Организация учебно-тренировочной работы




 

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся. Основной формой занятия в спортшколе является урок. По направленности выделяются следующие уроки:

-учебные уроки: обучение технике гребли, координации движений, теория;

-учебно-тренировочные уроки: наряду с обучением развитие физических двигательных качеств, тактическая и другие виды подготовки;

- тренировочные уроки: совершенствование техники, развитие двигательных физических качеств, тактическая подготовка, отработка модельных скоростей;

- контрольный урок: контроль эффективности процесса подготовки гребцов, решения постановленных задач и степени достижения целей. Прием контрольных (переводных нормативов), определение уровня подготовленности.

Режим учебно-тренировочной работы определяется количеством учебных часов (академических) в неделю. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2 академических часа, а учебно-тренировочной-4.

Увеличение тренировочных нагрузок и перевод в последующую группу обусловливается не только спортивным разрядом учащихся, но и выполнением учебной программы, контрольных переводных нормативов по общей и специальной подготовке с учетом физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовленности.

 

Планирование подготовки

 

Перспективное планирование осуществляется на основе комплексной программы, отражающей все основные характеристики этапов многолетней подготовки гребцов (схемы перспективного планирования и рабочий план).

Годовое планирование подготовки осуществляется в виде схемы-графика, в котором отражены все виды подготовки и обеспечения с учетом основных спортивных мероприятий.

Оперативное планирование. На период, этап или месяц тренировки рекомендуется составлять графический рабочий план или логическую схему.

Текущее планирование. На основании рабочего плана составляется план недельного тренировочного цикла. Недельный тренировочный план представляет собой набор моделей нескольких тренировочных занятий (уроков). Логическая схема недельного тренировочного цикла должна отражать основную направленность цикла в целом и направленность отдельных тренировочных занятий.

Планирование занятия (урока). Для каждого тренировочного занятия составляется его модель, т.е. ведется планирование с заранее направленным результатом воздействия на организм спортсмена.

 

· Планирование макроциклов, периодов и мезоциклов

 

Под макроциклами тренировки (МакЦ) понимаются наиболее крупные циклически повторяющиеся звенья тренировочного процесса, решающие основные задачи многолетней подготовки гребцов. Длительность макроциклов может колебаться от нескольких месяцев до года (по некоторым данным – до 4 лет). Определение количества и сроков макроциклов является первым вопросом планирования годичной подготовки.

Основой для юношей до 17 лет является одноцикловая подготовка, т.е. подготовка, при которой продолжительность макроцикла равна всему годичному циклу.

Следует учитывать, что удержание наивысшего уровня спортивной формы, достигаемого в результате тренировки в макроцикле, может составлять лишь 25% от его общей продолжительности.

При определении сроков МакЦ из годичного графика исключаются 4 недели переходного периода после основных соревнований предыдущего сезона.

Следующей процедурой годичного планирования является определение сроков периодов подготовки в макроциклах, которые подразделяются на три периода:

-общеподготовительный, направленный на формирование функциональной базы долговременного спортивного роста;

-специально-подготовительный, направленный на создание предпосылок становления спортивной формы;

- соревновательный, направленный на подготовку к выступлению в соревнованиях.

Длительность соревновательного периода в последнем МакЦ относительно стандартна: при одноцикловой подготовке – 9-13 недель.

Оптимальные усредненные пропорции общей длительности периодов подготовки в годичном цикле независимо от разновидностей планирования составляют 55:25:20%.

Под мезоциклами тренировки (МзЦ) понимаются относительно целостные этапы тренировочного процесса, позволяющие систематизировать тренировочный процесс для решения главных задач периодов подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных нагрузок, целесообразное распределение во времени средств и методов тренировки и программ развития отдельных компонентов специальной подготовленности гребца. Состав и сроки МзЦ подготовки внутри периодов определяются следующим образом – выделяются 4 типа МзЦ, отличающихся преимущественной смысловой направленностью тренировочного процесса:

В – «втягивающий» - для постепенного подведения спортсмена к эффективному выполнению основной тренировочной работы;

В – базовый («накопительный») – для выполнения основных объемов работы по развитию Ове* и СилВ и концентрации нагрузок этой направленности;

КП – контрольно-подготовительный («трансформирующий») – для синтеза приобретенных возможностей в специальные двигательные качества гребца на базе выполнения нагрузок по развитию Овм и СкВ;

С – соревновательный («реализационный») – для подведения к соревнованиям и реализации специальной подготовленности в спортивных достижениях на базе выполнения нагрузок по развитию СпВ и ССК.

Стандартная, наиболее популярная во всех циклических видах спорта продолжительность чередования МзЦ – 4 недели (кроме С МзЦ на завершающем этапе подготовки длительностью 5 недель). Изменение длительности в зависимости от сроков макроциклов и соревнований желательно за счет удлинения первого МзЦ в МакЦ.

Распределение сроков МзЦ осуществляется от конца МакЦ.

В соревновательном периоде:

-соревновательных МзЦ столько, сколько соревнований;

- при промежутках между соревнованиями более 5 недель дополнительно вставляются КП МзЦ длительностью 2-3 недели (возможно сокращая С МзЦ);

- при длительности периода более 7 недель подготовки к одним соревнованиям он искусственно делится на С МзЦ подготовки к контрольным стартам (матчевым встречам и др).

В специально – подготовительном периоде:

- при длительности его до 10 недель используется 1-2 КП МзЦ длительностью от 2 до 6 недель;

- при большей длительности в середине вставляется 2-4 недельный универсальный базовый МзЦ.

В общеподготовительном периоде:

- применяются серии Б МзЦ со вставками КП МзЦ в случаях, когда количество Б МзЦ более трех подряд или при необходимости выступления на второстепенных соревнованиях.

В первом МакЦ период начинается с втягивающего МзЦ длительностью такой же, как все базовые:

- применяются два способа построения Б МзЦ – с плавным и концентрированным (более 30%) распределением нагрузок основной направленности (Ове и СилВ) – при плавном распределении кумулятивный тренировочный эффект реализуется после одного восстановительного микроцикла, при концентрированном через 4-6 недель, т.е. к концу следующего МзЦ;

- при плавном распределении нагрузок основной направленности (далее такой МзЦ называется универсальном) в периоде используется Б МзЦ основной продолжительности;

- при концентрированном распределении нагрузок применяются блоки по 2 МзЦ с направленностью Ове и СилВ, в связи с чем период делиться на четкое количество МзЦ; в случае нечетного деления в блок между основными вставляется универсальный МзЦ или изменяется длительность МзЦ до 2 или 6 недель, т.е. величины, кратной делению пополам основной длительности;

- при использовании одного Б МзЦ, в том числе и в специально-подготовительном периоде, используются схемы универсального МзЦ.

Окончательным критерием состава МзЦ в периодах подготовки является общее соотношение нагрузок различной направленности в течение всего годичного цикла.

 

· Планирование микроциклов

 

Следующей процедурой планирования после определения последовательности МзЦ различного типа в годичной подготовке является определение последовательности микроциклов внутри этих мезоциклов.

Микроциклами тренировки (МкЦ) принято называть серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплектность решения задач, стоящих на данном этапе подготовки. МкЦ также бывают различного типа и продолжительности, права их комплектования различны и в разных по содержанию мезоциклах. Состав МкЦ различного типа и их сроки определяются исходя из следующего: основным блоком при планировании серии МкЦ является трехдневный типовой МкЦ. Трехдневные типовые блоки могут быть скомбинированы по 2, 3 и более, что с учетом выходных составит 7, 10, 14 дней. Выходные дни планируются в зависимости от календарной недели, сроком соревнований, конца УТС, или МзЦ, или других факторов, как правило, в воскресенье, кроме ЗЭП. Использование типовых трехдневных блоков облегчает подбор оптимальных чередований нагрузок различной направленности в зависимости от типа МзЦ, позволяет планомерно наращивать нагрузки в нагрузочных фазах и достаточно полно решать весь комплекс задач тренировки. В данную схему вписываются основные занятия, связанные с решением любой тренировочной задачи. Вспомогательные занятия иногда удобнее распределять в течение серии трехдневных блоков на протяжении недели. При необходимости блок увеличивается до 4-5 недель за счет повторения схемы 2-го дня, уменьшая нагрузку на 10%.

Выделяется пять типов МкЦ, отличающихся преимущественной направленностью решаемых педагогических задач:

- ударный (Уд), предполагающий выполнение максимально переносимого объема нагрузки определенной направленности, соответствующей задачам МзЦ; длительность его – до недели (2 блока);

- развивающий (Рз), предполагающий выполнение тренировочных нагрузок около 80% от объёма Уд МкЦ, применяется перед Уд МкЦ для увеличения длительности нагрузочной фазы; длительность до 3 недель или в сочетании с Уд МкЦ – 10 дней (3 блока);

- втягивающий (Вт) применяется перед развивающими или ударными МкЦ и в зависимости от этого содержит 60-70% объема тренировочных нагрузок соответствующей направленности; заканчивается контролем исходного состояния спортсменов перед нагрузочной фазой – длительность 3 дня;

- разгрузочный (Р) применяется для реализации отставленного тренировочного эффекта после концентрированных нагрузок; объем тренировочных нагрузок – около 40% Уд МкЦ;

- соревновательный (С) представляет собой сочетание подводящего и соревновательного блоков по 3-4 дня, объем нагрузок зависит от программы соревнований и имеет подчиненное значение по отношению к другим задачам;

- контрольный (К) применяется для выполнения этапного контроля и, как правило, представляет собой Рз или Уд МкС с заменой основных тренировок на контрольные мероприятия;

- восстановительный (Вос) применяется не реже 1 раза а МзЦ для ускорения процессов восстановления в результате переключения на тренировку другой направленности или полного отдыха, а также используется для подготовки организационных заминок (переездов, учебы и т.д.), применяется в конце МзЦ.

В соревновательных МзЦ длительностью 5 недель наиболее рационально распределение МкЦ, обеспечивающие пик тренировочных нагрузок за 10 дней до начала стартов и полноценное восстановление спортсменов к этому моменту: Вт + 3Рз + 2Уд + 2Р + Подв + С. При сокращении МзЦ из схемы последовательно исключаются Рз, Рз, Рз, Р МкЦ. При длительности менее 3 недель используются только разгрузочные и подводящие МкЦ. При увеличении до 5,5 недели схема наращивается одним Вт МкЦ, а при увеличении до 6-7 недель целесообразна схема с двумя пиками нагрузок:

Вт + Рз + 2Уд + 2Р + 2Уд + 2Р + Подв + С;

Вт + 2Рз + 2Уд + 2Р + 2Уд + 2Р + Подв + С;

2Вт + 2Рз + 2Уд + 2Р + 2Уд + 2Р + Подв + С

Выходные дни планируются в понедельник, т.е. в день недели, соответствующий окончанию соревнований.

Следующей процедурой планирования после определения состава и сроков МкЦ является подбор оптимальных схем чередования занятий различной напряженности и направленности в МкЦ. Правила комплектования нагрузок отличаются в микроциклах различного типа, входящих в мезоциклы разной преимущественной направленности. Наиболее сложен этот вопрос в ударных и развивающих МкЦ, в которых выполняются предельные объемы нагрузок. Это требует внимательного учета их общего воздействия на организм, наслоения восстановительных процессов после отдельных занятий, специфики преимущественной направленности мезоцикла. Структура контрольных, втягивающих и разгрузочных МкЦ уже в основном подчиняется структуре тех ударных и развивающих МкЦ, с которыми они группируются в мезоциклы. Структура соревновательных МкЦ преимущественно зависит от программы и значимости соревнований. Поэтому правила составления схем Уд и Рз МкЦ представляют первоочередной интерес.

Основой распределения нагрузок в микроцикле являются классификация тренировочных занятий по величине и направленности воздействия и представления о длительности восстановительного периода после них. По величине нагрузки занятия подразделяются на:

-ударные – с максимально возможной нагрузкой, вызывающей снижение работоспособности – принимается за 100%;

- развивающие – нагрузки около 80% ударного занятия;

- поддерживающие – около 60%;

- втягивающие – около 40%;

- активизирующие – около 20% нагрузки ударного занятия.

Ориентировачное наступление сверхвосстановления после ударных занятий различной преимущественной направленности: МС, Ове – 3 суток; Овм, Спв, СилВ – 2 суток; СкВ, ОСК – 1 сутки; МБ -0,5 суток. При уменьшении нагрузки длительность восстановительных процессов пропорционально сокращается. В теории спортивной тренировки показано, что утомление имеет специфический характер и приводит к угнетению в основном тех сторон работоспособности, на которые было направлено тренирующие воздействие. Это является основным фактором, определяющим последовательность чередования занятий.

Ударные и развивающие занятия являются основными в микроцикле – они занимают 50-80% тренировочного времени, определяют величину тренировочного воздействия основной направленности, при составлении схем микроциклов эти занятия распределяются в первую очередь. Их программы обязательно выполняются в полном объеме. Проводятся они (особенно ударные), как правило, в виде однонаправленных занятий с использованием разнообразных средств (не менее 2 видов средств или методов).

Поддерживающие, втягивающие и активизирующие занятия являются вспомогательными. Они предназначены для:

- создания условий полноценного выполнения основных занятий этого и следующего микроциклов и мезоциклов;

- создания полного диапазона воздействия на все системы организма (не менее 20% общего объема нагрузок МкЦ);

- индивидуализации величины тренировочных нагрузок (в диапазоне до +20% среднего объема) и их направленности.

Вспомогательные занятия, как правило, комплексной направленности на развитие не менее двух качеств распределяются в зависимости от основных задач микроцикла.

 

 

· Тренировка в группах начальной подготовки группы начальной подготовки

 

 

В основу планирования годичного тренировочного цикла положено одноцикловое планирование.

Переходный период (2-й,3=й год обучения)

Примерные сроки периода – сентябрь.

Основные цели подготовки: создание благоприятных предпосылок для учебно-тренировочной работы в периодах базовой и специальной подготовки.

Содержание работы: мероприятия по активному отдыху с использованием средств ОФП.

Подготовительный период

Примерные сроки периода – октябрь – апрель.

Основные цели подготовки: содействие гармоничному физическому развитию, повышение уровня двигательной активности, создание базы общей физической подготовки для эффективного обучения на открытой воде, укрепление здоровья.

Основные задачи подготовки: комплектование групп, развитие основных физических качеств, повышение уровня мотивации к занятиям и уровня общефункциональной подготовленности, ознакомление с основами техники гребли, создание представления о режиме тренировки гребца.

Содержание работы: набор, комплектование и доукомплектование группы, медосмотр и прием нормативов по плаванию, общая физическая подготовка, изучение основ техники гребли в гребном бассейне, на тренажерных устройствах, аппаратах, прием контрольных нормативов по физической подготовленности и приемно-переводным нормативам.

 

Соревновательный период

Примерные сроки периода – май – август.

Основные цели подготовки: успешное завершение первоначальной специальной подготовки, выбор вида гребли.

Основные задачи: стабилизация состава группы, овладение основами техники гребли на воде, формирование специфических ощущений, содействие гармоничному физическому развитию, подготовка к участию в соревнованиях по ОФП, развитие специальной выносливости, подготовка к сдаче переводных нормативов.

 

· Общая физическая подготовка

 

Гребля на байдарках и каноэ является одним из видов спорта, обеспечивающих наиболее полное общее физическое развитие. Это обусловлено участием в выполнении гребка всех групп мышц, широкой амплитуды движений, достаточно высокими усилиями на гребке, продолжительностью спортивного упражнения и его эмоциональностью. Однако только специализированных средств подготовки, особенно на начальных этапах, недостаточно для гармонического развития спортсмена и создания базы роста его спортивного мастерства.

Корректировка развития различных групп мышц, развитие ведущих в гребле физических качеств – силы и выносливости, расширение диапазона двигательных навыков до уровня, обеспечивающего совершенствование технического мастерства и стойкость к сбивающим факторам, достигаются только при оптимальном на каждом этапе соотношении средств общей и специальной подготовки и умелом переносе и трансформации технических навыков и физических качеств в гребле.

 

 

Плавание

 

Умение каждого гребца плавать необходимо для обеспечения личной безопасности и оказания помощи пострадавшим на воде.

Каждый гребец должен освоить способы плавания на боку, брасом, на спине и кролем, выполнять контрольные нормативы по плаванию, знать и уметь применять правила оказания помощи пострадавшим на воде.

Занятия по плаванию проводятся с целью развития выносливости, расширения диапазона двигательных навыков и восстановления после других видов нагрузки. Интенсивность занятий дана в моделях уроков.

В ходе занятий спортсмены участвуют в соревнованиях.

 

 

Кроссовые тренировки

 

В кроссовой тренировке используются бег по стадиону, по пересеченной местности и вдоль дорог.

Кроссовые тренировки применяются в целью развития общей и силовой выносливости, быстроты и расширения диапазона двигательных навыков. В тренировку включаются равномерный и переменный бег, повторное пробегание отрезков, эстафеты, бег в подъем и на поясе или в руках.

Интенсивность тренировочных занятий дана в моделях уроков.

В ходе занятий спортсмены участвуют в соревнованиях.

Спортивные игры

В подготовке гребца применяются игры в футбол, гандбол, баскетбол и волейбол с целью расширения диапазона двигательных навыков, развития быстроты ориентирования и тактического мышления, а также выносливости, быстроты и восстановления после других видов нагрузки.

Изучаются упрощенные правила спортивных игр, осваиваются технические навыки и связываются в технические игровые приемы, осваиваются совместные действия, проводятся двусторонние игры.

 

 

· Общеразвивающие упражнения(ору)

Общеразвитвающие упражнения включаются в разминку, основную и заключительную части занятия с целью развития гибкости, ловкости и общей координации движений.

К общеразвивающим упражнениям относятся индивидуальные упражнения с наклонами, вращениями, на растягивание, гибкость, подвижность суставов, упражнения в парах, упражнения в парах с преодолением сопротивления партнера, упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах с малыми отягощениями. Отдельные упражнения содержат элементы гребка, но выполняются с более широкой амплитудой.

ОРУ в основной части урока выполняются с интенсивностью, заданной в модели урока, а во время разминки и заминки с постепенно возрастающей и затухающей до спокойной. Ряд ОРУ включается в круговые программы силовой подготовки, занимающей особое место в подготовке гребца.

 

· Силовая подготовка

 

Силовая подготовка включает упражнения, направленные на повышение уровня максимальной силы, взрывной силы и силовой выносливости и осуществляется как средствами общей подготовки (упражнения с отягощениями и на тренажерах), так и специальной (гребля с гидротормозителями, по номерам и предельные ускорения до 30с). При использовании силовых упражнений с отягощениями и на тренажерах следует соблюдать принцип «динамического соответствия», т.е. амплитуда и направление движения, величина и быстрота изменения усилия должны максимально приближаться к специализированному упражнению – гребле.

Увеличение уровня максимальной силы достигается методом повторных усилий или методом кратковременных напряжений.

При методе повторных усилий подбирают отягощение, с которым спортсмен может выполнить движение 10 раз подряд (повторный максимум). В каждом подходе это движение выполняется 5-7 раз с интервалом отдыха до полной готовности к повторению. Обычно интервал составляет 2-4 мин.

При методе максимальных напряжений величина отягощения возрастает до 90-95% (в отдельных движениях до 100%) от максимального, а количество движений в подходе сокращается до 2-4 (в отдельных подходах до 1). Метод максимальных напряжений может применяться только при достаточной подготовленности опорно-двигательного аппарата спортсмена.

Выбирая метод развития максимальной силы, следует учитывать, что повторные усилия способствуют увеличению мышечной массы, а максимальные напряжения существенно мышечную массу не увеличивают (при примерно равном тренировочном эффекте).

Для развития взрывной силы (быстроты) применяются те же упражнения, а также гребля с гидротормозителем или по номерам при быстром или максимально быстром нарастании усилия в начальной фазе движения.

Для развития силовой выносливости применяются отягощения до 40-50% от максимально доступного спортсмена в данном движении при существенном увеличении количества повторений в одном подходе. При подборе отягощений, темпа, длительности упражнений и интервале отдыха следует учитывать энергетическую направленность тренировочного занятия и периодически определять физиологические характеристики упражнений, так как направленность нагрузки изменяется по мере адаптации к ней.

 

 

· Содержание технической подготовки

 

Целью технической подготовки является формирование у занимающихся двигательного навыка, позволяющего наиболее полно реализовать в соревновательной деятельности функциональные возможности их организма.

Эффективность техники оценивается по многочисленным критериям, наиболее обобщенными из которых являются:

1. Степень использования массы тела (веса и инерционных сил), необходимой для продвижения лодки;

2. Степень преобразования развиваемой мощности работы в усилие, продвигающее лодку.

Для совершенствования этих параметров работы над техникой осуществляется в следующих направлениях:

1.В гребле на байдарках повышение использования массы тела для продвижения лодки обеспечивается:

а) увеличением амплитуды скручивания туловища;

б) опережающим включением туловища в работу момента захвата и использованием в этот момент встречного усилия ноги с рабочей стороны от тазобедренного сустава;

в) использованием работы ног и разворота таза для увеличения амплитуды и мощности гребка;

г) использованием инерции массы тела для активного выката лодки в безопорном периоде за счет отталкивания в конце гребка (момент положения весла около 45 градусов по отношению к поверхности воды) и выведением вперед туловища (бедра, таза, плеча) со стороны нерабочего борта, с сохранением усилия на весле, необходимого для этого.

2. В гребле на каноэ повышение использования массы тела для продвижения лодки обеспечивается:

а) «хлестообразным» выведением вперед массы тела в безопорном периоде за счет опережающего выведения таза в конце гребка и одновременного ускоренного движения верхних звеньев тела с опережающей траекторией движения рук для следующего гребка;

б) использованием веса тела и инерции движения массы туловища вниз в конце безопорного периода для активного вгребания весла.

3. Увеличение степени преобразования развиваемой мощности работы в продвигающее усилие обеспечивается:

а) удержанием весла по возможности более длительное время в положении близком к перпендикулярному по отношению к поверхности воды за счет замедленного выведения вперед верхней руки;

б) смещением амплитуды рабочих усилий максимально вперед и прекращением тяговых усилий при достижении кисти рабочей руки середины бедра;

в) уменьшением напряжения неработающих мышц во время выполнения гребка;

г) уменьшением поперечных составляющих приложенных усилий;

д) уменьшением амортизационных смещений звеньев тела спортсмена под воздействием рабочих усилий таза и ног;

е) оптимальными усилиями и взаимодействием с лодкой в местах контакта с ней.

В результате работы над этими элементами должна быть сформирована структура движений, отвечающая эталонным требованиям по основным параметрам. Эталонная модель техники характеризуется набором ряда внешних признаков и комплексом специальных ощущений и представлений гребца.

 

· Тактическая подготовка

 

По тактической подготовке можно рекомендовать следующие основные положения тактики соревновательного происхождения дистанции:

-выполнение мощного, кратковременного, эффективного стартового спурта для расположения в группе лидеров, что обеспечивает гидродинамически более выгодную позицию (на гладкой поверхности воды лодка испытывает относительно меньшее гидродинамическое сопротивление, чем при волнении), спортсмен приобретает психологическое преимущество перед хуже стартовавшими соперниками, создаются благоприятные условия для дальнейшего ведения гонки;

-своевременный переход на экономичный дистанционный ход, при этом осуществляется контроль за расположением и поведением соперника, в пределах правил может использоваться волна, сохраняется резерв возможностей для эффективного финишного ускорения, которое, как правило, решает исход гонки;

- увеличение мощности гребка с постепенным нарастанием темпа, максимальный финишный темп должен удерживаться до пересечения створа и обеспечивается сохранением амплитуды и мощности гребка, в случае острой конкуренции на финише перед створом выполняется точно рассчитанное выталкивание лодки отбрасыванием туловища назад и выдвижение ног и таза вперед.

· Содержание теоретической подготовки

 

Теоретическая подготовка гребцов служит для лучшего освоения практических занятий, успешного прохождения инструкторской и судейской практики и является составной частью воспитательной работы и психологической подготовки.

Теоретическая подготовка, осуществляемая постоянно и на всех этапах спортивной деятельности, имеет свои формы и методы. Теоретические занятия проводятся в форме отдельных уроков, лекций, разбора методических пособий, плакатов и киноматериалов, а также бесед на практических занятиях. Теоретический материал преподносится учащимся в объеме, доступном и необходимом для освоения дальнейших практических занятий.

По мере спортивного совершенствования гребца отдельные темы изучаются повторно с более глубоким раскрытием их содержания.

 

 

· Содержание психологической подготовки

 

Психологическая подготовка спортсменов направлена на воспитание волевых качеств личности и состоит из общей психологической подготовки спортсменов, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсмена.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Распределение средств и методов психологической подготовки спортсменов в зависимости от этапов и периодов учебно-тренировочного процесса

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны быть включены во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяться и совершенствоваться. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок, имеют преимущественное значение.

На этапе занятий групп начальной подготовки основное внимание должно уделяться формированию интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, нравственных и волевых качеств, а также специфических необходимых в спорте (трудолюбие в тренировке, дисциплинированность, чувство ответственности, уважение к тренеру и товарищам по команде, сопернику, требовательность к себе) положительных межличностных отношений в спортивных группах, развитию простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.

 

· Воспитательная работа

 

Воспитательная работа проводится в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, а также в свободное от занятий время и имеет следующие основные задачи:

-воспитание у спортсмена патриотизма, понимания значения занятий физической культурой и спортом в социальной жизни государства;

-воспитание сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу как средству гармонического развития личности человека;

-воспитание коллективизма, привычки к труду, этических норм поведения как черт характера;

-вовлечение учащихся в активную общественную жизнь, воспитание чувства наставничества.

Воспитательная работа проводится в форме:

-лекций и бесед;

-посещения исторических мест, памятников боевой и трудовой славы в местах проведения соревнований;

-встреч со знаменитыми людьми, спортсменами и тренерами, лучшими выпускниками школы;

-пропаганды традиций российского спорта;

-вовлечения юных спортсменов в общественно полезный труд;

-участия в показательных выступлениях и мемориальных соревнованиях;

-привлечения учащихся спортивных школ к организации спортивно-массовой работы, инструкторской и судейской практике;

-индивидуальных бесед, разъяснений, убеждений.

Спортивные школы должны иметь стенд, на котором представлены завоеванные спортсменами школы призы и другие материалы, отражающие историю и деятельность школы. Это способствует воспитанию клубного патриотизма как одной из конкретных форм общего чувства патриотизма спортсмена.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе, особенно на начальных этапах подготовки, состоит в исключительном влиянии тренера на ученика, объясняющемся тем, что занятия спортом практически не бывают по принуждению, это всегда любимое занятие.

Поэтому важнейшим элементом воспитательной работы является повседневный личный пример тренера и его роль в четкой организации всего учебно-тренировочного процесса, своевременном проведении тренировочных занятий и всех запланированных мероприятий, а также участие спортсменов в планировании и осуществлении учебно-тренировочной работы и других мероприятий школы.

Тренеры обязаны следить за успеваемостью и дисциплиной учащихся, устанавливать личную связь с классным руководителем и родителями юного спортсмена.

 

· Восстановительные мероприятия

 

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия, которые делятся на четыре группы средств: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное, способствующее стимуляции восстановительных процессов построение каждого тренировочного занятия, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Психологические средства. Обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения (эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов). Важное значение имеет определение психологической совместимости спортсменов.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно начинать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.

Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа (подводный, вибрационный), душ, ванны, сауна, локальные физиотерапевтические методы воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и т. п.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма, поэтому для детей школьного возраста в течение дня не следует применять более одного сеанса с одной процедурой. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) целесообразно назначать не чаще 1-2 раз в неделю.

Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

Средства восстановления используются при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности. В группах начальной подготовки и учебно-тренировочной группах следует избегать применения медико-биологических средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: