В сфере социально-гуманитарного исследования могут и должны быть использованы все философские и общенаучные методы и принципы. Однако они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом специфики предмета социального познания (общество, культура, личность), его особенностей и целей исследования.
К специфическим средствам и методам социального познания относят: идиографический (индивидуализирующий) и номотетический (генерализирующий) методы, объяснение (рациональное и интенциональное), ценностный подход («отнесение к ценностям»), понимание, диалог, контент-анализ, социометрия, ситуационный анализ и др.
Следует отметить, что в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят отличности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри».
В психологии давно применяются такие специфические формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия. Интроспекция (лат. – смотрю внутрь) – осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей.
Эмпатия (лат. – вчувствование, проникновение) – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи, поступки, т. е. проникновение в переживания других людей. Таким образом, эмпатия – это восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание го духовной жизни.
|
Разновидностью включенного наблюдения является этнометодология, суть которой состоит в том, чтобы результаты описания и наблюдения социальных явлений и событий дополнить идеей их понимания.
Все шире развиваются социальные эксперименты, которые способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию.
В психологии для выявления того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи (формирующий эксперимент).
Кроме формирующего эксперимента в психологии выделяют естественный, лабораторный, экспериментально-патологический, и некоторые другие виды экспериментов.
Своеобразной формой социального эксперимента является социальная инженерия.
Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических норм и принципов.
В социально-гуманитарных науках широко применяется сравнительный (компаративистский) метод.
Назовем еще некоторые из своеобразных методов, подходов и принципов, характерных именно для социально-гуманитарного познания. (Заметим, что проблема их классификации еще по существу не решена.)
|
1. Анализ документов, который позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.
2. Методы опроса – основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам (анкетирование и интервью).
Экспертиза (метод экспертной оценки) – разновидность опроса, в котором главный источник информации – компетентные лица, специалисты – профессионалы в определенной области деятельности. Экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, пополнение «банка данных», разработку прогноза, проектирование и принятие оптимальных решений.
3. Метод монографический – метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном социальном объекте («случае»), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов.
4. Биографический метод.
5. Проективные методы (в психологии) – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности.
6. Одним из эмпирических методов социальной психологии является метод бессловесной коммуникации, основанный на правильном понимании и толковании языка телодвижений индивида (его позы, жесты, мимика, интонация голоса, особенности лексики и т.п.).
7. Один из важнейших методов психологии (особенно социальной) – беседа.
8. К числу специализированных социально-психологических методов относят групповую оценку личности. Эта оценка предназначена для получения характеристики индивида в конкретном коллективе путем взаимного опроса его членов друг о друге по определенной программе.
|
9. Важным методом социально-психологической диагностики является оценочная биполяризация.
10. Тестирование в психологии и педагогике.
11. Метод отраженной субъективности. Данный метод позволяет выявить особенности личностного влияния субъекта на осознанное или неосознанное поведение других людей без прямого обращения к мнению на этот счет обеих сторон – как испытуемого (например, ученика), так и исследуемого (в данном случае – учителя).
12. Игровые методы – применяются при выработке управленческих решений – имитационные (деловые) игры и игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных ситуаций).
13. Иконография – систематическое изучение и описание изображений каких-либо (чаще всего – религиозных или мифологических) сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, атрибутов, характерных особенностей.
14. Метод датировки и синхронизации (в истории и археологии) – определение возраста источника (памятника) – датировка и установление соотношения во времени разных памятников данной ил иной территории (раньше, позже или одновременно). Выделяют две системы датировок – абсолютную и относительную. Первая отвечает на вопрос «когда?», вторая – на вопрос «до или после чего?».