вынужденное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание.

Иммиграция – въезд в страну на проживание граждан другой страны.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

  • безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;
  • временно – постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;
  • сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах до одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;
  • маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими – фронтальерами;
  • нелегальная – незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытия в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов) с последующим нелегальным трудоустройством;
  • «утечка умов» - международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта) из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.
  • осуществляется по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.

В 50 – 60 – е годы «утечка умов» шла главным образом из одних развитых стран в другие, в основном в США. По крайней мере, 2/3 притока «умов» приходится на США.

Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США. С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекали только из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов.

Доля иммигрантов среди специалистов составляет в США 17%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах.

По оценкам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого – гуманитария составлял в 70-е годы 230 тыс. долл., ученного в области общественных наук – 235 тыс., инженера – 253 тыс., врача – 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд.

«Утечка умов» осуществляется и из России.

Общий годовой ущерб России от этого процесса доходит до 50- 60 млрд. долл.

Размеры международной миграции трудовых ресурсов неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так в западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн. человек.

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не умереть с голода».

Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни.

С неравномерным экономическим развитием стран связана часто миграция квалифицированных специалистов, ученых. Среди причин переезда, названных респондентами, выделяются две – низкий жизненный уровень и беспокойство за будущее своих детей.

Иммиграция высококвалифицированных кадров позволяет принимающим странам экономить значительные средства на подготовке специалистов. За счет привлечения иностранных специалистов США сэкономили в сфере образования и науки за период 1965 – 1990 гг. не менее 15 млрд. долл.

К числу негативных, с точки зрения стран – реципиентов, последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих категорий местных работников.

Выгоды стран – экспортеров трудовых ресурсов:

· доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов (некоторые страны – экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы: в начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составляли (млрд. долл.в год): в Португалии – 3,6; Египте – 3,5; Испании – 2,6; Индии – 2,4; Пакистане – 2,4; Турции – 2,2; Израиле -1,5; общая сумма переводов трудовых мигрантов только из развивающихся стран на родину оценивались примерно в 40 млд. долл.);

· трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную денежным переводам.

Международная миграция населения играет важную роль в демографическом и экономическом развитии отдельных стран (США, Канада, Австралия, отчасти ЮАР, Аргентина). Так население Израиля увеличивается в значительной степени благодаря притоку иммигрантов.

С другой стороны, миграция населения ведет к чрезмерному разрастанию крупных городов в странах – реципиентах, демографическому старению и феминизации населения в странах – донорах.

Адаптация иммигрантов к новым условиям почти всегда сопровождается значительными трудностями, а нередко и конфликтами на этнической и конфессиональной основе.

В настоящее время значительно число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимается проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Часть фонда Комиссии ООН по народонаселению используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.

Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения.

Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся – мигрантов

В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся – мигрантов и членов их семей), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организации, обмен опытом и информацией по указанным вопросам.

Одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся – мигрантах – это признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий,при которых трудящиеся – мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией.

Конвенция № 97 МОТ о трудящихся – мигрантах провозглашает равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. Заработная плата трудящимся – мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося - мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается возможность для трудящихся – мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения.

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны – участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО – коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасности на основе сотрудничества.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

В настоящее время процесс включает в себя 47 стран – участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).

Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединения к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинском встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларация. Казахстан – первое центрально азиатское государство, признанное полноправным членов европейского образовательного пространства.

«Сорбонская декларация» была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификации современным требованиям на рынке труда.

 

 

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине в 2003 году. Основные положения этого берлинского коммюнике рассматривают возможности превращения Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство, а также меры по содействию обеспечения качественного обучения.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определенные обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

· с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;

· до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия. Таким образом, Монако и Сан-Марино – единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны – члены Европейского союза задействованы в процессе.

Достоинства Болонского процесса:

· расширение доступа к высшему образованию,

· дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования,

· расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.

В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы обеспечения возможности взаимного призвания документов об образовании стран Европы и Америки.

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединения России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами. Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для педагогической или научной деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствуют.

Нормативным документом, регулирующим процесс создания единого культурного пространства в Европе, является Европейская культурная конвенция Европы (19.12.1954).

Европейская культурная конвенция Совета Европы, цель принятия которой в том, чтобы граждане всех государств-членов Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, других европейских государств, которые могут присоединиться к ней, изучали языки, историю и культуру других стран и культуру, общую для всех них.

Документ о присоединении СССР к Конвенции сдан на хранение Генеральному секретарю Совета Европы 21 февраля 1991 года. Конвенция вступила в силу для СССР 21 февраля 1991 г.

Основные положения Конвенции:

Статья 1. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает надлежащие меры для защиты и поощрения развития своего национального вклада в общее культурное достояние Европы.

Статья 2. Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно:

а) поощряет изучение своими гражданами языков, истории и культурны других Договаривающихся Сторон и предоставляет этим Сторонам соответствующие средства для того, чтобы способствовать такому изучению на ее территории, а также

б) стремиться поощрять изучение своего языка или языков, истории и культуры на территории других Договаривающихся Сторон и предоставляет гражданам этих Сторон соответствующие средства для того, чтобы проводить такое изучение на ее территории.

Отечественная культура и "перестройка"

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для "перестройки" характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники".

80-е годы - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года "толстые" литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались "полочные" (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов.

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов - является возникновение мощного потока "возвращенной" художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л.Пастернака, А.И.Солженицына, И.Бродского, а также В.В.Набокова, Э.Лимонова, В.Аксенова, М.Шемякина, Э.Неизвестного.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: