Кризис классической науки и научно-техническая революция ХХ ст.




 

Вопросы, которые выносятся на обсуждение:

1. Причины кризиса классической науки.

2. Технический прогресс в XIX ст. и его связь с наукой.

3. Наука XIX ст. и формирование неклассической науки.

4. Научно-техническая революция конца XIX – начала ХХ ст.

5. Основные векторы развития техники в первой половине XX ст.

 

В процессе своего развития классическая наука сформулировала ряд принципиальных проблем, острота которых обострилась к концу XVIII ст.:

· противостояние рационализма и сенсуализма;

· ограниченность дедукции (проблема аксиоматики);

· ограниченность индукции (проблема трактовки эксперимента);

· неполнота экспериментального обоснования теории;

· проблема демаркации (критерии науки).

В это время формируются модели представления некоторых процессов, принципиально отличные от предлагавшихся в рамках классической механики. Большое значение имело открытие новых видов явлений и процессов:

· электричество;

· магнетизм;

· геологическая история земли;

· изменение биологических видов;

· клеточная структура организмов;

· специфика химических реакций.

Необходимо продемонстрировать, почему указанные открытия не укладывались в классические представления. Также нужно показать, почему следствием этих открытий стало дисциплинарное деление научного знания – появление автономных наук, обладающих собственными предметом и языком (геология, химия, биология, палеонтология).

В XIX столетии наука становится областью профессиональной деятельности, что привело к возникновению нового социального института. Нужно рассмотреть основные особенности и функции социального института науки.

Новым фактором развития науки становится технологическое развитие. Важно показать, как развитие технического инструментария способствовало развитию эмпирической науки (физика, химия, биология).

На основе рассмотренных ранее процессов трансформации Классической науки в XIX столетии необходимо сделать общий вывод о ключевых причинах её кризиса.

XIX столетие стало переломным и в развитии техники и технологии, что выразилось в дальнейшем развёртывании промышленной революции и ускорении технического прогресса.

Важнейшие следствия индустриализации нуждаются в детальном рассмотрении:

· формирование централизованной системы образования;

· создание иерархических структур управления;

· распространение индустриальных методов организации деятельности на непроизводственные отрасли;

· изменение структуры занятости в экономике;

· формализация экономической деятельности.

Также необходимо выявить последствия индустриального развития Европы в контексте международных отношений (причины формирования колониальной системы).

Необходимо показать, как индустриальное производство и развитие технологий оказывали взаимное стимулирующее воздействие. Так же важно выявить причины, по которым наука начинает превращаться в одну из важнейших производственных сил (например, электротехника).

По мере усложнения технических устройств, механизмов и технологий управления требуется всё более глубокое теоретическое понимание законов, на основе которых происходит их функционирование.

Такое понимание могло быть получено только при использовании научных методов, в результате чего происходит научно-техническая революция конца XIX – начала ХХ ст. Дальнейшее развитие и совершенствование техники было обусловлено прогрессом науки. Необходимо обосновать этот тезис на конкретных примерах технических достижений первой половины ХХ столетия в некоторых областях:

· связь (радио, радар, навигация);

· энергетика (паровой двигатель, ДВС, электрические сети);

· производство вооружений и военное дело (артиллерия, авиация, атомное оружие, ракетостроение);

· автоматизация вычислений (ЭВМ).

Научно-техническая революция не только стимулировала технический прогресс, но и ускорила формирование неклассической науки.

Неклассическая наука возникает в XIX столетии как результат отхода от классических онтологических и методологических представлений. Необходимо рассмотреть важнейшие теоретические открытия, создавшие предпосылки для формирования неклассической науки:

· теория электричества и магнетизма (М. Фарадей, Г. Ом, Д. Максвелл);

· атомная теория и периодический закон элементов (Д. Дальтон, Д.И. Менделеев);

· теория эволюции и естественного отбора (Г. Спенсер, Ч. Дарвин);

· законы наследственности (Г. Мендель);

· неэвклидова пространственная геометрия (Н.И. Лобачевский, Б. Риман).

Классическая индукционная модель познания была поставлена под сомнение работами Д. Максвелла и Л. Больцмана, показавшими принципиальную независимость экспериментального и теоретического знания.

В конце XIX века Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский заложили основы релятивистских представлений о пространстве и времени.

В первой четверти ХХ века, с появлением квантовой механики (М. Планк, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг) и теории относительности (А. Пуанкаре, А. Эйнштейн), произошли коренные изменения в самих основах научной картины мира:

· пространство и время образуют континуум, геометрия которого подчиняется законам неклассической геометрии (теория относительности);

· зависимость физических параметров объекта от выбранной системы отсчёта (теория относительности) и условий проведения эксперимента (квантово-волновой дуализм);

· относительность любых систем отсчёта и основных физических признаков события; невозможность абсолютной системы отсчёта;

· атом не является неделимым; поиск базовых элементов не может быть завершён (атомная физика);

· введение полевой теории, которая полностью опровергает классические представления о возможных способах взаимодействия объектов (М. Фарадей, теория относительности, квантовая механика);

· системный подход, который основывается на принципе несводимости свойств системы к свойствам её элементов (физика, биология, социология, психология);

· принципиальная виртуальность объектов, формирующих базовые элементы физической реальности (теория элементарных частиц).

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём состоят основные причины кризиса классической науки?

2. Какие социально-экономические факторы оказывали стимулирующее воздействие на техническое развитие XIX ст.?

3. Как технический прогресс XIX ст. сказался на развитии Западной цивилизации и других регионов мира?

4. Каковы ключевые технические новации второй половины XIX ст.?

5. Каковы причины формирования в XIX ст. системы общего образования?

6. Каковы основные признаки неклассической науки?

7. В чём состоит сущность Научно-технической революции конца XIX – начала ХХ ст.?

8. Каковы основные достижения научно-технической революции в энергетике, связи, транспорте, медицине первой половины ХХ ст.?

9. Какое влияние оказали Мировые войны на развитие науки и техники?

 

Рекомендованная литература:

1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.

2. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.

4. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. - 1990. - №1.

5. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

6. Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. - К., 1997.

7. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М.,1991.

8. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10.

10. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.

11. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

13. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: