Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.




ЛЕКЦИЯ № 6

 

Существуют разные классификации ощущений, но наиболее распространенными считаются классификации по модальности, то есть по разным органам чувств. Шеррингтон кроме классификации по модальности выделял три основных класса ощущений:

- экстероцептивные - контактные и дистантные

- проприорецептивные. (Сообщают о положении тела в пространстве)

- интероцептивные.

Хэд выделял протопатическую и эпикритическую чувствительность.

Различные виды ощущений формируются в онтогенезе. Одним из механизмов формирования является овладение сенсорными эталонами. Проблему сенсорных эталонов разрабатывал Запорожец.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее в результате интеграции воздействий на различные рецепторные поверхности. Восприятие обеспечивает чувственную ориентировку в пространстве, в окружающем мире.

Если мы рассмотрим психологическую структуру процесса восприятия, но не с точки зрения его как психической функции, а с точки зрения деятельности восприятия, то можно выделить ряд действий, из которых состоит восприятие. В эту деятельность будут включены такие действия как действия связанные с ощущениями Þ перцепция (на основе ощущений формирование целостного предметного образа) Þ выделение информативного содержания Þ сравнение этого содержания с эталонами хранящимися в памяти Þ категоризация воспринятого (т.е. соединения процесса восприятия с процессами мышления, речевыми процессами) Þ принятие решения относительно того, что включено в содержание восприятия.

С точки зрения мозговой организации любая анализаторная система состоит из двух частей: периферической и центральной. Рассмотрим с этих позиций строение зрительной системы.

 

1. Сетчатка (ретина). Это набор чувствительных рецепторов, которые выстилают дно глазного яблока.

При поражении сетчатки возникают следующие нарушения.

- Скотомы. Это нарушение связано с выпадением полей зрения, которое в нормальной ситуации не обнаруживается, только в экспериментальных условиях их можно обнаружить. Если какая то часть сетчатки повреждена, то есть отсутствует набор чувствительных рецепторов, то вся информация, которая попадает на эти мета, она не попадает дальше к зрительному анализатору. В нормальной ситуации, поскольку глаз постоянно находится в движении, выпадение полей зрения не обнаруживается. В ситуации лабораторного исследования, когда глаз неподвижен и перед глазом движется какой-то объект, то выпадение полей обнаруживается, когда объект внезапно пропадает.

- Нарушение светоразличения. Так называемая куриная слепота. Это нарушение палочкового зрения, то есть нарушение работы рецепторов-палочек, связывают его с недостатком витамина А, и заключается оно в том, что в сумерках человек перестает видеть.

- Светобоязнь, ахромозия, дальтонизм - нарушение колбочкового зрения.

 

2. Зрительный нерв.

- Снижение остроты зрения.

- Сужение поля зрения, так называемое трубчатое зрение. В ситуации, когда опухоль опоясывает зрительный нерв, то есть поражены внешние расположенные по периметру части волокон, то сужается поле зрения.

- Потеря зрения на один глаз, если полностью нарушена проводящая возможность одного нерва.

 

3. Хиазма. Перекрест зрительных путей. Зрительный тракт.

- Гемиоанопсия. Она бывает разных типов.

¨ генеронимные гемианопсии - выпадение разноименных полей зрения

¨ гомонимные гемианопсии - выпадение одноименных полей зрения.

Гетеронимные и гомонимные гемиапсии являются диагностическим признаком локализации поражения проводящих путей. Если поражение находится на уровне хиазмы, мы наблюдаем гетеронимную гемиапсию, если выше перекреста на уровне зрительного такта - гомонимную.

 

4. Первичные проекционные ядерные зоны зрительного анализатора. Корковые отделы, куда поступает информация с периферии от рецепторов.

- Гомонимные гемианомпсии с сохранением центральной части поля зрения. Центральная часть поля зрения представлена в двух полушариях.

- Центральная слепота. То есть нарушена вся область мозгу куда приходит вся информация от зрительного анализатора.

- Фотопсии с проекцией на сетчатку. Это как бы вспышки, которые ощущаются как вспышки связаны с раздражением различных участков ядерной зоны зрительного анализатора и у больного возникает ощущение, что эти вспышки возникают непосредственно перед глазами - поэтому с проекцией на сетчатку.

- Скотомы. Когда имеются ограниченные поражения ядерной зоны, то по принципу соматотопической проекции наблюдаются скотомы. Лешли описывает так: “Я вас обезглавил”.

Ретино-топическая проекция приводит к тому, что информация от любой точки сетчатки попадает в конкретный участок ядерной зоны. Каждый участок ядерной зоны состоит из нейронных колонок и каждую нейронную колонку проецируются корреспондирующая информация от двух корреспондирующих точек разных сетчаток. Эти вертикальные колонки, которые состоят примерно из 100 нейронов находятся во всей коре головного мозга. Существуют связи между нейронами внутри этих колонок, а также связи между различными колонками. Однотипные колонки, то есть реагирующие на определенный тип зрительной информации объединяются в нейронные модули или ансамбли, которые в свою очередь связаны множеством связей и образуют зоны, отвечающие за работу зрительного анализатора. Количество этих колонов на единицу площади разное у разных людей. Некоторые ученые предполагают, что способности людей зависят от количества этих колонок на единицу площади коры. Чем больше колонок, тем выше способность человека. Большее количество колонок позволяют более дифференцировано интегрировать информацию идущую из внешнего мира.

Теория нейронных колонок сначала была предложено Лоренто Дано и развито Маунтом Касслом. Надо еще вспомнить, что первичные ядерные зоны имеют полоски глазодоминантности.

Таким образом, информация попавшая в первичные ядерные зоны, отразила как бы все физические параметры зрительных стимулов, которые находятся в поле зрения. Необходим мозговой механизм, который собирал бы информацию, попадающие в разные точки сетчатки и интегрировал ее в целостный постоянный константный образ. Эту функцию выполняют вторичные гностические зоны.

 

5. Вторичные гностические ядерные зоны.

- Зрительные агнозии. Термин агнозии был введен Фрейдом для обозначения нарушения оптического восприятия предмета при сохранности элементарных процессов зрительного ощущения. То есть человек как бы видит, но не может узнать то, что он видит. Лурия определял агнозии, как расстройство синтеза изолированных элементов разных видов восприятия, симультанно воспринимаемые группы.

Что является характерным и общим для всех зрительных агнозий?

- нет гемианопсий;

- есть элементарные зрительные ощущения.;

- нет объединения отдельных признаков в целое;

- узнавание целого осуществляется на основе догадки;

- проявляется это в пределах одной модальности.

¨ Предметная агнозия.

Основной дефект, возникающий в случае предметной агнозии - это нарушение целостного восприятия предмета, при возможности опознания отдельных его частей. Возникает эта форма агнозии при поражении затылочных частей правого и левого полушария.

Основные симптомы:

1. Ложное опознание на основе выделенных признаков. (Лампа - змея - признак - извивающийся шнур)

2. Фрагментарность при опознании предмета вместо идентификации, перечисление отдельных фрагментов предмета. Например, когда больному нужно назвать лампу, он не может идентифицировать предмет, что это лампа, а начинает перечислять отдельные признаки предмета: “это для того, чтобы включать, свет и т.д.”

3. Развернутая, а не симультанная форма опознания. “Это включается в сеть, идет ток, свет, лампа….“ То есть постепенное перечисление признаков, пока больной не дойдет до названия.

Существует ряд симптомов, которые проявляются больше при поражении левого или правого полушария. Так в частности, при поражении левого полушария, характерно перечисление отдельных фрагментов, а при поражении правого - отсутствует симультанная идентификация. При поражении правого замедляется процесс идентификации, возникают трудности воспроизведения порядка называния предметов. Левого - сужение объема воспроизведения.

¨ Буквенная агнозия.

Основной дефект при этой форме агнозии связан с невозможностью синтеза отдельных признаков букв в целостное симультанное восприятие буквы. Другими словами распад четкого значения буквенных знаков. Возникает обычно при поражении левой теменно-затылочной области.

Основные симптомы:

1. Нарушение узнавания букв на фоне сохранной речи.

2. Замена букв при наличии оптически близких признаков. Например К-Х.

3. Неправильное восприятие пространственной ориентации букв.

4. Затруднение при ряде наложенных или рядом расположенных букв.

¨ Цветовая агнозия.

Основной дефект, возникающий при этой форме агнозии - нарушение синтеза такого элемента зрительного восприятия как цвет в целостном восприятии объектов. Другими словами отсутствие ассоциирования цвета с предметом. Утеря цвета как признака предмета. Локализация этой формы нарушения связана с затылочными областями правого и левого полушария мозга.

Основные симптомы.

1. Невозможность подобрать цвет к цвету, то есть сравнить цвета. (Правое)

2. Аномия на цвета. (Левое)

3. Трудности больного назвать предметы относящиеся к одному цвету.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: