На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта гребля на байдарках и каноэ;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта гребля на байдарках и каноэ.
На учебно-тренировочном этапе:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта гребля на байдарках и каноэ;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки
Учебный год в начинается с 01 сентября, заканчивается 31 августа. Тренировочные занятия по гребле на байдарках и каноэ проводятся по Программе спортивной подготовки, утвержденной Министерством спорта Российской Федерации от 18.06.2013 №398.
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 10-12 |
Тренировочный этап (учебно-тренировочные группы) | 8-10 |
Совершенствования спортивного мастерства | Без ограничений 4-8 |
Этап высшего спортивного мастерства | Без ограничений 1-4 |
2.2.Соотношение объемов тренировочной нагрузки по этапам спортивной подготовки
Разделы подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства 1 год Свыше года До двух лет Свыше двух лет |
Общая физическая подготовка (%) | 60-65 52-57 45-50 27-37 17-25 12-17 |
Специальная физическая подготовка(%) Техническая подготовка (%) | 15-20 15-20 20-25 32-42 46-52 52-57 20-25 22-27 22-27 20-25 15-20 12-15 |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 1-2 3-4 3-4 5-7 6-10 8-12 |
Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%) | 0,5-1 2-3 3-4 5-6 6-7 7-9 |
2.3. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки на этапах спортивной подготовки
Этапный норматив | Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства |
Количество часов в неделю | 12-14 |
Количество тренировок в неделю | 32-34 |
Общее количество часов в год Общее количество тренировок в год | 624 - 728 624 - 936 |
2.4. Обеспечение безопасности занятий
Обеспечение безопасности занимающихся и предупреждение травм при проведении тренировочных занятий является одной из главных задач организации учебно-тренировочной работы.
Для обеспечения безопасности занятий по гребле обязательно выполнение следующих требований:
- на гребной базе на видном месте должна быть вывешена схема движения гребных судов на водоеме и соревновательной дистанции;
- а также инструкция по безопасности проведения тренировочных занятий, учитывающая размеры водоема, розу ветров, направление течения, интенсивность судоходства, наличие зон отдыха и др. Инструкция должна быть обязательно согласована с местной спасательной службой, судоходной инспекцией и управлением пароходства;
- о проведении занятий на водоеме, времени и примерном количестве занимающихся должна быть проинформирована местная спасательная служба, а в случае, если участок водоема судоходный, то и судоходная инспекция, и управление пароходства. О проведении соревнований и других массовых мероприятий па воде все эти организации информируются дополнительно;
- в случае отсутствия на водоеме местной спасательной службы на гребной базе обязательно должен быть необходимый спасательный инвентарь, средства оказания первой помощи и сигнализации;
- занятия на воде проводятся только в светлое время суток, в сопровождении катера, либо на просматриваемом участке водоема под наблюдением тренера, имеющего дежурный катер. В катере должен быть спасательный круг, спасательный пояс, конец Александрова и отмашка 70x60 см;
- в случае грозы, бури или появления тумана начинать тренировку на воде категорически запрещается.
В инструкцию должны быть включены следующие пункты:
Обязанности тренера:
Проводить перед началом занятий с новичками инструктаж по правилам поведения на воде и оказанию первой медицинской помощи и проверить их умение плавать;
Допускать спортсменов к занятиям только после прохождения врачебного контроля;
Проводить занятия только на исправных сооружениях и инвентаре, лично проверить их исправность. Лодки обязательно должны иметь герметичные носовой и кормовой отсек;
Применять строгие меры к нарушителям правил безопасности;
Контролировать посещаемость, приход и уход спортсменов с тренировки;
Принимать меры к прекращению тренировки на воде в случае начала грозы, бури или появления тумана;
Оказывать помощь всем оказавшимся на воде в воде вследствие происшествия.
В случае травмы тренер обязан оказать помощь пострадавшему и немедленно сообщить о случившемся в соответствующие инстанции.
Обязанности обучающегося:
Своевременно проходит инструктаж, сдавать нормативы по плаванию и выполнять все требования правил безопасности на учебно-тренировочном занятии;
Два раза в год проходить углубленный медицинский осмотр;
3) Регулярно посещать тренировочные занятия, записывать в журнал время выхода на воду, направление и время возвращения;
4) Проверять исправность и надежность инвентаря перед каждой тренировкой;
В случае происшествия на воде немедленно прекратить выполнение тренировочного задания и оказывать помощь пострадавшим.
При проведении тренировочных занятий по общей подготовке во избежание травм, потертостей, обморожений и перегрева одежда спортсмена должна соответствовать предстоящей тренировке, и инвентарь и тренажеры быть исправны, иметь необходимые страховочные приспособления, упражнения на них выполнять только под наблюдением тренера.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Организационно-методические указания и характеристика подготовки по этапам
Этап начальной подготовки
(до 13 лет)
Этап углубленной спортивной специализации, базовый
Спортсмены
10-18 лет
11-13 лет, новички, проявляющие интерес к занятиям греблей, успевающие в школе, допущенные врачом, умеющие плавать
13-17 лет, 2 юношеского – 2взрослого разрядов, пригодные к дальнейшей подготовке в гребле, имеющие достаточный уровень гармоничного физического развития
Цели подготовки
Укрепление здоровья, содействие всестороннему физическому развитию
Формирование и закрепление интереса к занятиям греблей, выбор специализации, содействие физическому развитию
Содействие гармоничному развитию и углубленное овладение специализацией
Основные задачи по спортивной подготовке
Комплектование групп с равной степенью подготовки
Отбор и комплектование полноценных по количеству и качеству групп. Определение специализации
Выполнение нормативов 2 юношеского и 2 взрослого разрядов, отбор по специальной антропометрии
Идейно-политическая и воспитательная работа
Патриотическое воспитание, формирование ценностного отношения к спорту
Воспитание чувства долга перед Родиной и коллективом, закрепление ценностного отношения к спорту
Учебно-тренировочный процесс:
а)социально-психологическая подготовка
Привитие устойчивой потребности занятий спортом
Повышение уровня мотивации к занятиям греблей и воспитание трудолюбия
Повышение уровня ответственности, сознательности, самостоятельности в принятии решений. Воспитание психологической устойчивости к специфическим нагрузкам
б)техническая подготовка
Выбор видов гребли и умение грести в экипаже командных лодок
Овладение основами техники гребли.
Понятия о цикле и ритме
Углубленное овладение техникой гребли с учетом индивидуальных особенностей гребца
в) физическая подготовка
Всестороннее физическое развитие на основе широкого применения средств ОФП, работы на аппаратах, гребли в бассейне и на открытой воде в различных видах судов, выбор специализации и формирование интереса
Углубленная специальная физическая подготовка с применением гребли во всех вариантах и специальных упражнений на воде и по ОФП с преимущественным развитием качеств общей и специальной выносливости и определение возможностей
г)тактическая подготовка
Создание общего представления о тактике гребли
Освоение и детализация некоторых тактических приемов и умений
д) теоретическая подготовка
Создание представления о системе тренировки гребца и физвоспитания. Гигиена. Питание. Специфика гребного спорта
Углубленное представление о системе подготовки гребцов. Система соревнований. Календарь соревнований
е) соревновательная подготовка
Участие в соревнованиях группы, школы и других в зависимости от освоения техники гребли. Тесты
Участие в школьных, городских, областных и республиканских соревнованиях
Организация процесса тренировки
Групповой стандартный метод обучения и тренировки, спортивные лагеря
Групповой, стандартный и индивидуальный методы обучения и тренировки, сборы
Инвентарь и материально-техническое обеспечение
Лодки и весла серийного производства, обычная спортивная форма, гимнастическое оборудование
Лодки и весла серийного и специального производства, обычная и специальная спортивная форма, тренажерные аппараты
Условия подготовки
Обычные местные условия и условия турпохода, водоемы, залы для силовой подготовки, базы для других циклических упражнений (лыжи, плавание и т.д.)
Обычные местные условия и условия турпохода, специализированные базы, периодические выезды на учебно-тренировочные сборы и соревнования, мерные дистанции.
Питание
Своевременное и достаточно разнообразное, индивидуальная диета
Своевременное и достаточно разнообразное, витамины, напитки
Медицинское и научно-методическое обеспечение
Поэтапный медосмотр. Применение простейших тестов. Регистрация акселерации
Поэтапный медосмотр. Применение простейших тестов с оценкой динамики развития
Средства восстановления
Душ, баня, легкие аэробные упражнения, солярии
Душ, баня, самомассаж, вибромассаж, ультрофиолетовые процедуры
Ограничения функционирования системы
Отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к нагрузкам в гребле, возрастные особенности организма
Функциональные особенности развития организма в связи с половым созреванием, диспропорция в развитии между сердечно-сосудистой и дыхательной системой и опорно-двигательным аппаратом
Система контроля процесса подготовки:
а) организационной
Наполняемость групп, систематичность посещения занятий
Наполняемость и качество групп, чередование направленности нагрузок
б) социально-психологической
Степень дисциплинированности, культура поведения в быту, в учебе, во время занятий спортом, успеваемость в школе, отношение к инвентарю, степень психологической устойчивости
Уровень дисциплины, культура поведения в быту, в учебе, во время занятий спортом, успеваемость в школе, институте, отношение к инвентарю, степень психологической устойчивости
в) технической
Ознакомление и освоение основ техники различных видов гребли
Сохранение равновесия управления лодкой, выполнение гребка в целом или его элементов
Устойчивость двигательного навыка, в том числе при нагрузке, качество выполнения элементов гребка
г) физической
Результаты в различных тестах и индивидуальная динамика
Выполнение контрольных и приемно-переводных нормативов по ОФП и СФП
д) тактической
Собеседование по тактике гребли
Степень реализации тактических вариантов в соревнованиях
е) теоретической
Зачет по вопросам теории тренировки в объеме, предусмотренном программой
ж) соревновательной
Поиск индивидуальных возможностей
Контроль по видам подготовки, контроль соответствия реального прохождения дистанции соревнований заданной модели. Определение амплуа: К-1, К-2, К-4
Ожидаемые результаты
Регистрация индивидуальной акселерации, функциональных возможностей и способностей в гребле
Выбор вида гребли. Укомплектование учебной группы. Гармоничное развитие, овладение основами техники гребли. Выполнение переводных и контрольных нормативов. После 2-го года обучения переводов 50% в следующую группу
Повышение уровня ОФП, углубленное владение техникой гребли в условиях сбивающих факторов.
Выполнение требований по спортивной подготовке. Перевод в следующую группу 50% от общего числа занимающихся
Параметры тренировки: тренировочных дней (в год); количество тренировочных занятий (в год); количество соревнований
(в год);
количество стартов в год по СФП; количество тренировочных дней в неделю;
количество занятий в день;
количество часов в неделю;
годовой объем гребли в лодке
(в км) с учетом работы на тренажере и в гребном бассейне; годовой объем работы в лодке
(в км):
а) в аэробном режиме,
ЧСС 140-160
б) в смешанном режиме,
ЧСС 160-180;
в) в анаэробном режиме,
ЧСС 180 и выше;
г) в скоростном алактатном режиме
При планировании и проведении многолетней подготовки гребцов важное значение имеет не только процесс тренировки, но и согласование с ним организация подготовки, материально-техническое, методическое и другое обеспечение. Кроме того, каждый этап подготовки характеризуется своими специфическими формами работы.
В процессе подготовки от этапа к этапу происходит также качественное изменение целей и задач подготовки, что должно учитываться в организации работы спортшколы.