Философия права является одной из ведущих философских дисциплин, имеющих важное методологическое значение для наук юридического цикла. Она исследует основания права, его онтологические, гносеологические и ценностные функции, которые всегда были предметом философского интереса. Философия права в истории свого развития утвердила естественные права человека и положила их в основу концепций права, государства и правовой политики. Свободы и права индивида, которых придерживались западные общества, были обоснованы Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо. Среди базовых принципов центральное место занимали естественные права и общественный договор. В современных дискуссиях эти понятия нередко теряют свою онтологичность и рассматриваются не как некие социальные реалии, а как модели объяснения.
В западных обществах существует своего рода общественный договор, который действует на протяжении пятисот лет их успешного развития. Этот договор основан на рациональности, автономии индивида, эффективности в достижении целей, праве, свободе в поиске других благ на основе свободы, законодательном регулировании. Естественное состояние представляет собой идеальную модель статусного равенства, а общественный договор - модель возможностей согласованного совместного функционирования в обществе, достигнутую на основе принципа морального равенства людей.
Право является важнейшим источником норм. И в этом отношении оно интересует философию так же, как мораль или наука.
Философские и методологические проблемы наук о государстве и праве опираются на философию права, но ставят вопросы более конкретного содержания, в том числе и те, которые возникают в рамках правовых дисциплин и правовой практики, касаются социальных норм и лежат на пересечении интересов разных научных дисциплин. Примером может служить обсуждение социологом П. Сорокиным сущности преступления. Он анализирует имеющиеся взгляды на преступление. Согласно одному из них, понимание преступления состоит в том, чтобы рассмотреть его как такое правонарушение, которое направлено против наиболее важных интересов человека или социальной группы. По этому поводу Сорокин приводит следующий пример: брамин остался бы ненаказанным за убийство человека нижней касты, но был бы признан преступником, если бы купил молока.
|
Философов интересует соотношение права и блага. Есть разные трактовки. Одни исходят из первичности права и свободы по отношению к благу и индивидуального блага по отношению к общественному благу (неолиберальные концепции), другие считают первичным благо по отношению к праву, свободе, а общественное благо - по отношению к индивидуальному (перфекционизм, велферизм). Перфекционизм построен на идее естественной доброты людей, искаженной эгоизмом и утилитаризмом, которая должна работать и в социальных условиях. Велферизм считает, что благополучие необходимо всем людям независимо от их достоинств. Велферизм ориентирован на помощь людям, перфекционизм - на их улучшение. Все три концепции имеют правовое воплощение.
Наиболее приемлемой является концепция Роулза - справедливости как честности. Ее суть состоит в утверждении, что любой человек подвержен в обществе риску (болезни, потеря работы, несчастья, аварии и пр.).
|
Согласно Ю. Хабермасу, закон имеет силу в моральном смысле, когда он может быть «принят в перспективе каждого». Философ считает, что необходимы как равное обращение с каждым, так и солидарная ответственность за каждого.
Современный научный дискурс в политологии и науке о праве в качестве универсалии использовал понятие индивида. На Западе речь всегда шла об индивидуальных правах. Эта единица измерения прав могла считаться универсальной, поскольку признание прав индивида было всеобщим, глобальным и безусловным. Юридические документы XX в. также построены на принципах современного либерального дискурса. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. утверждает моральное равенство всех людей.
Однако сегодня увеличивается количество концепций, требующих обеспечения групповых прав в тех случаях, когда отсутствует исходное равенство прав. Групповое право дает возможность дополнительной компенсации для установления подлинного равенства индивидов перед законом. Между либерализмом и коммунитаризмом в истолковании права есть серьезные разногласия и споры.
Обозначенные проблемы не исчерпывают всех форм взаимодействия философии и наук о государстве и праве.