Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виде два его основных аспекта: а) любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В этом широком смысле любые формы познания гуманитарны, т.е. связаны с человеком; б) одна из форм познавательной деятельности – изучение социальных процессов и явлений (общества, культуры, человека) – в отличие от двух других форм: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, эпистемология, логика, когнитология, философия).
Исторически возникли и сегодня существуют две основных (крайних) позиции к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания: натурализм и антинатурализм.
I. Натурализм заключается в следующем. Никакого различия между социальной и естественнонаучной формами познания не существует.
В зависимости от того, какая наука принималась за «образец», натурализм выступал в трех основных формах.
1. Механицизм.
2. Физикализм.
3. Биологизм.
4. Географический детерминизм.
5. Демографический детерминизм.
6. Фрейдизм.
II. Антинатурализм. Сторонники этой позиции противопоставляют социально познание естественнонаучному, не видя между ними ничего общего.
1. Социологизм (социоцентризм).
Чаще всего ярким представителем социологизма считают Г. Риккерта.
2. Экономизм (экономический детерминизм, вульгарный социологизм).
Представители экономизма (Е. Дюринг, Э. Берштейн и др.) все богатство общественных связей, все многообразие социальных явлений объясняли только и исключительно «экономическим фактором». Иначе говоря, из этого фактора прямо и непосредственно выводятся все остальные явления общественной жизни (в том числе феномены искусства и литературы).
|
3. Психологизм.
4. Антипсихологизм.
Основные особенности социального познания в целом, каковы его наиболее важные специфические характеристики:
1. В самом широком смысле предмет социального познания — сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах.
2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Главный интерес тут — динамика, а не статика социальных явлений. В этой связи следует указать, что возможны два основных варианта отношения познания к своему предмету — реальной действительности: а) сам предмет существенно не изменяется, а теория, познание его развиваются достаточно быстро. Это ситуация, характерная для естественных наук; б) сроки развития предмета сравнимы со сроками развития теории, вследствие чего эволюция знания, науки уже сама по себе отражает эволюцию объекта. Это типичная
особенность, свойственная познанию социальных явлений и процессов.
3. Акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного.
В гуманитарной сфере (как и в природе) существуют объективные законы, их выявление и использование — важнейшая задача социального познания.
4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Поэтому это не столько субъект-объектные, субъект-субъектные отношения (общение, коммуникации и т. п.). Тут люди и авторы и исполнители своей собственной драмы, которую они же и познают. От присутствия субъекта в предмете социального познания «отделаться» и даже отвлечься нельзя.
|
5. Социально-гуманитарное познание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Категории «смысл» и «ценности» являются ключевыми для понимания специфики социального познания.
6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами.
7. Важное значение в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания — важнейшая характеристика данной формы познания,
8. Сложный, очень опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания, его текстовая природа.
В гуманитарном познании происходит «отражение отражения», т.е. здесь имеют место мысли о мыслях, переживание переживаний, слова о словах, тексты о текстах.
9. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблемати-ка. Семиотика (от греч. — знак, признак) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания).
Тем самым без таких понятий, как «текст», «знак», «значение», «символ», «язык», и речи быть не может о социально-гуманитарном познании, а тем более о его специфике.
|
10. Определяющую роль в социальном познании играет диалог (беседа, разговор), который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики Сократом и Платоном доведен до высшей формы. Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, мыслей, культур и т. д.
11. Особо важное значение для познания имеет философия и такой ее метод, как диалектика. Особая роль философии и прежде всего диалектического мышления в социальном познании имеет не только онтологическое (динамичность и целостность его предмета), но мировоззренческое («вооружает» определенной системой ценностей), логико-гносеологическое (вооружает системой норм, принципов незнания и форм мышления) значения
12 .Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. Здесь явления и процессы исследуются главным образом со стороны качества а единичного (индивидуального), а не количества и всеобщего. Поэтому удельный вес количественных методов здесь намного меньше, чем в наук,ах естественно-математического цикла.. Однако и здесь все шире развертываются процессы математизации, компьютеризации, формализации знания и т. п.
13. Отсутствие общепризнанных парадигм. Наиболее четко эту особенность социального познания выразил отнюдь не его представитель, а выдающийся логик и философ современности Г.-Х. фон Вригт. По его мнению, «в социологии не существует всеобще признанных парадигм, и это та особенность, которая отличает ее от естествознания. Однако несомненно также, что марксистская социология играет (играла. — В. К.) роль господствующей парадигмы, хотя развитие марксистской науки свидетельствует о многочисленных попытках вырваться из-под власти парадигм... Следовательно, есть основание говорить о существовании параллельных типов социологии. Они отличаются не столько в том, что придерживаются противоречащего друг другу понимания фактов, сколько в принимаемых парадигмах, в рамках которых дается описание и объяснение фактов»*.