Что знаю я о страшной той войне?




Сухие цифры подсчитать пытаясь,

Стараемся прощенья попросить

У тех, кто в двадцать лет состарясь,

Ушёл, не оглянувшись на родных,

На братьев и сестёр, жён и детей своих…

Как мало знаем мы о той войне,

Что миллионы жизней унесла не глядя,

Заставив, обезумя, матерей

Носить цветы к могилам сыновей…

Давайте спросим каждый у себя:

Что знаю я о страшной той войне?

Тема урока – Великая Отечественная война 1941-1945гг в произведениях русской литературы. Повесть Евгения Ивановича Носова «Усвятские шлемоносцы».

На уроке вы должны:

- познакомиться с творчеством Е. И. Носова;

-изучить идейно-художественное своеобразие повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы»;

-развивать умение самостоятельно работать с текстом.

-Что для вас, детей 21 века, война 1941-1945года? Какие ассоциации вызывает? Над чем вы задумались, задавая себе вопрос: что знаю я о страшной той войне?

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд.

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них живые говорят.

Тема эта – Отечественная война – даже спустя годы тревожит сердца людей, напоминая о себе памятниками, фотографиями, фильмами…

Можно назвать огромное количество талантливых композиторов, художников, поэтов, писателей, в творчестве которых тема эта занимает большое место: В. Лебедев-Кумач, композитор Александров (авторы песни «Священная война»), К. Симонов, А. Твардовский …Не обошли эту тему стороной и курские художники, писатели – известны призывные плакаты Александра Ивановича Дейнеки, повести К. Д. Воробьёва

- О чём повесть «Усвятские шлемоносцы»?

Е. И. Носов говорил так: «Суть человека труда и особенно хлебороба такова, что он к войне не готов…Обращение земледельца в солдата – это всегда трудный психологический порог. В «Усвятских шлемоносцах» я попытался раскрыть этот процесс превращения пахаря в солдата».

-Какую же задачу ставит автор? Что хочет поведать произведением?

-Обратите внимание на то, с чего начинается повесть?

Эпиграф:

И по всей Руси тогда

редко пахари перекликалися,

но часто граяли враны,

трупы между собой деля. – «Слово о полку Игореве»)

- Какие картины рисует воображение, когда читаете эпиграф?

- Строки, открывающие повесть, из древнего восьмисотлетнего сказания, из «Слова о полку Игореве» - как вы думаете, почему Е. И. Носов именно ими начинает повествование?

- Что роднит эти произведения? Действительно, произведения перекликаются темой, настроением…

Писатель Ю. Бондарев говорил: «Произведения близки теплотой патриотизма, печалью разлуки, военной тревогой, бесконечной любовью к земле, скорбью о навсегда ушедших на поле брани из родного дома».

Дать устные ответы на вопросы.

- Как вы думаете, почему повесть называется «Усвятские шлемоносцы»?

- Как можно объяснить множественное число в названии повести?

- Обратимся к началу повести. Что представляют собой первые эпизоды? Приведите примеры из текста (стр.3, стр.6).

-Что можно сказать о главном герое, Касьяне?(- Каково отношение Касьяна к труду?

- Касьянова семья – какова она?

- Давайте посмотрим экранизацию эпизода, когда становится известно о начавшейся войне. Какова реакция усвятцев?

Преподаватель: Е. И. Носов говорил, что неслучайно взял в качестве главного героя человека средних лет – чтобы показать, что он теряет с приходом войны. Как изменяется жизнь Касьяна – да и жизнь усвятцев - с началом войны? Приведите примеры из текста.

- Каково отношение усвятских мужиков (и Касьяна) к убийству, к смерти на войне?

- То есть усвятцы (и весь русский народ) удивительно миролюбивы. И тем не менее, Касьян чувствует в определённый момент готовность поднять руку на врага. Когда это происходит?

- Е. И. Носов говорил: «Всей своей повестью я хочу сказать: посмотрите, какой мирный наш народ! Он никому не может угрожать. Но если его побеспокоят, - он постоит за себя».

Трогательна до слёз сцена прощания Касьяна с семьёй

Уходят на войну усвятцы… Автор даёт понять, что мало кто из них вернётся: покидая деревню, почти у каждого дома спотыкается Касьян… Стало видно, с чем остаются Усвяты: с белыми платками да с белоголовыми малолетками…Последние слова повести звучат как недоброе предзнаменование: «Словно чёрная рубаха, в недосягаемом одиночестве всё кружил и кружил всеми забытый курганный орёл…»

- Как вы думаете, чем отличается сюжет повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы» от других произведений о войне?

- В повести – лишь ощущение войны, её первое жаркое и тяжёлое дыхание. Логическим продолжением «Усвятских шлемоносцев», темы войны в творчестве Е. И. Носова станут рассказы «Красное вино победы» и «Шопен, соната №2» - первые дни победы, тема памяти затронута в этих произведениях.

Мир

Добрый, созидающий

Рождает, украшает, спасает

Прекрасный мир уничтожает война

Убивает, обезображивает, губит

Война

 

 

Домашнее задание.

- Оглянитесь вокруг. Посмотрите на близких, знакомых. Может, есть среди них человек, о котором можно сказать, что они шлемоносцы, защитники. Домашнее задание к следующему уроку:Подготовить сообщение или создать мультимедийный продукт по теме «Шлемоносцы есть и в наши дни», или написать эссе «Как много жёлтых фотографий на Руси…»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: