Наука и техника как специфические формы человеческой деятельности.




 

Вопросы, которые выносятся на обсуждение:

1. Понятие и сущность техники.

2. Специфика технологии и её связь с техникой.

3. Развитие техники как фактор развития человека.

4. Наука как особая форма познавательной деятельности.

5. Особенности научного познания.

6. Виды научного познания.

 

Многозначность понятия техника создаёт определённые проблемы при попытке его определения. Необходимо раскрыть как сущностное понимание феномена техники (то есть чем техника является), так и выявить функции, которые техника выполняет в жизни человека.

Техника (от греч. tehne – мастерство, умение) – оперирование материалами и силами природы с целью получения полезного эффекта. Исходя из данного определения необходимо ответить на следующие вопросы:

а) присуща ли техника животным?

б) как связаны техника и инструменты?

в) обладает ли человеческая техника принципиальными особенностями?

Принципиальное значение техники состоит в том, что она выступает в качестве своеобразного продолжения, дополнения или замещения функциональных возможностей организма, усиливает или преобразует их. Необходимо обосновать данное утверждение (или найти аргументы против) и привести соответствующие примеры.

Для более глубокого понимания сущности техники целесообразно сопоставить понятия техника и технология (техника + логос – от греч. logos – знание), которую в общем виде можно понимать как рациональную организацию деятельности.

Для раскрытия сущности технологии необходимо ответить на вопросы:

а) в чём сущность технологии?

б) присуща ли технология исключительно человеку?

в) как связаны технология и познание?

г) в чём состоит технологическая деятельность?

Важной проблемой является связь технического прогресса с развитием человека. Это развитие может пониматься в различных контекстах:

· рост инструментальных возможностей человека;

· формирование новых способов управления общественными системами;

· стимулирование развития личности.

Техника может пониматься как совокупность средств и методов, применяемых для превращения естественной среды в искусственную среду существования человека (техносфера).

В этой связи актуальными являются вопросы:

а) в какой степени искусственная среда зависти от техники, применяемой при её создании и управлении ею?

б) может ли искусственная среда быть автономной от породивших её технических средств?

Зависимость искусственных процессов и систем от технических средств получило название технический детерминизм. Необходимо раскрыть содержание этого понятия.

Технологическая деятельность направлена на поиск способов реализации интеллектуальных проектов в искусственных материальных объектах. Можно выделить такие основные компоненты технологической деятельности:

· абстрактная модель (проект);

· наличные средства (ресурсы);

· техническое решение (способ реализации);

· технический объект (средство-инструмент);

· функция (полезное свойство);

· способ задействования (алгоритмы управления).

Абстрактные модели являются интеллектуальной интерпретацией насущных потребностей в пространстве доступных решений. Необходимо выделить основные факторы, влияющие на такую интерпретацию.

Успешность технологической деятельности может определяется в двух основных контекстах:

· целесообразность;

· эффективность.

Необходимо раскрыть содержание этих критериев и показать их связь с функциональностью технического решения.

Для реализации технического решения в материальном объекте необходимо наличие определённого уровня знаний о свойствах и закономерностях используемых естественных (природных) материалов, процессов, систем. Таким образом, технологическая деятельность необходимо нуждается в активном познании законов объективной реальности.

Познание – деятельность по приобретению знаний, в процессе которой происходит формирование целостного представления об объектах окружающего мира или субъективных переживаниях. В процессе познавательной деятельности объект (то, что познаётся) превращается в предмет (абстрактная форма представления объекта).

Интеллектуальная деятельность заключается в манипулировании абстрактными объектами (предметами), замещающими в мышлении объекты реального мира. Такая способность замещать реальные объекты их абстрактными представлениями является ключевой особенностью человеческого мышления.

Какие возможности даёт человеку способность замещать реальные объекты их абстрактным представлением?

Наука является специфической формой познания, которое направлено на отражение объективных закономерностей действительности.

Понимание науки во многом зависит от контекста, в котором она рассматривается исследователем. Наука представляется как:

· система определённым образом организованных знаний;

· совокупность специфических методов и средств познавательной деятельности;

· вид человеческой деятельности;

· социальный институт.

Важно понимать, как контекст может определять представления о критериях науки, её задачах, типологии.

Следует раскрыть содержание основных особенностей научного познания:

· предметность;

· объективность;

· достоверность;

По типу изучаемых объектов выделяют:

· естественные науки;

· гуманитарные науки;

· технические науки.

Важно понимать особенности объектов и методов указанных наук. Особое внимание следует уделить объектам и специфике технических наук.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как можно определить понятие техника?

2. В чём состоит специфика технического творчества?

3. Как связаны техника и технология?

4. Какие факторы определяют возможность технического решения?

5. Какие факторы определяют успешность технического решения?

6. Как соотносятся целесообразность и эффективность?

7. Что такое познание?

8. Как связаны объект и предмет познания?

9. Каковы особенности научного познания?

10. Как соотносятся функции научного познания?

11. Как соотносятся естественные и технические науки?

 

Рекомендованная литература:

1. Бек Х. Сущность техники // Философия техники в ФРГ. - М., 1989.

2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

4. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

5. Кормер В. Человек плюс машина// Вопросы философии. - 1997. - №8

6. Рапп Ф. Техника и естествознание // Философия техники в ФРГ. - М., 1989.

7. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: