История организации СЭЗ в России




Южно-Сахалинский Лицей Экономики и Права

Экзаменационная работа

За курс средней (полной)

Школы по географии

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ЗОНЫВ РОССИИ.

Работу выполнила

Ученица 10 Т класса

Нуреева Виктория

Руководитель

Учитель географии

… Ирина Алексеевна

Южно-Сахалинск

 

ВВЕДЕНИЕ

Международное сотрудничество по изучению и применению опыта развитых и развивающихся стран приводит к ускорению научно-технического прогресса и экономическому росту, а так же повышению жизненного уровня населения стран, реализующих этот опыт.

 

Экономика России может развиваться только при реформировании и технологическом переоснащении хозяйственного комплекса страны на основе эффективных инновационных процессов. Для этого нужны гарантии и благоприятные правовые условия, обеспечивающие эффективность привлекаемых инвестиций, Города, муниципальные образования ищут и находят пути самосоятельного зарабатывания средств для решения социальных и экономических проблем. Города становятся предпринимателями в полном смысле этого слова и в первую очередь заинтерисованны в инвестициях. Однако собственных сил у них недостаточно, а со стороны органов государственной власти города очень часто достаточного понимания не находят.

 

Одним из факторов создания привлекательного инвестиционноо климата в стране, как показыыывает мировой опыт, является формирование свободных экономических зон.Но целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях?

 

Для ответа на этот вопрос требуется ознакомиться с уществующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный опыт.

 

ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение и характерные черты СЭЗ

В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределаи национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогооблажению. Иными словами, СЭЗ это ча сть т ерритории страны с особым действующим режимом. Законодательство, которое регулирует деятельность субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее:

-таможеное регулирование экспортно-импортных операций;

-налогообложение;

-лицензирование;

-визовое оформление;

-банковскую и страховую деятельность;

-имущественые и залоговые отношения;

-трудовые и социальные отношения;

-управление зоной;

-другие вопросы, имеющиие специфическое отношение к деятельности СЭЗ.

 

Характерные черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот и стимулов:

- внешнеторговых - снижение или отмена экспортно - импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешниторговых операций;

- фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Лбготы могут затрагивать налоговую базу, отдельные её компоненты, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или вреенного освобождения от налогооблажения;

- финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счёт бюджетных средств и государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на комунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

- административных, упрощающих процедуры регистрации предпреятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

б) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделённой правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

в) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

 

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное на решение приритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

 

 

Размещение СЭЗ

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к её размещению:

-благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных комуникаций;

-развитый производствееный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

- существенный по запасам и ценности природно - ресурсный потенциал(запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

 

Исходя из вышеперечисленного, территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют приграничное положение по отношению к зарубежным странаам, распологают морскими торговыми путями и магистральной транспортной сетью, сложившимися промышленными, научнымми и культурными центрами, районами концетрации наиболее ценных природных ресурсов.

 

Иногда создание СЭЗ оказывается целесообразным в районах нового хозяйственного освоения, не распологающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы.

 

История организации СЭЗ в России

Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовывться в конце 80-х годов, т.е. в эпоху СССР. Были выпущены официальные докементы, в которых формулировались концепции и цели создания СЭЗ, обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания СЭЗ в этот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путём создания совместных предприятий в СЭЗ.

СЭЗ рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые СЭЗ возникнут на Дальнем Востоке, т.е. в регионе с развитым научно-техническим потенциалом, и будет способствовать росту производства наукоёмкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.

Союзная программа не была реализованна по целому ряду причин. К главным из них следует отнести:

-несовместимость концепции СЭЗ с действовавшим общенациональным механизмом хозяйствования;

-отсутствие средств, предназначенных для создания инфраструктуры этих зон;

-неразрешённость огромного количества технологических проблем функционирования этих зон;

-пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.

Вторая волна в создании и развитии российских СЭЗ - это 1990 год, когда были изданы постановления парламента страны " О создании зон свободного предпринимательства", а также постановления правительства о СЭЗ "Сахалин". В результате, в стране появилось 19 экстерриториальных образований, в дальнейшем к ним прибавилосбь ещё несколько. Зоны учреждались в городах Ленинграде, Выборге, Находке, Зеленограде, Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, Еврейской автономой области. В 1990-1991 гг. Совет Министров РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее.

 

Её хозяйственно-правовой статус. Набор предоставленных зонам льгот был одинаков, а сами зоны рассматривались уже не только как внешне-, но и как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования. Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала, они не были до конца продуманны ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям:

-предпологаемые масштабы зон были заведомо нереальными из-за требуемых капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур;

-массовая раздача зональных преференций отдельным териториальным образованиям без четких критериев спровоцировала волну самостийного возникновения новых зональных структур;

В конце 1991- начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на

широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная

либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных

территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно - правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных изьятий применительно к зональным территориям.И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял, налоговые службы истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.

.

Такая неопределенность в законодательно - правовом положении СЭЗ вызвало

беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся ситуацию как

принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также

просьба руководителей зональных администраций гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа президента, в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы, нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах.Принятие указа способствовало тому, что в отдельных, наиболее развитых зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.

 

Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию

"суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах"

предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей:

-свободных таможенных зон;

- зон экспортного производства.

В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.

 

На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот

(Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная о тмена налоговых преференций.

И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.

 

Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать

те или иные территории, претендующие н а статус свободной зоны, в пределах

национального экономического пространства.

 

В результате к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной

политики:

-урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание;

- относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;

- формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;

-усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе

"снизу".

Ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал

интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели

мобилизовать необходимые стартовые средства (кто - частные, а кто -государственные), и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ " Находка ": опираясь на п равительственное постановление о

принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а

также - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина (март 1995 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовали

правительство Московской области (проект СЭЗ " Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (СЭЗ "Гавань"), администрация Ульяновска (зона в районе городского аэропорта).

 

Напротив, другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию

эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание

прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций. Следует отметить, что правительство - вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ поддалось этому давлению: был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области а в июле 1994 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии - " своеобразная модель оффшорной зоны, весьма далекая от общепринятых стандартов". Причем, когда в марте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены, борьба территорий за особые привилегии не опрекратилась. В частности, Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области ", возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности. 22 января 1996 г. этот Закон был подписан Президентом.

 

К началу 2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 СЭЗ, большая часть из которых была создана ещё в начале 90-х гг., и сегодня реально функционируют скорее на бумаге, чем на деле.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: