Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху




Передача мяча сверху двумя руками является основой для выполнения атакующих и защитных действий волейболистов. Вторая передача наиболее надёжный способ передач, она является своеобразным связующим звеном между спортсменами при выполнении групповых или командных игровых действий. Она применяется в качестве первого приёма мяча, при приёме несильных подач и нападающих ударов, и как элемент выведения на удар атакующего спортсмена, завершающего усилия двух или нескольких спортсменов, готовящих атаку. От качества техники владения такой передачей зависит рост мастерства волейболистов в разных компонентах подготовки, так как вторая передача является своеобразным связующим звеном в цепи технико-тактических событий любого эпизода игры.

По технике, вторая передача выполняется из различных исходных положений: на месте, после перемещения, в движении, в прыжке, с падениями.

Техника выполнения второй передачи состоит в следующем (рис. 12). Из стойки готовности (стартовой стойки) игрок занимает исходное положение, удобное для выполнения передачи. В зависимости от траектории полёта мяча, расстояния, на которое будет следовать передача, сгибаются ноги игрока. При небольшом расстоянии до цели ноги сгибаются незначительно. При дальних передачах сгибание ног происходит значительно больше. Следует обратить внимание на тот факт, что стопы ног игрока перед выполнением передачи устанавливаются спортсменом так, чтобы они были направлены в точку передачи, то есть в сторону цели. Такой целью может быть находящийся там игрок, либо точка, в которую этот игрок должен выйти к моменту достижения мячом цели.

Рис. 12. Техника выполнения передачи мяча двумя руками сверху

Туловище игрока отклоняется несколько назад. Руки выносят вперёд-вверх, незначительно сгибая их в локтевых суставах. Кисти рук поднимаются выше уровня головы и образуют своеобразную «воронку» («ковш») для удержания мяча, составленную большими и указательными пальцами, образующими треугольник (рис. 13). Ладони, с разведенными и согнутыми слегка пальцами обращены друг к другу, вверх-вперёд, навстречу летящему мячу. Движение к мячу начинается последовательно, с разгибания ног в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах, а затем начинают разгибаться суставы рук. Соприкосновение с мячом должно быть встречным, кратковременным и отрывистым. Выполняется оно окончаниями пальцев. Пальцы со всех сторон обхватывают мяч для надёжного положения его в руках. При этом пальцы должны быть чуть согнуты, напряжены, подпружинены.

Рис. 13. Постановка кистей и пальцев волейболиста при контакте с мячом при выполнении второй передачи двумя руками сверху

Основную нагрузку при работе с мячом несут указательные и средние пальцы, а безымянные пальцы бывают задействованы в меньшей степени. Большой палец и мизинец поддерживают мяч, не давая ему выскользнуть в сторону из «воронки». Ладони при выполнении передачи не должны касаться мяча. В противном случае, при взаимодействии с мячом произойдёт задержка, которая строго судится при вторых передачах.

Некоторые игроки используют вариант верхней передачи мяча, при котором кисти рук в исходном положении образуют не «воронку», а «прямоугольник» (расстояние между большими и указательными пальцами равное). При прямом расположении кистей основную нагрузку несут большие и указательные пальцы, а также края ладоней (обращенные друг к другу). Но это больше относится к индивидуальным особенностям выполнения верхней передачи. Великолепно выполняет такие передачи омский волейболист, участник чемпионатов СССР и России, мастер спорта Михаил Баев.

После окончания контакта с мячом руки игрока сопровождают мяч и выпрямляются в плечевом и локтевом суставах.

В зависимости от длины траектории полёта мяча (близкой, средней, дальней), угол разгибания в локтевых суставах будет различным. Чем дальше нужно сделать передачу, тем в большей степени выпрямляются руки в локтевых суставах и активно работают ноги игрока. В конце передачи игрок выполняет фиксацию законченного движения ног, рук и туловища. Игрок тянется за мячом, придавая ему надёжный полёт по заданной траектории. Выполнение фиксации положения всех частей тела после передачи придаёт законченность техники приёма, повышает его надёжность. В положении фиксации необходимо сохранять напряжение в пальцах рук.

Мастер спорта Юрий Крюков говорит по этому поводу, что нужно сохранять в пальцах ощущения контакта с мячом. Это необходимо игроку для анализа выполненного действия в заключительной фазе и внесения коррекций в будущие действия при передачах. Это касается и других элементов игры при работе с мячом. Добиваясь совершенства передач сверху следует стремиться, чтобы мяч после передачи двигался без вращений. Это позволяет связующим и нападающим игрокам, которым адресуется передача надёжно обрабатывать мяч при вторых передачах и при атакующих действиях. Необходимость соблюдения этого правила подчёркивала выдающийся тренер иркутского «Спартака» Ольга Григорьевна Иванова.

По окончании фиксации игрок переходит в стойку или в новое исходное положение для последующих игровых действий.

Нужно отметить ещё одну, на наш взгляд, важную особенность при выполнении вторых передач. Это касается передач, адресованных партнёрам, выполняющим нападающие удары. Вторые передачи должны соответствовать высоте, скорости и расстоянию, на которые они передаются партнёрам. Они также должны быть удобны для нападающих и соответствовать их индивидуальным особенностям игры в нападении. В связи с этим, в тренировочных условиях необходима постоянная работа над качеством техники верхней передачи, над точностью и тактической целесообразностью при решении игровых ситуаций. Пасующим игрокам необходима сыгранность с партнёрами, стремление обеспечить их передачами такого качества, чтобы они могли уверенно выходить в зоны атак, уверенные в том, что передача на удар будет точной, удобной по темпу и высоте, удалённости от сетки для результативного нападения.

В волейболе применяется также верхняя передача мяча одной рукой в опорном положении (рис. 14) и в прыжке. Подобные передачи применяются в игре реже, чем передачи двумя руками сверху. Однако практика показывает необходимость освоения и совершенствования техники таких передач. Особенно эффективна она при игре связующих игроков, когда мяч после приёма защитников уходит на сторону противника и сыграть его удаётся только одной рукой, так как попытка сделать передачу двумя руками сверху с учётом строгости судейства вторых передач, может закончиться потерей очка.

При выполнении такой передачи, мяч обхватывается кончиками пальцев снизу. Выполняется передача лёгким движением кисти в направлении цели, рука выпрямляется в локтевом суставе. Напряжение в пальцах сохраняется игроком до окончания передачи и продолжается в фазе фиксации.


Рис. 14. Передача мяча одной рукой сверху

Такая передача выполняется в случаях, когда игроку необходимо неожиданно вывести в нападение партнёра, находящегося за головой у передающего игрока (рис. 15). Она широко применяется как связующими, так и волейболистами выполняющими другие функции. В зависимости от ситуаций игры и цели, которую преследует передающий игрок, техника этой передачи содержит ряд вариантов её исполнения, к которым относятся:

  • а) передача мяча, с места в опорном положении;
  • б) передача после перемещения в опорном положении;
  • в) передача с места в прыжке;
  • г) передача после перемещения в прыжке;
  • д) передачи с места и после перемещения в прыжке, но с предварительной имитацией нападающего удара.

Рассмотрим вариант техники выполнения такой передачи в опорном положении (рис. 15). В исходном положении, руки игрока поднимаются выше, чем при обычных передачах мяча. Кисти удерживаются над головой и отводятся несколько назад. Голова также отклоняется назад, центр тяжести смещается больше на сзади стоящую ногу. В начале подготовительной фазы движений, туловище и руки игрока смещаются вверх-назад. В рабочей фазе движений от начала соприкосновения с мячом до его сопровождения, положение кистей и предплечий почти не меняется. А. В. Ивойловым подчёркивается, что сама передача осуществляется не за счёт разгибания рук в локтевых суставах, а в результате вращения рук в плечевых суставах и незначительного прогибания в поясничной части позвоночника. А мы отметим важность для правильности техники, фиксацию положения частей тела игрока, кистей рук и пальцев игрока в конце передачи.

Рис. 15. Техника выполнения верхней передачи мяча двумя руками за голову

Особенности такой передачи в том, что она выполняется без зрительного контроля. Мяч направляется партнёру, находящемуся за спиной у передающего спортсмена на основе высокоразвитых психологических восприятий. К таким восприятиям относятся «чувство мяча», «чувство высоты передачи», «чувство партнёра, темпа и ритма его разбега» и так далее. Фиксация положения кистей, пальцев, рук и других частей тела обеспечивает передающему волейболисту получение важной информации при анализе качества выполненных движений.

Такие передачи (рис. 16) выполняются большей частью связующими игроками после разбега или с места. Для выполнения передачи в прыжке, игрок должен обладать развитой координацией движений, развитой прыгучестью и умением выполнять точные передачи в опорном положении, от которых нетрудно перейти и к передачам в прыжке.

Преимущество использования вторых передач в прыжке состоит в том, что, во-первых, они позволяют связующим, высоко выпрыгивая, разыгрывать некоторые мячи, уходящие на сторону противника после приёма их защитниками.

Во-вторых, в прыжке связующие приближаются по уровню взаимодействия с мячом к нападающим. Это позволяет им ускорять розыгрыш мяча у сетки, затрудняя действия блокирующих игроков противника.

В-третьих, применение такого способа позволяет пасующему игроку применять отвлекающие действия, вначале обозначая подготовку к нападению, а затем, неожиданно для соперников, откидывать мяч партнёру. Необходимо помнить, что кроме связующих, все игроки в команде должны обладать высоким качеством таких передач, чтобы в неожиданных ситуациях исполнять роль связующих, которым по ходу игры не всегда удаётся выйти к сетке для розыгрыша мяча.

Перед выполнением передачи (рис. 16, кадр 1), волейболисту нужно наметить оптимальную точку встречи с мячом. Мяч должен оказаться перед игроком в точке, которая позволяет выполнить передачу на максимальной высоте выпрыгивания. Для выполнения передачи в прыжке игрок должен по ситуации с места или после перемещения в исходном положении согнуть ноги и туловище как при подготовке к нападающему удару, сопровождая это энергичным взмахом рук. Туловище выпрямляется, руки выносятся махом сзади-вперёд-вверх перед головой, руки почти выпрямляются в локтевых суставах. Туловище выпрямляется, ноги отталкиваются от площадки максимально вверх.

Далее руки сгибаются в локтевых суставах для замаха, кисти отводятся несколько назад. Достигнув высшей точки прыжка, игрок разгибает руки, ладони и пальцы образуют «воронку» и обхватывают мяч, как при обычных передачах сверху. Если передача будет невысокой, игрок почти накрывает мяч кистями, направляя его партнёру по низкой траектории. При высоких передачах, кисти остаются отведёнными назад, пальцы ставятся напряжёнными, чтобы передача получилась выше и шире по фронту атаки. В конце передачи игрок выполняет фиксацию положения рук. Далее игрок контролирует полёта мяча, мягко приземляется на обе ноги и быстро переходит к действиям по страховке нападающего игрока, которому направлена передача.

Рис. 16. Техника выполнения верхней передачи мяча двумя руками в прыжке

Нужно отметить некоторые нюансы техники передач. В данном случае волейболист выполнял передачу на максимальной высоте полностью выпрямляя ноги. Некоторые связующие игроки дополнительно после выпрыгивания сгибают ноги для противовеса, а при обработке мяча выпрямляют ноги. Это обеспечивает большую устойчивость в воздухе перед передачей и способствует некоторому увеличению паузы при выполнении передачи.

Передачи в прыжке должны отвечать и требованиям тактики игры. С этой целью часто связующие игроки выполняют прыжок не в полную силу, не делают пауз перед пасом, а быстро, с неполного впрыгивания, передают мяч партнёру, что значительно затрудняет действия блокирующих противника.

Передача в прыжке выполняется и за голову. Здесь движения туловища, рук, кистей и пальцев не имеют особых отличий по сравнению с техникой выполнения передач из опорных положений.

Специалистами волейбола подчёркивается сложность выполнения передач в прыжке в случаях, когда мяч от партнёра направлен резко на сетку или несколько выше сетки. Здесь передающему волейболисту необходимо изменять технику движений. В частности ближняя к сетке рука выносится ближе к сетке и задерживает полёт мяча на сторону противника или в сетку. Руки работают асимметрично, то есть преимущественно направление полёта мячу придаёт рука, расположенная ближе к сетке. Рука, удалённая от сетки, в большей степени поддерживает мяч. Все движения должны выполняться игроком передающим мяч синхронно, без задержек.

Необходимо рассмотреть ещё один способ передач из опорного положения и в прыжке. Это передачи мяча партнёрам, выполняющим атаки из зоны защиты. Техника таких передач принципиально не отличается от техники других передач, однако в ней есть своя специфика. От передающего требуется точный учёт возможностей игрока второй линии к выпрыгиванию в переднюю зону. Здесь необходимо мастерство передающего, которое позволяет максимально использовать скоростные возможности нападающего игрока с учётом высоты «съёма мяча», нападающим при ударе, длины выпрыгивания в переднюю зону. То есть нужна высокая согласованность в действиях обоих партнёров, что достигается путём кропотливой работы как связующих, так и нападающих игроков.

Ошибки

1. В исходном положении, тяжесть тела игрока излишне смещена на вперёди стоящую или сзади стоящую ногу.

  • 2. Локти опущены, «воронка» не получается.
  • 3. Кисти находятся на уровне лица (в итоге происходит предыдущая ошибка).
  • 4. Несимметричное расположение кистей в момент касания мяча.
  • 5. Большие пальцы направлены вперёд, навстречу мячу.
  • 6. Мяч встречается за головой.
  • 7. Мяч отражается при передаче ладонями, а не пальцами (неправильное расположение пальцев и недостаточная степень их напряжения).
  • 8. В момент передачи в опорном положении игрок совершает подпрыгивание (отсутствие согласованного последовательного движения частей тела).
  • 9. Перед выполнением передачи мяча в прыжке отсутствует мощный взмах руками, что значительно снижает высоту выпрыгивания волейболиста.

Подготовительные упражнения

  • 1. Упражнения для укрепления пальцев кистей рук - сгибание и разгибание, вращение кистей в лучезапястных суставах.
  • 2. Из упора стоя у стены отталкивания, с акцентом на активное сгибание и разгибание в лучезапястных суставах.
  • 3. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя у стены, сгибание рук в упоре лёжа.
  • 4. Из исходного положения наклон вперёд, перебирая руками, перейти в положение упора лёжа и вернуться в исходное положение.
  • 5. Из упора присев перейти в упор лёжа.
  • 6. Упражнения для пальцев рук, с эспандером, с теннисными мячами, с гантелями (0,5-1 кг).
  • 7. Броски и ловля баскетбольных, набивных мячей.
  • 8. Броски мячей на дальность.
  • 9. Броски, ловля, «волейбольная передача» набивных, баскетбольных мячей в групповых упражнениях.

Подводящие упражнения

  • 1. Имитация передачи мяча по подсчёту преподавателя. Из исходного положения для передачи мяча на 4-3-2 счета (1 - разогнуть ноги, 2 - руки, 3 - зафиксировать конечное положение после передачи, 4 - вернуться в исходное положение). Затем то же задание выполняется на 3 счета (1 - разогнуть ноги, руки, 2 - конечное положение, 3 - исходное положение). На 2 счета (1 - ноги, руки и конечное положение, 2 - исходное положение). Обратить внимание на плавный переход в процессе разгибания ног и рук. Этого добиваются спокойными и плавными движениями.
  • 2. Научить игрока правильно располагать пальцы рук на мяче. Перед игроком на полу лежит мяч. Волейболист становится в исходное положение для передачи, наклоняется и берет мяч в руки, обхватывая его пальцами, как при верхней передаче. При этом он старается ничего не менять в положении рук и пальцев. Нужно сохранить их в таком положении в каком они были перед наклоном. Затем игроку нужно выпрямиться и зафиксировать руки с мячом в исходном положении для передачи мяча.
  • 3. Задание то же, но после принятия исходного положения для передачи нужно на счет 1-2 выполнить передачу броском мяча партнёру.
  • 4. Научить игрока правильно выбирать место встречи с мячом и правильно принимать исходное положение для передачи. Занимающийся подбрасывает себе мяч вверх двумя руками снизу. Далее он принимает исходное положение для передачи, в котором ловит мяч и фиксирует правильность исходного положения.
  • 5. Упражнение в паре: один игрок набрасывает мяч, другой выполняет передачу над собой, затем делает пас партнёру.
  • 6. Подбросить мяч самому себе и выполнить передачу партнёру. Делается вначале на месте, затем после перемещений.

Упражнения по совершенствованию техники игры

Эти упражнения направлены на выполнение передач мяча в меняющихся условиях, так как эти передачи выполняются в групповых упражнениях, где почти каждая передача от каждого игрока будет иметь свои особенности (направление, скорость полёта, форму траектории):

  • 1) передача во встречных колоннах (смена мест, в своей колонне, или смена, с переходом во встречную колонну);
  • 2) передача мяча по зонам 6-2^4-6 со сменой мест игроков, вслед за мячом;
  • 3) отражение передач партнёра (бросков мяча), направленных в стороны от занимающегося;
  • 4) то же, что и в упражнении 3, но поочередно два игрока набрасывают мячи третьему игроку, добиваясь правильности перемещений и передач мяча;
  • 5) сочетание различных передач над собой с передачей мяча партнёру;
  • 6) после передачи мяча партнёру нужно выполнить дополнительное упражнение (присесть, сделать наклон вперёд, переместиться вперёд или назад, на 3^4 метра и вернуться на свое место).

В практике существует достаточное число упражнений предназначенных для освоения и совершенствования техники передач мяча с развитием умения игроков быстро ориентироваться. Так, для выполнения передач после перемещений игроку необходимо выполнить оценку обстановки и поочередно совершить ряд двигательных действий: переместиться к мячу, выполнить остановку, поворот в сторону передачи и далее передачей направить мяч партнёру. Поэтому в начале процесса обучения, в таких упражнениях тренер указывает способ перемещения и остановки, а в дальнейшем занимающийся сам находит эти способы передвижений и выполнения передач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: