Понятие имеет несколько основных значений. Во-первых, это теория и методология толкования текстов («искусство понимания»). Во-вторых, Г. – течение в философии ХХ века. Хотя история Г. может быть прослежена через средневековье до античности, понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Приблизительно в середине XVII в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики как лишенной методологической рефлексии практики комментирования.
Возникновение современной Г. датируется рубежом XVIII и XIX веков. Решающий вклад в ее создание внес немецкий философ и теолог Фридрих Шлейермахер (1768-1834).
Точка зрения Шлейермахера на Г отмечена влиянием Романтизма. Центральным аспектом Г становится идентификация исследователя текста с индивидуальным, уникальным содержанием духа («индивидуальностью»), скрывающегося за текстом. Для Шлейермахера Г имеет дело прежде всего не с текстом самим по себе, а с творческим духом, воплощенным в тексте. Основная проблема понимания связана с пространственной и временной дистанцией, разделяющей исследователя и объект понимания. Г может способствовать преодолению этой исторической дистанции. Кроме того, герменевтическая интерпретация может быть понята как возобновляющееся круговое движение от целого к частям и от частей к целому.
С герменевтической точки зрения, целью гуманитарных наук является понимание, а естественных наук – объяснение.
Непосредственными истоками современной герменевтики явилась философия жизни (В. Дильтей) и экзистенциализм М. Хайдеггера. В философии жизни для герменевтики привлекательным оказался метод анализа культуры и истории. Экзистенциализм в лице Хайдеггера оказал влияние на герменевтику методом проникновения в феномены индивидуального человеческого существования.
|
Предметом философского знания с точки зрения Г является мир человека, понимаемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные, научные ценности, образуются различные формы человеческих взаимоотношений, складываются нормы права и принципы научного и философского рассуждения. Цель Г – понять человека и его мир, раскрыть ситуацию всеобщего непонимания и взаимного отчуждения людей, приобретших в осовремененном мире онтологический характер. Другими словами, назначение Г в том, чтобы дать людям возможность достигнуть понимания друг друга, а также понимание культурных явлений, социальных институтов, исторических событий. Поскольку же в современном философском лексиконе одним из наиболее употребительных терминов стал «смысл», Г имеет дело с интерпретациями и доведением до сознания различных смыслов.
В связи с этим выдающееся место Г отводит диалогу. Искусство задавать вопросы оказывается ключевым в Г. Причем диалог в ней не ограничивается языковым общением двух лиц. Диалогический характер приобретает также отношение между исследователем (интерпретатором) и предметом исследования. Последним может быть текст, памятник и т.д. Поэтому вопросы интерпретатора должны быть обращены не к автору текста, а к самому тексту. При этом важно не то, что хотел сказать автор, а то, что фактически говорит сам текст. Герменевтический разговор начинается тогда, когда интерпретатор «открывается» тексту – позволяет ему говорить и прислушивается к нему. С другой стороны, Г предполагает «открытость» самого текста, доступность его для интерпретации.
|
Следует указать на то, что интерпретация текста или культурного события происходит в конкретных условиях «сегодняшнего дня». Герменевтика это учитывает, полагая, что нынешняя ситуация не случайна и обусловлена исторически, т.е. интерпретация всегда осуществляется в рамках определенной традиции, порвать с которой невозможно. Отсюда наше понимание прошлого зависит и от интерпретатора, и современности, и традиции, к которой принадлежит интерпретатор. Задача интерпретатора в данной связи заключается в том, что он должен жить и прошлым и настоящим, обладать, по Гадамеру, способностью предпонимания и предубеждения, которая «образует первоначальную направленность всей способности к опыту. Предубеждение суть склонности нашей открытости миру».
Таким образом, Г поставила весьма важные вопросы, связанные с пониманием смысла культурного наследия, традицией, с ролью гуманитарных наук в жизни общества. Методы Г имеют важное значение в этнографических и культурно-исторический исследованиях.