Вопросы, которые выносятся на обсуждение:
1. Причины кризиса классической науки.
2. Технический прогресс в XIX ст. и его связь с наукой.
3. Наука XIX ст. и формирование неклассической науки.
4. Научно-техническая революция конца XIX – начала ХХ ст.
5. Основные векторы развития техники в первой половине XX ст.
В процессе своего развития классическая наука сформулировала ряд принципиальных проблем, острота которых обострилась к концу XVIII ст.:
· противостояние рационализма и сенсуализма;
· ограниченность дедукции (проблема аксиоматики);
· ограниченность индукции (проблема трактовки эксперимента);
· неполнота экспериментального обоснования теории;
· проблема демаркации (критерии науки).
В это время формируются модели представления некоторых процессов, принципиально отличные от предлагавшихся в рамках классической механики. Большое значение имело открытие новых видов явлений и процессов:
· электричество;
· магнетизм;
· геологическая история земли;
· изменение биологических видов;
· клеточная структура организмов;
· специфика химических реакций.
Необходимо продемонстрировать, почему указанные открытия не укладывались в классические представления. Также нужно показать, почему следствием этих открытий стало дисциплинарное деление научного знания – появление автономных наук, обладающих собственными предметом и языком (геология, химия, биология, палеонтология).
В XIX столетии наука становится областью профессиональной деятельности, что привело к возникновению нового социального института. Нужно рассмотреть основные особенности и функции социального института науки.
Новым фактором развития науки становится технологическое развитие. Важно показать, как развитие технического инструментария способствовало развитию эмпирической науки (физика, химия, биология).
|
На основе рассмотренных ранее процессов трансформации Классической науки в XIX столетии необходимо сделать общий вывод о ключевых причинах её кризиса.
XIX столетие стало переломным и в развитии техники и технологии, что выразилось в дальнейшем развёртывании промышленной революции и ускорении технического прогресса.
Важнейшие следствия индустриализации нуждаются в детальном рассмотрении:
· формирование централизованной системы образования;
· создание иерархических структур управления;
· распространение индустриальных методов организации деятельности на непроизводственные отрасли;
· изменение структуры занятости в экономике;
· формализация экономической деятельности.
Также необходимо выявить последствия индустриального развития Европы в контексте международных отношений (причины формирования колониальной системы).
Необходимо показать, как индустриальное производство и развитие технологий оказывали взаимное стимулирующее воздействие. Так же важно выявить причины, по которым наука начинает превращаться в одну из важнейших производственных сил (например, электротехника).
По мере усложнения технических устройств, механизмов и технологий управления требуется всё более глубокое теоретическое понимание законов, на основе которых происходит их функционирование.
Такое понимание могло быть получено только при использовании научных методов, в результате чего происходит научно-техническая революция конца XIX – начала ХХ ст. Дальнейшее развитие и совершенствование техники было обусловлено прогрессом науки. Необходимо обосновать этот тезис на конкретных примерах технических достижений первой половины ХХ столетия в некоторых областях:
|
· связь (радио, радар, навигация);
· энергетика (паровой двигатель, ДВС, электрические сети);
· производство вооружений и военное дело (артиллерия, авиация, атомное оружие, ракетостроение);
· автоматизация вычислений (ЭВМ).
Научно-техническая революция не только стимулировала технический прогресс, но и ускорила формирование неклассической науки.
Неклассическая наука возникает в XIX столетии как результат отхода от классических онтологических и методологических представлений. Необходимо рассмотреть важнейшие теоретические открытия, создавшие предпосылки для формирования неклассической науки:
· теория электричества и магнетизма (М. Фарадей, Г. Ом, Д. Максвелл);
· атомная теория и периодический закон элементов (Д. Дальтон, Д.И. Менделеев);
· теория эволюции и естественного отбора (Г. Спенсер, Ч. Дарвин);
· законы наследственности (Г. Мендель);
· неэвклидова пространственная геометрия (Н.И. Лобачевский, Б. Риман).
Классическая индукционная модель познания была поставлена под сомнение работами Д. Максвелла и Л. Больцмана, показавшими принципиальную независимость экспериментального и теоретического знания.
В конце XIX века Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский заложили основы релятивистских представлений о пространстве и времени.
|
В первой четверти ХХ века, с появлением квантовой механики (М. Планк, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг) и теории относительности (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн), произошли коренные изменения в самих основах научной картины мира:
· пространство и время образуют континуум, геометрия которого подчиняется законам неклассической геометрии (теория относительности);
· зависимость физических параметров объекта от выбранной системы отсчёта (теория относительности) и условий проведения эксперимента (квантово-волновой дуализм);
· относительность любых систем отсчёта и основных физических признаков события; невозможность абсолютной системы отсчёта;
· атом не является неделимым; поиск базовых элементов не может быть завершён (атомная физика);
· введение полевой теории, которая полностью опровергает классические представления о возможных способах взаимодействия объектов (М. Фарадей, теория относительности, квантовая механика);
· системный подход, который основывается на принципе несводимости свойств системы к свойствам её элементов (физика, биология, социология, психология);
· принципиальная виртуальность объектов, формирующих базовые элементы физической реальности (теория элементарных частиц).
Вопросы для самоконтроля:
1. В чём состоят основные причины кризиса классической науки?
2. Какие социально-экономические факторы оказывали стимулирующее воздействие на техническое развитие XIX ст.?
3. Как технический прогресс XIX ст. сказался на развитии Западной цивилизации и других регионов мира?
4. Каковы ключевые технические новации второй половины XIX ст.?
5. Каковы причины формирования в XIX ст. системы общего образования?
6. Каковы основные признаки неклассической науки?
7. В чём состоит сущность Научно-технической революции конца XIX – начала ХХ ст.?
8. Каковы основные достижения научно-технической революции в энергетике, связи, транспорте, медицине первой половины ХХ ст.?
9. Какое влияние оказали Мировые войны на развитие науки и техники?
Рекомендованная литература:
1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.
2. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.
3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.
4. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. - 1990. - №1.
5. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.
6. Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. - К., 1997.
7. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М.,1991.
8. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.
9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10.
10. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.
11. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.
12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.
13. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.