Тема: Организация занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7лет).




План:

1. Специфика организации занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Задачи и содержание обучения рисованию детей лет 5-6 и 6-7лет.

3. Особенности методики проведения занятий по рисованию детей 4-5 лет.

4. Формы анализа детских работ.

1. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.

Руководство детским творчеством требует от воспитателя понимания рисунка, знания характерных его особенностей и последовательности его развития. В рисунках детей нас привлекает живой отклик на окружающее, проявление фантазии и непосредственное отношение к тому, что дети рисуют.

Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка.

Другой особенностью является то, что соразмерность частей при изображении различных предметов не играет большой роли для ребенка. То, что хочет подчеркнуть, определить, как главное, он изображает часто непропорционально большим (например, голова человека). Непропорциональность наблюдается и между предметами (человек часто оказывается крупнее дома).

Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном. Так, рисуя человеческое лицо, дети часто изображают только глаза и рот. Все эти, на взгляд взрослого, «недостатки» не мешают детскому рисунку быть выразительным. А наоборот, они-то и делают детский рисунок особенно привлекательным.

Обучение детей умению анализировать предмет, изображение предметов при восприятии занимает в старшей группе большее место, чем в средней, характер анализа свойств натуры меняется: теперь значительное внимание уделяется некоторым существенным деталям, форме и строению, типичному для предметов этого рода. Во многих случаях дается рассматривание не самого предмета, а его изображения в игрушке, в скульптуре (фигурки из фарфора и фаянса). Предмет рассматривается по-разному в зависимости от того, будет ли он изображаться в лепке или в рисунке. В рисунке дети передают предмет с одной стороны, соответственно этому его и надо ставить для рассматривания.

Такого рода восприятие организует воспитатель, продумывая, что за чем дети будут рассматривать и что запоминать для последующего изображения. Чем точнее определена форма предмета, его строение, названы его части, тем легче передавать эти свойства в рисунке. Если дети хорошо помнят то, что рассматривали, они сами находят способы изображения: воспитателю достаточно напоминания и вопросов об основной форме крупных частей предмета, об относительной величине частей, об окраске и пр. Тех, кто первым нашел способ изображения, педагог должен вызвать к мольберту для показа другим. Но если все дети без особенных затруднений находят эти способы, не надо показывать им одного, а предоставить возможность каждому действовать по-своему, но правильно отражая свойства, присущие данному предмету.

Например, если, изображая рыжую лису, кто-либо из детей рисует ей круглую мордочку, воспитатель может вызвать одного из детей показать на мольберте, как он нарисует мордочку хитрой лисички. Он просит ребенка при этом объяснить, что мордочка у нее удлиненная, а не круглая.

Таким образом, допущенная ошибка замечается в начале занятия и исправляется. Если это делать при анализе работ в конце, то ничего исправить ребенок уже не может и только испытывает неприятное чувство от того, что ошибся. Во всех случаях, когда это возможно, воспитатель предлагает исправлять работу в процессе занятия, используя совет, вопрос, пример других детей, вызов к мольберту, свой личный показ, объяснение на образце или другом каком-либо изображении.

Когда дети рисуют что-либо по замыслу или по представлению на предложенную тему, следует предлагать им пользоваться по мере надобности наглядным материалом, обращаться к наблюдению. Например, ребенок передает в рисунке впечатления, которые у него остались после посещения зоопарка. Он изображает слона и рядом хочет нарисовать жирафа, однако никак не может вспомнить форму головы. В группе есть книга о животных, которую дети любят рассматривать в свободное время. Заметив, что ребенок затрудняется, воспитатель может предложить ему посмотреть картинку с изображением этого животного в книге.

Все чаще воспитатель привлекает детей к наблюдению предметов и явлений во время прогулки, говоря им, что из этого можно нарисовать. После наблюдений вне детского сада иногда возникает необходимость найти картинку или игрушку с изображением виденного предмета и вывесить или выставить ее на некоторое время, чтобы дети закрепили, уточнили впечатление, полученное ранее. На занятии воспитатель по мере надобности обращается к картинке, игрушке, задает детям вопросы о свойствах предмета, которые им нужно будет передать, устанавливает последовательность изображения.

Например, во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на разные по форме, размеру и цвету машины, которые проезжают по улице города.

Дети не могут сразу запомнить все характерные особенности этих машин. Поэтому в группе воспитатель подбирает несколько игрушек-машин различных марок для того, чтобы дети лучше рассмотрели их особенности (форму кузова, кабины, цвет и т.д.). Тогда в процессе изображения дети гораздо увереннее и самостоятельнее смогут передать форму этих машин. Затем при повторном рисовании они дополняют свои рисунки новыми деталями. Так натура помогает им лучше увидеть очертания формы, заметить, что есть общее в машинах, а чем они отличаются: грузовая - от легковой, легковая - от автобуса и т. д.

Воспитатель должен знать, что основная задача применения наглядного материала - научить детей правильно пользоваться им, дополняя свои знания о предметах и способах их изображения.

2.Задачами обучения рисованию в старшей группе являются следующие:

- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

- научить передаче в рисунке несложных движений;

- развивать и совершенствовать чувство цвета;

- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Задачами обучения рисованию в подготовительной группе являются следующие:

- научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;

- научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

- развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);

- развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

- развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

- накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета).

 

3. Т.С. Комарова предложила следующие приемы обучения:

В старшей группе используют наглядно-действенные, наглядные и словесные приемы. Каждый из них может выступать на занятиях и как основной, и как дополнительный. Так, на занятии по рисованию с натуры могут в равной мере использоваться и обследование предмета, и пояснение последовательности действий, и показ способа изображения. Вместе с тем на занятии того же типа обследование предмета может быть основным приемом, а дополнительным - служить пояснение (без показа) приемов и способов рисования.

Наглядно-действенный приемобследование предмета. Ребенок берет предмет в руки или ставит перед собой. Педагог с помощью вопросов руководит обследованием: какая фигурка или предмет (высокий или низкий, широкий или узкий) и почему? Какая самая высокая часть предмета? самая нижняя? Что толще – низ или верх? Для чего предмету характерные детали (ручка, носик у чайника и др.)? На какую форму похожа самая крупная часть? Как ее можно нарисовать? В заключение обследуется фактура предмета (пушистый, колючий) и определяется характеристика образа (смешной, добрый);

Наглядные приемы:

а) рассматривание предмета можно проводить как на занятии, так и вне его (если детям предстоит рисовать по представлению). При этом внимание ребенка обращают на многообразие форм при наличии общих, типичных качеств (колеса у наземного транспорта, крылья и винты у воздушного и др.);

б) рассматривание иллюстраций с вариантами изображения предмета организуется вне занятий как подготовка к рисованию по представлению. Внимание детей привлекают к многообразию способов изображения одного и того же предмета, отмечают сходство и различие между разными вариантами, уточняют характерные особенности предмета;

в) показ воспитателем способов изображения характерной формы, характерных деталей, а также различных способов действия (закрашивания красками, карандашами, углем) (затем он свой рисунок убирает);

г) рассматривание и оценка детских готовых работ организуются в конце занятия или во вне учебное время. В рисунках с натуры детям предлагают найти сходство изображения с предметом и рассказать, какими средствами оно достигнуто: подбором сочетания цветов; с помощью линий, штрихов, мазков, подчеркивающих форму и характерные детали; посредством динамичности в изображении частей предмета; композицией.

Оценивая рисунок по представлению, необходимо отметить, какой способ изображения выбрал ребенок, наличие характерных черт и качеств.

Особо следует подчеркнуть то новое, свое, что сумел привнести ребенок в изображение, и то, какие изобразительные средства он использовал (форма, пропорции, композиция, цвет и др.).

Рассматривание и оценку рисунков желательно проводить в воображаемой ситуации, в процессе обыгрывания детских работ.

Словесные приемы:

а) объяснением сопровождается каждый прием обучения. В него включают постановку цели, мотива, задач предстоящей деятельности. Объяснение должно быть кратким (2—3 мин);

б) после объяснения проводится беседа для уточнения представлений детей об объекте или явлении. Вопросы для беседы педагог разрабатывает заранее и записывает в плане занятия. Они должны побуждать детей к размышлению;

в) советы адресуются не только к памяти ребенка («Вспомни...»), но и могут носить проблемный характер («Подумай...»);

г) указания (прямые) направлены на улучшение качества наблюдения и процесса изображения;

д) художественное слово уместно на любом занятии, так как оно способствует созданию соответствующего настроения, уточнению представлений об образе предмета.

Таким образом, в системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.

В предметном рисовании ребёнка учат стремиться не только к относительно грамотному изображению предметов, но и к образной их характеристике, т.е. к выражению чувств и отношения к предмету.

 

4. Формы проведения анализа:

-воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, всё ли в нём правильно, что интересного придумал ребёнок;

-одному из детей поручается выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

-ребёнок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом и оценивает его;

- дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: