Сухие цифры подсчитать пытаясь,
Стараемся прощенья попросить
У тех, кто в двадцать лет состарясь,
Ушёл, не оглянувшись на родных,
На братьев и сестёр, жён и детей своих…
Как мало знаем мы о той войне,
Что миллионы жизней унесла не глядя,
Заставив, обезумя, матерей
Носить цветы к могилам сыновей…
Давайте спросим каждый у себя:
Что знаю я о страшной той войне?
Тема урока – Великая Отечественная война 1941-1945гг в произведениях русской литературы. Повесть Евгения Ивановича Носова «Усвятские шлемоносцы».
На уроке вы должны:
- познакомиться с творчеством Е. И. Носова;
-изучить идейно-художественное своеобразие повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы»;
-развивать умение самостоятельно работать с текстом.
-Что для вас, детей 21 века, война 1941-1945года? Какие ассоциации вызывает? Над чем вы задумались, задавая себе вопрос: что знаю я о страшной той войне?
Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд.
И ждём приказа нового. И пусть
Не думают, что мёртвые не слышат,
Когда о них живые говорят.
Тема эта – Отечественная война – даже спустя годы тревожит сердца людей, напоминая о себе памятниками, фотографиями, фильмами…
Можно назвать огромное количество талантливых композиторов, художников, поэтов, писателей, в творчестве которых тема эта занимает большое место: В. Лебедев-Кумач, композитор Александров (авторы песни «Священная война»), К. Симонов, А. Твардовский …Не обошли эту тему стороной и курские художники, писатели – известны призывные плакаты Александра Ивановича Дейнеки, повести К. Д. Воробьёва
- О чём повесть «Усвятские шлемоносцы»?
Е. И. Носов говорил так: «Суть человека труда и особенно хлебороба такова, что он к войне не готов…Обращение земледельца в солдата – это всегда трудный психологический порог. В «Усвятских шлемоносцах» я попытался раскрыть этот процесс превращения пахаря в солдата».
-Какую же задачу ставит автор? Что хочет поведать произведением?
-Обратите внимание на то, с чего начинается повесть?
Эпиграф:
И по всей Руси тогда
редко пахари перекликалися,
но часто граяли враны,
трупы между собой деля. – «Слово о полку Игореве»)
- Какие картины рисует воображение, когда читаете эпиграф?
- Строки, открывающие повесть, из древнего восьмисотлетнего сказания, из «Слова о полку Игореве» - как вы думаете, почему Е. И. Носов именно ими начинает повествование?
- Что роднит эти произведения? Действительно, произведения перекликаются темой, настроением…
Писатель Ю. Бондарев говорил: «Произведения близки теплотой патриотизма, печалью разлуки, военной тревогой, бесконечной любовью к земле, скорбью о навсегда ушедших на поле брани из родного дома».
Дать устные ответы на вопросы.
- Как вы думаете, почему повесть называется «Усвятские шлемоносцы»?
- Как можно объяснить множественное число в названии повести?
- Обратимся к началу повести. Что представляют собой первые эпизоды? Приведите примеры из текста (стр.3, стр.6).
-Что можно сказать о главном герое, Касьяне?(- Каково отношение Касьяна к труду?
- Касьянова семья – какова она?
- Давайте посмотрим экранизацию эпизода, когда становится известно о начавшейся войне. Какова реакция усвятцев?
Преподаватель: Е. И. Носов говорил, что неслучайно взял в качестве главного героя человека средних лет – чтобы показать, что он теряет с приходом войны. Как изменяется жизнь Касьяна – да и жизнь усвятцев - с началом войны? Приведите примеры из текста.
- Каково отношение усвятских мужиков (и Касьяна) к убийству, к смерти на войне?
- То есть усвятцы (и весь русский народ) удивительно миролюбивы. И тем не менее, Касьян чувствует в определённый момент готовность поднять руку на врага. Когда это происходит?
- Е. И. Носов говорил: «Всей своей повестью я хочу сказать: посмотрите, какой мирный наш народ! Он никому не может угрожать. Но если его побеспокоят, - он постоит за себя».
Трогательна до слёз сцена прощания Касьяна с семьёй
Уходят на войну усвятцы… Автор даёт понять, что мало кто из них вернётся: покидая деревню, почти у каждого дома спотыкается Касьян… Стало видно, с чем остаются Усвяты: с белыми платками да с белоголовыми малолетками…Последние слова повести звучат как недоброе предзнаменование: «Словно чёрная рубаха, в недосягаемом одиночестве всё кружил и кружил всеми забытый курганный орёл…»
- Как вы думаете, чем отличается сюжет повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы» от других произведений о войне?
- В повести – лишь ощущение войны, её первое жаркое и тяжёлое дыхание. Логическим продолжением «Усвятских шлемоносцев», темы войны в творчестве Е. И. Носова станут рассказы «Красное вино победы» и «Шопен, соната №2» - первые дни победы, тема памяти затронута в этих произведениях.
Мир
Добрый, созидающий
Рождает, украшает, спасает
Прекрасный мир уничтожает война
Убивает, обезображивает, губит
Война
Домашнее задание.
- Оглянитесь вокруг. Посмотрите на близких, знакомых. Может, есть среди них человек, о котором можно сказать, что они шлемоносцы, защитники. Домашнее задание к следующему уроку:Подготовить сообщение или создать мультимедийный продукт по теме «Шлемоносцы есть и в наши дни», или написать эссе «Как много жёлтых фотографий на Руси…»)