Анализ рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»




Анализ рассказа Леонида Андреева

«Петька на даче»

Леонид Андреев в своём рассказе «Петька на даче» изображает вполне реальных героев в реальных обстоятельствах. На первый взгляд мы можем предположить, что данное произведение относится к реализму, но это не так.

Мы знаем, что произведениям Андреева свойственна двуплановость: эпический план (жизнь Петьки) и обобщенно-экспрессивный (мировосприятие маленького мальчика). Его герои отличаются катастрофическим восприятием действительности. Главный герой рассказа, маленький мальчик, смотрит ранним утром в окно и видит: «Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, не охлаждающую тень». Данное описание имеет явный экспрессивный окрас. Трудно поверить, что подобное восприятие мира может принадлежать десятилетнему ребёнку. Автор намеренно использует подобные эпитеты, чтобы в полной мере выразить катастрофичность бытия. Автор говорит о маленьком мальчике, представляет его жизнь, но в сознании читателя формируется образ взрослого, уже пожившего человека, ведь он не играет, не читает, не получает эмоций, одном словом, не живёт жизнью ребёнка. Но и взрослым его назвать нельзя, так как он не имеет жизненного опыта, никакого, даже для своих лет, жизнь маленького героя пуст. «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно».

После Андреев помещает мальчика в такое место, на дачу. Именно там он становится счастлив, его жизнь наполняется. «Петька почувствовал себя как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».

«Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, - уже найдено. Автор описывает время пребывания мальчика в деревне, как лучшее в его жизни, здесь уже используются совершенно противоположные эпитеты. Но в момент уезда Андреев нам снова показывает катастрофичное восприятие действительности глазами ребёнка, полный экзистенциализм, самая яркая картина во всём произведении, показывающая душевную боль главного героя. Не может в действительности ребёнок воспринимать уезд из деревни, как прощание с собственной жизнью, как будто прощается с этим местом навсегда. «… он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощённые, - он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь усилить её».

Рассказ заканчивается почти той же сценой, что и начинается, имея кольцевую композицию. Герой возвращается к прежней жизни. Перемен, исцеления, как у героев рассказа «Ангелочек» не происходит. Проанализировав произведение, можно сделать вывод, что это экспрессионизм в реализме.

 

 

Анализ рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»

Рассказ “Дом с мезонином” построен по принципу, испытанному во многих произведениях русской литературы. История любви, рассказанная в нем, соседствует с жаркими идейными спорами героев. Спор рассказчика-художника и Лиды Волчаниновой касается важнейших общественных вопросов: “существующего порядка”, “существующих условий” в стране, положения народа, отношения к этому интеллигенции, проблемы “малых дел”.

Лида, с формальной весьма распространенной житейской точки зрения, абсолютно положительная героиня, воплощающая идею об общественно активной жизненной позиции человека, неравнодушного к страданиям других людей. Действительно, она пытается по мере личных сил и возможностей делать что-то «здесь и сейчас», не дожидаясь тотального изменения существующего общественного порядка.

Однако автор преподносит нам ее образ нарочито несимпатичным, сухим, педантичным, резонерским. Да, Лида занимается благотворительностью, старается быть поближе к народу, но как она это делает? Подаёт, не снимая перчаток, едет к народу в рессорной коляске, возможно, подобными деталями автор показывает нам неискренность героини, формирует её образ несколько неоднозначным, с отрицательными элементами.

А вот Мисюсь сама по себе вроде бы и не живет. Она всегда при матери, с матерью, практически представляют с ней вдвоем единое целое. Несмотря на все давлеющие комплексы Мисюсь в какой-то степени стремится жить сама по себе. Ее индивидуализм усиливается поэзией, музыкой, искусством, песнями, театром, т.е. тем миром, в который она погружена, и в котором спасается от всевластия традиционного уклада жизни...

Что же касается второй сестры - умницы и красавицы Лиды, все ее инстинкты концентрируются в форме защиты от матери и поэтому неприменимы для того, чтобы обустраивать свою собственную жизнь.

Изображая Лидию Волчанинову, Чехов не скупится на иронические детали: «Торопясь и громко разговаривая, она приняла двухтрех больных, потом с деловым, озабоченным видом ходила по комнатам, отворяя то один шкаф, то другой, уходила в мезонин; её долго искали и звали обедать, и пришла она, когда мы уже съели суп».

Рассказчик-художник описывает строгое выражение лица, упрямый рот, громкий голос, сухой, наставительный тон девушки, которая вызывает не столько уважение, сколько чувство страха у матери и сестры. Для того чтобы показать её строгость и неприступность, автор использует явно ироническое сравнение с адмиралом, который «все сидит в каюте» и простым матросам представляется загадочным и недосягаемым существом. Такой же «загадочной», «священной» особой Лида была для своих родных.

Чтобы показать степень неприязненного отношения Лиды к художнику, Чехов использует прием опосредованного иронического сравнения. Художник, неожиданно вспомнив случайную встречу с девушкой-буряткой на берегу Байкала, проводит параллель между ней и Лидой: «Мне встретилась девушка-бурятка, в рубахе и штанах из синей дабы, верхом на лошади. Она с презрением смотрела на мое европейское лицо и на мою шляпу, и в одну минуту ей надоело говорить со мной, она гикнула и поскакала прочь. И Лида точно так же презирала во мне чужого».

Детали можно обнаружить и в изображении помещика Белокурова, который постоянно куда-то торопился, спешил, ссылаясь на «дела, дела, дела»: «Он говорил о том, как приходится много работать, когда хочешь стать образцовым сельским хозяином». Белокуров постоянно жалуется на то, что ни в ком не встречает сочувствия, много философствует, но ничего не делает.

Другим героем, на которого также распространяется ирония автора, является молодой художник, влюбленный в Женю, сестру Лиды. А. А. Белкин увидел тонкую иронию в том, что художник мечтает о такой жизни, когда ничего не надо делать, завидуя здоровым и сытым молодым людям, которые живут праздной жизнью: «Для меня, человека беззаботного, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние, праздничные утра в наших усадьбах всегда были необыкновенно привлекательны. Когда зеленый сад, ещё влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром, молодежь только что вернулась из церкви и пьет чай в саду, и когда все так мило одеты и веселы, и когда знаешь, что все эти здоровые, сытые, красивые люди весь длинный день ничего не будут делать, то хочется, чтобы вся жизнь была такою».

Используя детали, Чехов достигает яркой характеристики того мира, в котором пребывают его герои. В целом ироническую направленность мысли автора в рассказе «Дом с мезонином» можно трактовать следующим образом: недостаточно сознавать несправедливость общественного порядка и говорить об этом - нужно своими действиями, поступками защищать справедливость, искусство, труд, право на любовь и счастье.

Главным объектом иронии в этом произведении, наверное, становится именно герой-рассказчик, нерешительный и пассивный. Однако сложность иронической характеристики заключается в том, что она исходит не только от автора, но и от самого героя: «Я почувствовал, что без неё мне как будто скучно... испытывал тихое волнение, точно влюбленный. Я был полон нежности, тишины и довольства собою, довольства, что сумел увлечься и полюбить, и в то же время я чувствовал неудобство от мысли, что в это же самое время, в нескольких шагах от меня, в одной из комнат этого дома живёт Лида, которая не любит меня, быть может, ненавидит меня..». Его любовь к Мисюсь была обманом для него самого и автор нам это показывает. Да, Мисюсь были интересны его работы (что немало важно для художника), она любила слушать его, читать ему, жила его интересами, можно сказать, с ней он чувствовал себя сильнее и увереннее, но не любил её. Он любил Лиду, которая не любила его и боялся себе в этом признаться.

 

Рассказ отличает кольцевое время и пространство: здесь нет единства событий, сюжетная линия ослаблена. Конфликт переносится во внутренний план. Действие рассказа происходит в дворянской усадьбе. Обитатели дома ведут тихую, праздную жизнь.

Чехов построил сюжет так, что художник больше не увидел Волчаниновых. Он только слышал о них из разговора с Белокуровым в вагоне поезда по пути в Крым. Он узнал, что Лидия собрала вокруг себя кружок симпатичных ей людей и создала сильную партию. Про Мисюсь художник вообще ничего не знает. Далее рассказ строится полностью на рассуждениях художника о событиях, вернее, о его понимании этих событий. Ему кажется, что его еще помнят, ждут и встреча с любимой Мисюсь неизбежна. Но, увы, художник не получает ответа на свои вопросы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: