Зарубежный опыт в создании СЭЗ




СЭЗ, расположенные в странах с благоприятным инвестиционным климатом, основной упор делают не на разнообразие льгот, а на привлекательность и прибыль вложений. Страны с высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) делает ставку на широкий диапозон и масштабность льгот. Нынешняя норма прибыли в европейских и американских СЭЗ составляет 30-35%. В азиатских СЭЗ до финансового кризиса транснициональные корпорации получали свыше 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в СЭЗ в 2-3 раза меньше. чем где-либо.

 

Сегодня в мире насчитывается свыше 1000 СЭЗ. Из 100 стран, в которых они имеются. их больше всего в США - около 200. В 80-е гг. мощно стартовала Азия- Китай и Вьетнам, где СЭЗ в буквальном смысле раскрутили экономику этих государств.

Ирландия

Аэропорт Шеннон, расположеный в юго-западной части Ирландии, являлся одним из крупнейших в Европе и обеспечивал дозоправку авиалайнеров трансатлантических рейсов. Но с появлением в 50-х годах реактивных самолётов, способных преодолевать большие расстояния без промежуточных посадок для дозаправки топливом, активность аэропорта Шеннон стала резко снижатися, а экономика прилегающего района оказалась под угрозой кризиса. Появилась безработица и стал возрастать уровень эмиграции. Всё это побудило правительство Ирландии искать пути решения этой проблемы.

 

Было поставленно 3 задачи:

-создать промышленный парк вблизи аэропорта;

-активизировать деятельность и повысить роль аэропорта через торговлю и туризм;

-обеспечить занятость населения и этим сдерживать эмиграцию.

 

В 1959 году на небольшой территории (100 га) вблизи аэропорта была создана экспортно-производственная зона, которая стала развиваться в два этапа. Развитие зоны началось с международного туризма и беспошлинной торговли. Здесь был открыт первый в мире "Дьюти фри шоп". Параллельно с этим создавался промышленный парк, правда очень медленно. В результате в 1980 году был открыт инновационный центр "Лимерик", благодаря чему стал возможен переход к высокотехнологичным производствам. Опыт Ирландии в области создания экономических зон был использован азиатскими странами.

 

Китай

 

Кииайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 г. в КНР создано пять особых экономических районов(ОЭР). Все они расположенны в юго-восточной части Китая.

 

ОЭР ориентированны на внешние рынки. Из пяти особых экономических районов экспортируется более 50 % производимой там продукции; развивается здесь главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово - сбытовая сеть. На территории особых районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуютя там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершеные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки своих кадров.Всё это было достигнуто после ясно заявленной политичесаой воли китайского руководства, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания современнейшей инфраструктуры. На 80 % затраты этого рода легли на китайскую сторону.

 

В 1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов - все крупные портовые города страны. Им отведена роль "окон" и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячами, а объём привлекаемых капитальных ресурсов достигает нескольких десятков миллиардов долларов.

 

С середины 90-х годов в СЭЗ Китая ежегодно привлекается около 40 млрд. долларов.

 

После 1991 года статус открытых для внешнго мира получил и ряд приграничных городов. Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экоомического сотрудничества с соседними странами. среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток.

 

Помимо достоинств развития СЭЗ в Китае есть и некоторые недостатки:

-в производственной сфере из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей значительное отставание наблюдается в развитии сырьевой базы;

-приоритетное развитие зон привело к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны.

 

США

Первые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

 

При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.

 

Также происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г их

насчитывалось 84; здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее

крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина").

Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и

компьютеров. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем

инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных

рабочих мест - 100 тысяч.

 

Как мы видим, СЭЗ в мировой практике создаются с какими-то определенными целями, которые направлены на повышение благосостояния как в самих зонах, так и на территории целой страны. К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание ежрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции. Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранныхинвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в ХХI век. Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно -географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР.

Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее:

-мировая практика показывает, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов;

-территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной,

производственной и социальной инфраструктоурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не

обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи;

-вопрос о свободных экономических зонах в России до сих пор решался

недостаточно последовательно, при отсутствии конструктивной концептуальной

основы и достаточной правовой базы. Основной чертой этого процесса была его

жесткая политизированность в ущерб экономической сути.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: