Важное место в философском осмыслении социальной действительности занимает представление о ценностях. «Ценность» как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х гг. 19 в.
На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. ЕЕ становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В.Виндельбанда. Ценность у него предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании.
Другой представитель неокантианства Г.Риккерт несколько иначе смотрит на чистую теорию ценностей. Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности. Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит.
В начале 20 в. Нем.философ и психолог Г.Мюнстерберг издал книгу «Философия ценностей». Он считал, что природа вообще в основе своей свободна от ценностей, а индивидуумы в своих взаимоотношениях знают только условные ценности.
Философ О. Г. Дробницкий в своей энциклопедической статье следующим образом определяет ценность. «Ценность,— пишет он,— это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания)».
К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия).
|
Данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям отрицательных значимостей. Прав философ А. М. Коршунов, который обратил внимание на то, что не всякая значимость есть ценность.
Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной, высшей ценностью является человек.
Итак, ценность — это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.
Исследователи выделяют рад оснований для выделения относительно обособленных друг от друга групп ценностей. Некоторые философы выделяют такие их группы: по содержанию — экономические, политические, социальные и духовные ценности: по субъекту — субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надындивидуальные — групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т. п.) и духовные; в отличие от утилитарной духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности — ее смысл.
Ценности и оценка. Переоценка ценностей. Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения, собственной оценки и рекомендаций к отбору того, что признается ценностью.Оценки одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп и наций, государств бывают различными.
|
Во второй половине XX столетия происходит глубокая переоценка ценностей. На смену традиционному обществу приходит компьютерная цивилизация, индустриальное общество сменяется постиндустриальным, модернизм — постмодернизмом. Основы цивилизации потрясает экологический кризис. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о средствах решения национальных и межгосударственных конфликтов и т. п.
Дискуссия о том, может ли быть наука свободной от ценностей, продолжается и представлена двумя основными подходами: 1) наука должна быть ценностно нейтральной, автономной, освобождение от ценностей является условием получения объективной истины, это признавалось классической наукой, но сегодня все больше осознается как упрощенное и неточное; 2) от ценностей невозможно и не следует освобождаться, они являются необходимым условием для становления и роста научного знания, но необходимо найти рациональные формы, в которых фиксируется их присутствие и влияние на знание и деятельность, а также в целом понимается их роль и особенности в каждой из наук. Второй подход, основанный на признании, что ценности в науке выражают ее социокультурную обусловленность как неотъемлемую характеристику, становится определяющим в философии и методологии науки, особенно социально-гуманитарного знания.