Доиндустриальное развитие науки и техники




 

Вопросы, которые выносятся на обсуждение:

1. Неолитическая революция.

2. Основные направления развития техники в Древнем мире.

3. Становление научного познания.

4. Средневековые техника и наука.

5. Научная революция XVII столетия.

6. Техническая революция XVIII столетия.

 

В процессе социального и технологического развития многие человеческие общества совершали качественные переходы к принципиально новым способам организации различных видов общественных практик. Первым таким переходом после возникновения самого человека является неолитическая революция, которая является наглядным примером сочетания коренных изменений общественного уклада и технико-технологической базы.

Важно понимать, что термин неолитическая революция (неолит – «новый каменный век») обозначает не хронологический, а культурно-исторический этап.

Важнейшим признаком неолита является переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. Необходимо выявить основные признаки этих двух типов хозяйства и сравнить их. Особое внимание необходимо уделить способам использования труда.

Изменение типа хозяйства неизбежно сказалось на развитии техники, так как производственная деятельность требует совершенно новых технических решений.

Необходимо продемонстрировать, как новые технологии способствовали накоплению человеческого труда и в каких формах это происходило.

Важным следствием неолитической революции является общественное разделение труда – специализация по определённым видам деятельности. Как разделение труда могло обусловить такие следствия, как:

· рост количества и качества продуктов труда;

· увеличение населения;

· совершенствование орудий труда;

· переход к осёдлому образу жизни;

· возникновение социальной стратификации (система неравенства).

Важным для понимания роли технологического прогресса в развитии общества является выявление взаимосвязи между развитием технологий и развитием потребностей. Необходимо продемонстрировать эту взаимосвязь на конкретных примерах.

По мере усложнения социальной системы формировались специфические потребности и виды деятельности, связанные между собой и требовавшие новых технологий:

· военное дело (совершенствование оружия);

· контроль и распределение ресурсов (одомашнивание, ирригация, добыча полезных ископаемых, обмен, транспорт);

· строительство (обработка материалов, транспорт, механика);

· повышение значения и необходимость хранения информации (письменность);

· торговля (система мер, транспорт).

Для решения этих задач требовалось наличие централизованных систем управления и соответствующих технологий, позволявших эффективнее решать задачи консолидации и интеграции.

Необходимо пояснить, почему опережающее развитие технологий превратилось в главное конкурентное преимущество, и привести соответствующие исторические примеры.

Интенсивное развитие общественных систем и технологий производства и управления обусловило соответствующий рост знания. Накопление всё более разнообразного опыта обуславливает появление различных форм концептуального знания: от религии до преднауки.

Древневосточная преднаука (Древние Месопотамия, Египет, Китай, Индия) является первой формой мышления, которое стремится найти разумное обоснование знаниям о мире. Необходимо раскрыть содержание основных признаков преднауки:

· практическая направленность;

· эмпиричность;

· рецептурность;

· закрытость.

Постепенно развитие теоретических форм представления реальности приобрело самостоятельный статус (перестало зависеть от непосредственного опыта), становилось всё более теоретическим, что привело к формированию Античной протонауки (от греч. protos – первый). Необходимо раскрыть её основные особенности:

· умозрительность;

· рациональность;

· теоретичность;

· независимость от непосредственного опыта;

· понятийная организованность;

· логическая обоснованность.

Теоретическое знание не только обобщало уже накопленный опыт, но и генерировало новые концептуальные схемы, в рамках которых могли возникать предпосылки для дальнейшего развития (философия, математика, механика).

Однако определённые социальные, экономические и политические факторы, сложившиеся в новых общественных системах, обусловили значительное замедление темпов не только технологического, но и научного развития. Необходимо выяснить причины замедления развития и упадка Античной цивилизации, а так же проследить те из них, которые обусловили формирование Средневекового общества с характерным для него очень низким темпом технического развития и специфической формой научного знания.

Особого рассмотрения требуют основные признаки науки Средневековья:

· теоцентризм;

· догматизм;

· схоластика.

Необходимо выявить факторы, которые обусловили появление нового типа мышления, характерного для эпохи Возрождения, и раскрыть его основные черты:

· антропоцентризм;

· плюрализм;

· натурализм;

· утилитаризм.

Этот период стал поворотным для развития как науки, так и техники. Важно понимать комплекс причин столь резкого изменения всех аспектов жизни общества, и прежде всего мышления:

· географические открытия конца XV столетия (Х. Колумб, Васко да Гама);

· реформация (Ян Гус, М. Лютер, У. Цвингли);

· новая космология (Н. Коперник, Д. Бруно).

Нужно показать, как указанные события демонстрируют приоритет личного опыта исследователя, который выступает как единственное достоверное основание знания, даже если опыт вступает в конфликт с традицией или авторитетами.

К концу XVI столетия начал складываться научный стиль мышления, что положило начало Научной революции XVII столетия, которая привела к формированию Классической науки, к основным особенностям которой можно отнести:

· эмпиричность;

· рационализм;

· математичность;

· детерминизм;

· механицизм.

Необходимо показать специфику классической научной картины мира, возникшей на основе указанных особенностей (Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Декарт).

Научное знание теперь понимается как эмпирический опыт, обобщенный в математической теории.

Изменения мышления и социального, экономического и политического устройства общества обусловили интенсивное развитие техники, которое привело к Технической революции XVIII столетия.

Важно понять, как сочетание свободного предпринимательства и инновационного типа технического творчества создали уникальную в истории общественную модель, в которой техническое преимущество превращалось в экономическое.

Важнейшим фактором технической революции стало массовое внедрение машин. Машина (от греч. μηχανή – двигать) – техническое устройство, выполняющее механическое движение для преобразования энергии или материалов.

В результате возникает машинное (индустриальное) производство, где управляющие движения человека преобразуются в рабочее движение узлов механизмов, выполняющих полезное действие.

Необходимо рассмотреть основные особенности машинного производства:

· механизация;

· алгоритмизация;

· унификация и стандартизация.

Дальнейшее технологическое развитие требует создания машин не только для производства товаров, но и для производства более совершенных машин (машиностроение). Какие последствия для развития техники и общества имела эта тенденция?

Важнейшей задачей становится поиск и совершенствование способов извлечения и преобразования энергии (повышение энергоёмкости производства). Какие последствия в данном контексте имело изобретение парового двигателя?

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое неолитическая революция?

2. В чем заключается переход к хозяйству производящего типа?

3. Какую роль сыграло развитие технологии в изменении общественного уклада?

4. Чем можно объяснить снижение темпов технического развития в рабовладельческих и сословных обществах?

5. Какие новые черты мышления были присущи эпохе Возрождения?

6. Связаны ли между собой религиозное и научное познание?

7. Какие культурные, социально-экономическое и политическое условия способствовали развитию науки и техники в Новое время?

8. В чём сущность Научной революции XVII столетия?

9. В чём сущность Технической революции конца XVIII столетия?

 

Рекомендованная литература:

1. Бек Х. Сущность техники // Философия техники в ФРГ. - М., 1989.

2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.

4. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

5. Кормер В. Человек плюс машина// Вопросы философии. - 1997. - №8

6. Рапп Ф. Техника и естествознание // Философия техники в ФРГ. - М., 1989.

7. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: