Проанализируйте процессы интеграции в развитии науки. Объясните взаимосвязь дифференциации и интеграции.




Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

В связи с необходимостью противопоставить тен­денции к дифференциации науки такие методы исследования, кото­рые могли бы противостоять отрицательным последствиям диффе­ренциации. Для преодоления ограниченности чисто дисциплинарно­го подхода в ходе развития науки постепенно разрабатываются средства и методы исследования, которые позволяют изучать многие явления и процессы с единой, общей точки зрения. В результате ис­пользования таких методов ученые разных специальностей начинают лучше понимать общие тенденции развития науки и место каждой из них в едином процессе познания мира.

Такие новые подходы и методы исследования, которые приня­то называть интегративными, междисциплинарными. Они охватывают более обширные области исследования, чем отдельные научные дисциплины. Но прежде чем наука могла перейти к меж­дисциплинарным, а тем более к интегративным исследованиям, она должна была, конечно, заняться изучением свойств отдельных яв­лений и их групп. Именно такому этапу соответствует дисципли­нарный подход, ориентированный на изучение специфических, ча­стных закономерностей явлений и процессов определенной области мира. Однако по мере роста и развития научного познания стано­вилось все более очевидным, что такой подход не способствует от­крытию более глубоких и общих закономерностей, которые управ­ляют явлениями, а тем более фундаментальных законов, которые раскрывают взаимосвязи между процессами разных групп и классов явлений и целых областей природы. Именно с помощью таких за­конов как раз и раскрываются единство природы, взаимосвязь и взаимодействие составляющих ее объектов и процессов.

Важную роль в процессе интеграции играет применение мето­дов одной науки в другой. Когда биология начала использовать в своих исследованиях физические методы, она достигла впечатляю­щих результатов, которые завершились возникновением на стыке биологии и физики новой науки — биофизики. Аналогичным обра­зом возникли биохимия, геофизика, геохимия и другие науки. В на­стоящее время этот процесс возникновения так называемых «синте­тических» наук еще больше усилился.

Особенно важную роль приобретает системный метод исследования, который дает возможность рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи и целостности. В самом об­щем и широком смысле слова под системным исследованием пред­метов и явлений окружающего нас мира понимают такой метод, при котором они рассматриваются как части или элементы единого, целостного образования. Эти части или элементы, взаимодействуя друг с другом, определяют новые свойства системы, которые отсут­ствуют у отдельных ее элементов.

Таким образом, главное, что определяет систему — это взаимо­связь и взаимодействие частей в рамках целого. Если такое взаимо­действие существует, то допустимо говорить о системе, хотя степень взаимодействия ее частей может быть различной. Следует также об­ратить внимание на то, что каждый отдельный объект, предмет или явление можно рассматривать так же как определенную целостность, состоящую из частей, и, следовательно, исследовать их как систему.

Понятие системы, как и системный метод, в целом, формирова­лись постепенно, по мере того, как наука и практика овладевали раз­ными типами, видами и формами взаимодействия и объединения пред­метов и явлений. Решающий прорыв в системных исследованиях воз­ник после окончания Второй мировой войны, когда возникло мощное системное движение, способствовавшее внедрению идей, принципов и методов системного исследования не только в естествознание, но и в социально-экономические и гуманитарные науки. Именно системный подход способствовал тому, что каждая наука стала рассматривать в ка­честве своего предмета изучение систем определенного типа, которые находятся во взаимодействии с другими системами. Согласно новому подходу, мир предстал в виде огромного многообразия систем самого разнообразного конкретного содержания, объединенных в рамках еди­ного целого, которое называют Вселенной.

Хотя конкретные, частные, специальные приемы, способы и ме­тоды исследования в разных науках могут заметно отличаться друг от друга, но общий подход к познанию, способ их исследования остается в принципе тем же самым. В этом смысле частные приемы и методы познания, используемые в конкретных науках, можно охарактеризо­вать как тактики исследования, а общие принципы и методы — как стратегию.

К числу междисциплинарных и интегративных способов иссле­дования относится также эволюционный подход, который в совре­менной науке приобрел статус глобального эволюционизма, а также синергетический метод изучения самоорганизующихся процессов в сложных системах. Именно системный, эволюционный и синерге­тический подходы являются стратегическими направлениями со­временного научного поиска и служат предпосылками для создания современной общей научной картины мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: