Категория спроса и его сущность




Содержание

 

Введение

1. Спрос и предложение

1.1 Категория спроса и его сущность

1.2 Категория предложения и его сущность

2. Факторы, влияющие на спрос и предложение в РФ

2.1 Факторы, влияющие на спрос

2.2 Факторы, влияющие на предложение

3. Особенности равновесия спроса и предложения в рамках рыночной системы в современной России

4. Влияние мирового экономического кризиса на спрос и предложение в РФ

Заключение

Список используемой литературы


Введение

 

Любой рынок базируется на нескольких основных элементах: цена, спрос и предложение, конкуренция. Данные инструменты способствуют возможности установления равновесия на рынке.

Рынок - механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и продавцов, формирующих предложение материальных благ.

Изменения соотношения между основными деталями рыночного механизма - спросом и предложением вызывает колебания рыночных цен, вокруг цены равновесия.

Основной целью исследования данной работы является рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

. Определение структуры спроса и предложения на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен;

. отражение зависимости между ценой товара и объемами его производства;

. проанализировать принципы взаимовлияния и равновесия спроса и предложения на рынке;

. раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

. разобрать суть финансового экономического кризиса и рассмотреть его влияние на экономику России.

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.

Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы даются определения категорий спроса и предложения и раскрывается их сущность. Во второй главе рассматриваются факторы влияющие на спрос и предложение в РФ. В третьей главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения в рамках рыночной системы и установление равновесной цены. В четвертой главе рассматривается влияние мирового экономического кризиса на спрос и предложение в РФ.

Разработанность данной темы, предполагает исследование проблем в области экономической и хозяйственной жизни общества, а именно общества Российской Федерации и мира в целом, его участие в рыночных отношениях, а так же изучение причин глобального экономического кризиса, возникшего в экономике нашей страны. Сущность, аспекты и вопросы, которые затрагиваются данной работой, являются важнейшими задачами для экономистов и играют важнейшую роль в современных условиях. Данная тема занимает важнейшее место в макроэкономике и освещается практически в любом экономическом пособии.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.


Спрос и предложение

 

Категория спроса и его сущность

 

Спрос - платёжеспособная потребность человека, т.е. потребность подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода. Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 1.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной - цена на них. Из рис. 1.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос.

 

спрос предложение россия кризис

Рисунок 1.1 Кривая спроса.

 

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам.

Первая причина - эффект замещения.

Эффект замещения - замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими. Наоборот, если, например, цена какао растет, а цены остальных благ неизменны, то какао становится относительно дороже. В этом случае его будут покупать меньше, а чая купят больше.

Эффект замещения проиллюстрируем на рис. 1.2, где первоначальная бюджетная линия обозначена буквами RS и рассматриваются два блага - продукты питания и одежда. Потребитель максимизирует свою полезность посредством выбора "потребительской корзины" в точке А, достигая уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U1 Если понижается цена продуктов питания, то бюджетная линия вращается против часовой стрелки к линии RT. Теперь потребитель выбирает набор в точке В на кривой безразличия U2 Мы видим, что понижение цены продуктов питания повысило реальный доход потребителя, выразившийся в увеличении потребления с OF1 до OF2. Что касается одежды, то ее покупки снизились с ОС1 до ОС2. Снижение представлено отрезком C1C2. Из сказанного следует, что продукты питания сравнительно дешевые, а одежда относительно дорогая.

На рис. 1.2 видим, что потребитель выбирает набор благ в точке С и потребляет ОЕ единиц продуктов питания. Отрезок F1E представляет эффект замещения.

 

Рис. 1.2 График изменения эффектов дохода и эффектов замещения стандартного блага.

 

Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода.

Эффект дохода - изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага.

Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя.

Эффект дохода рассмотрим на рис.1.2, на котором бюджетная линия проходит через точку С и смещается к бюджетной линии RT. В этом случае потребитель выбирает набор благ В на кривой безразличия U2, а не набор С на кривой U1, поскольку более низкая цена на продовольствие повысила уровень полезности потребителя. Увеличение потребления продуктов питания с ОЕ до OF2 отражает эффект дохода, являющийся положительной величиной, ибо продукты питания являются нормальным благом. Эффект дохода выражает перемещение от одной кривой безразличия к другой, и, следовательно, с его помощью можно определить изменение реального дохода потребителя.

На рис.1.3 представлены эффекты дохода и эффекты замены (замещения) низкокачественного блага. Отрицательный эффект дохода измеряется отрезком F2E. Для низкокачественных благ эффект дохода лишь изредка перевешивает эффект замещения. В результате снижения цены низкокачественного блага его потребление почти всегда возрастает.

Для некоторых благ эффект дохода теоретически может быть достаточно большим, чтобы обеспечить увеличение кривой спроса на благо. Такое благо принято называть благом Гиффена - благо, спрос на которое растет даже при повышении его цены.

На рис.1.4 показаны величины эффектов дохода и эффектов замены (замещения) для блага Гиффена. Вначале потребитель находится в точке А, потребляя сравнительно немного одежды и много продуктов питания. Потом цена продовольствия понижается, что высвобождает часть дохода таким образом, что потребитель желает купить больше одежды и меньше продуктов питания. Такое положение отражает точка В.

Считается, что благо Гиффена практического значения не имеет, поскольку он должен обладать большой отрицательной величиной эффекта дохода. Однако, как правило, эффект дохода незначителен и он существен лишь в том случае, когда этот товар составляет высокую долю в бюджете потребителя. Большие же эффекты дохода, как известно, чаще всего связаны с обычными, а не с менее качественными товарами.

 

Рис. 1.3 График изменения эффекта дохода и замещения низкокачественного блага

 

Рис. 1.4 Характер изменения кривой спроса на благо Гиффена

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: