ХАРАКТЕРИСТИКА СЭЗ РОССИИ




3.1. СЭЗ " Находка "

 

СЭЗ "Находка", первая в России, была образована в октябре 1990 года.

Целями создания СЭЗ, согласно указанным документам, являются развитие

торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными

странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного

капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к

решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное

освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и

страны в целом, развитие производства высококачественной импортозамещающей

продукции трансконтинентального транзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

 

Главные отличительные особенности этой зоны:

-выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

 

-отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;

 

-наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

- достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).

Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн.т. Порт Восточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч

контейнеров. После реконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных

перерабатывать более 40 млн. т грузов в год. На очереди сооружение мощного

угольного терминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. Получен

кредит "Дойче Банка" в размере 100 млн. долл. На возведение причала для экспорта

3 млн. т удобрений. По оценкам, поток грузов через порт в ближайшие пять лет

возрастет на 8 млн. т., а ежегодный доход составит 5 млрд. долл.

 

В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. По данным, кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка площадью 300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско-американского парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл. Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.

 

3.2. Балтийский "Янтарь"

 

Согласно положению о СЭЗ "Янтарь", принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально - экономического развития Калиниградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономическо и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции,трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

 

Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России.

 

Главные отличительные черты рассматриваемой зоны:

-выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;

 

-уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);

 

- изолированность области от остальной территории России границами других

государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает

политические риски хозяйственной деятельности в регионе;

 

-использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.

 

Таким образом, две "старейшие" и, судя по всему, наиболее активно действующие

СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением), так и в недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам (они охарактеризованы выше) здесь добавляются высокие транспортные издержки, связанные: для Находки - со значительной удаленностью от центральной России, для Калиниграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории.

 

Вновь следует подчеркнуть, что без комплексного подхода к решению указанных

проблем будущее рассмотренных регионов как настоящих СЭЗ представляется весьма туманным. Если же будет сохранен только их формальный статус "свободных зон", через некоторое время они могут остаться лишь пунктами перевалки контрабандного товара и центрами наркобизнеса (что начинает подтверждаться уже сегодня более чем 6-кратным ростом преступности в этих городах).

 

Краснодарские СЭЗ

Город Краснодар, как и ряд других городов юга России с геополитической и экономической точек зрения являются уникальными территориями для создания многофункциональных специальных экономических зон различной направленности, имея в своём наличии все необходимые реалии и предпосылки. При этом следует особо выделить, что в созданииСЭЗ в городе Красноярске заинтерисованны не только местные власти, но и предпринимательские структуры ввиду наличия:

-развитого транспортно - экспедиционног о комплекса (порты, железная дорога, аэропорты, автодороги);

-единственного в стране горно - приморского курортно - туристического комплекса;

-системы промышленных предприятий, нефтеперерабатывающих заводов, высоких потенциальных запасов нефти;

-своеобразного и уникального агропромышленного комплекса;

-профессиональной высококвалифицированной рабочей силы, способной обслуживать высокотехнологичные производства и новейшее оборудование;

-высокого научного потенциала.

Обработка моделей эффективных СЭЗ в городах Юга России на основе принципов "Устойчивого развития", принятых Международным Экологическим Форумом"Рио-92", позволит снять проблемы экологической безопасности в Краснодаре.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Смородинская Н., Капустин А. "Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы". - Вопросы экономики, 1994, N 12.

 

Лемешко М." Свободные зоны не свободны от кризиса". - Деловые люди, 1994, N 3.

 

Вардомский Л., Самбурова Е. "Гора родила мышь". - Деловые люди, 1994, N 3.

 

Глуховский М." СЭЗ "Находка": иллюзии и реальность". - Деловые люди, 1994, N 3.

 

Стулов А." Балтийский "Янтарь". - Деловые люди, 1994, N 3.

 

Семенов Г. " Развитие свободных и оффшорных зон". - Российский экономический

журнал, 1995, N 11.

 

Васильев Л." СЭЗ: мифы и действительность". - Биржевые ведомости, 1995, N 1-2.

 

Рекомендации по созданию СЭЗ в России. - БИКИ, 1996, N 39 (7465).

 

Савин В." О законодательной базе свободных экономических зон в России ". -

Бизнес, 1996, N 7.

 

Елисеев А. " Особая экономическая зона в Калининградской области ". - Международный бизнес России, 1996, N 5.

 

Федоров В. "Находка" может оказаться для кого-то настоящей находкой." - Рынок

ЦБ, 1996, N 4.

Овчинникова С.Зоны свободного предпринимательства.-СПб,1996.

Ушаков Д." Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков".- Юристъ,1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: