Нужен результат сегодня.




На детские соревнования как на войну.

Как выстроить работоспособное партнерство представителей группы и достичь цели, не каждому своей цели, кардинально расходящейся с представлениями других, как в басне о лебеде, раке и щуке, а общей цели, связанной со спортивным совершенствованием личности ребенка и спортивного коллектива? Конечно же, только сотрудничая. Сотрудничество предполагает совместный труд в далеко не легких видах организуемой тренером и поддерживаемой родителями деятельности ребенка на пути к осознанию ее смыслов: игровой, коммуникативной (общаясь и взаимодействуя), учебной, контролирующе-оценочной, тренировочной, восстановительной, рефлексивной (даже трудно представить, сколько ситуаций и событий анализирует юный спортсмен, переживая все перипетии спорта), организационной и соревновательной. При этом организационная деятельность во многом сложнее соревновательной. Поскольку только через организацию труда и приложение усилий в работе над собой, юный спортсмен способен развить соревновательно значимые качества.

Что случилось с сегодняшним детским хоккеем? Почему многие родители идут на детские соревнования как на войну? Одна из причин заключается в том, что российское образование в целом, в том числе и дополнительное спортивное, стало рассматриваться с позиции предоставления услуг. Образование - не как созидание, обучение, формирование, воспитание личности юного хоккеиста, а как формальная социальная услуга, которую можно купить. Начиная с раннего детства, идет давление результатом на команду со стороны руководства спортивных школ, автоматически, тренер и родители оказывают давление на ребенка.

 

Две - три команды одного года рождения.

Один из основных принципов организации детского спорта на мировом уровне - это предоставление равных возможностей для физического, психологического, социального развития личности в условиях спортивной деятельности. А если эти равные возможности выделены, то и школы должны иметь не одну, а две-три команды одного года рождения, например СДЮШОР "Динамо" выставляет два состава самых юных хоккеистов, тем самым добивается сохранения количества занимающихся. К сожалению, система российского детско-юношеского спорта, пройдя, в том числе, и этап коммерциализации, переживает свое дальнейшее развитие. Только недавно создана Молодежная хоккейная лига. В организационно-правовых документах отсутствует понятие "школьный спорт", соответственно, тормозится создание системы лиг школьного/детско-юношеского спорта, позволяющих детям тренироваться с учетом индивидуальных темпов развития. И этот факт усиливает конкуренцию на уровне детских команд. Конечно, есть масса исследований, позволяющих с определенной степенью точности выявить спортивную одаренность (по пальцевой дерматоглифике - отпечаткам пальцев, по психофизиологическим параметрам), но из всех этих тестов выпадает сама личность со своим трудолюбием и стремлением достичь заявленной цели.

Важно отметить, что возможность развития личности ребенка в условиях спортивной деятельности все же существует. Вопрос в другом: насколько успешен юный спортсмен в этой деятельности и насколько спортивная деятельность позитивно отражается на развитии ребенка? Так, юный спортсмен 10-11 лет должен переживать победное чувство в трех ситуациях из пяти (например, в: освоении техники, выполнении нормативов, состязании - в соревновательно значимых видах деятельности). Только поэтому тренер так пристально наблюдает за индивидуальными спортивными успехами каждого ребенка и ориентирован: вовремя подсказать, в какой вид спорта перейти, чем заниматься дополнительно, на чем сконцентрировать свои усилия.

 

Нужен результат сегодня.

Многие родители после трех-четырех лет занятий в СДЮШОР, пережив отчисление своего ребенка, не стремятся переводить своего сына в ДЮСШ по месту жительства, хотя ребенок вполне успешно мог бы реализоваться в данной команде. Отчисление вызвано многими причинами, в том числе "нужен результат сегодня, а темпы биологического созревания позволят раскрыться данному спортсмену в 14-16 лет". Примеров в различных видах спорта масса. В футболе чемпионаты проводятся по возрастам, и зачет спортивной школы не учитывается, тем более, что он смещает реальную картину при определении уровня спортивного совершенствования конкретной команды. В хоккее - зачет по школе. Сильные хотят играть с сильными, а менее подготовленные играют в другой группе. Конкуренция и желание подняться в группу сильных всегда будет присутствовать, это спорт.

Итак, хоккей с шайбой - командный вид спорта. И психология команды предполагает связанность общими профессиональными целями и ценностями. В процессе становления спортивной команды становятся значимыми действия тренера и родителей, направленные на командообразование и коллективообразование. Детский тренер в процессе решения основных профессиональных задач, связанных с развитием юных спортсменов, отслеживает групповую динамику потребностей, ценностей, целей, мотивов, убеждений ближайшего окружения ребенка, соотнося индивидуалистические и командообразующие проявления. Цели тренера: найти юному спортсмену место в команде; воспитать юного спортсмена, который приносит пользу команде; развить индивидуальные сильные стороны юного хоккеиста. Цели родителя: рост спортивного мастерства ребенка (часто исключается ценностное отношение к росту хоккейной команды). Умение жертвовать своим "Я" во все времена демонстрировали лучшие хоккеисты, так, Яромир Ягр, играя на чемпионате мира за сборную Чехии в 2010 году, работал в командных интересах и Чешская команда стала чемпионом. "Надо будет - вытащит команду за шиворот в одиночку. Не надо - гармонично вольется в самый звездный коллектив, оставаясь при этом авторитетным и непререкаемым лидером" ("Спорт-экспресс - 2010").

Не стоит отвергать общепринятой тенденции развития ребенка "индивидуум - личность - индивидуальность". Надеемся, что каждый юный хоккеист обретает личностно значимые качества, статус индивидуальности в спорте и профессиональной жизни через содействие с членами команды. У ведущих спортивных психологов Т.Т. Джамгарова и А. Ц. Пуни представлена психологическая классификация видов спорта с позиции оценки характера противоборства противников и взаимосодействия партнеров. Обратите внимание, партнеры, если они называются партнерами - содействуют друг другу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: