Напряженные отношения с одноклассниками.




Психологические состояние ребенка, у которого сложились напряженные отношения с одноклассниками, очень сильно влияет на его учебную деятельность, на ее мотивацию. Школа в такой ситуации не кажется привлекательным местом, куда он стремится. Отношение к школе распространяется нередко и на отношение к самой учебе, интерес к ней и желание учиться снижается. Учеба под прицелами взглядов недоброжелателей может стать тяжелым испытанием – ребенок боится, что его засмеют за неверный ответ, обзовут ботаником в случае успехов.
Попытайтесь все же понять, какие отношения у ребенка с одноклассниками, помогите ему найти эффективные способы налаживания общения, решения конфликтов.

 

12.1 Опишите любую проблемную ситуацию с позиций разных теорий воспитания.

Главная цель: воспитание является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе.

Задачи психологии воспитания:

1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. В связи с этим - создание портрета личности для каждого возрастного периода.

2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания. Выяснение того, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека, как это взаимодействие влияет на формирование его личности.

3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы: потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. Это особенно важно, так как «усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов ведёт к формированию своеобразного нравственного формализма» [13, c. 234]

4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия.

5. Особенности современной ситуации детства требуют постановки актуальной задачи психологии воспитания, которую определила В.В. Абраменкова. Изучая детскую картину мира, систему отношений ребёнка с миром. Она говорит о том, что «устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства возможно на путях гуманизации прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Это даст ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья… Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления… и критерием его личностного развития.»[1]

Теории:
1. биогенетические. (личностные качества человека передаются по наследству, под влияниемусловий жизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, часть характеристикличности воспитанию не подлежит.)

2. социогенетическая. (все, что есть личностного в человеке,возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддаетсявоспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами.)

3. Психологическая. (Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисные чертыличности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, тем меньше унего вероятности для воспитания соответствующих личностных черт

 

13.1 Придумайте примеры, демонстрирующие стадии морального развития по Л. Колбергу.

См.25 вопр

 

14.1 Учитель обратился к вам с просьбой. В его классе есть два постоянно дерущихся ребенка. Предложите, как нужно работать с этими детьми с точки зрения разных подходов.

 

Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.

Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

У детей один из главных путей научения агрессивному поведению — наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов мы все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние. Однако сила его остается неизвестной.

ТРЕНИНГ:
1. "Варианты общения"
Участники разбиваются на пары.
"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.
"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.
"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?

 

15.1 На родительском собрании во втором классе учительница дала следующие советы по организации выполнения домашних заданий: начинать работу с письменных уроков (решение задач, выполнение упражнений), потом учить правила, добиваясь их буквального воспроизведения путем повторения. Заданные тексты, например, по чтению и природоведению, читать 2-3 раза вслух, а затем пересказывать. После этого надо ответить на вопросы, которые даны к тексту. Оцените эти советы с точки зрения развития учебных умений школьников.

В основу определения уровней развития у учащихся умений учиться нами положена характеристика познавательных действий. Под действием понимается осознанный, целенаправленный акт, решение познавательной задачи. Каждое из действий может быть как репродуктивным, так и продуктивным. Поэтому умения, формирующиеся в действиях по образцу, относятся к репродуктивным. Продуктивные умения формируются в действиях, с помощью которых учащиеся самостоятельно добывают знания и усваивают способы учения. Следует отметить некоторую условность деления умений на репродуктивные и продуктивные, в связи с тем, что между соответствующими их видами учебной деятельности имеет место диалектическая взаимосвязь. Познавательная деятельность, носящая репродуктивный характер, включает в себя элементы частично-поисковой и поисковой деятельности. Например, выполняя тренировочные упражнения по образцу, ученик самостоятельно контролирует свои действия, регулирует при необходимости количество упражнений. В другом случае, когда школьник самостоятельно отыскивает принцип решения сложной интеллектуальной задачи, его действия включают репродуктивные элементы. Поэтому в структуре обобщенного продуктивного умения находятся более простые умения и навыки, носящие репродуктивный характер (например, умения и навыки чтения, письма, устного счета, графические и т. д.). Однако центральное место данного умения — нахождение учащимися принципа решения задачи в новой ситуации. Оно и является определяющим признаком, по которому умение относится к продуктивному.

+В.В. Давыдов сформулировал основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

«1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно » (В.В. Давыдов, 1986, с. 130).

 

16.1 Несколько учеников 11 класса школы, где Вы работаете психологом, решили записаться на платные курсы по скорочтению, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. Они пришли к Вам за советом. Каким будет Ваше мнение?

Скорочтение — это набор методик, позволяющих увеличить скорость прочитываемого материала в 2–3 раза. Однако быстрое чтение не означает, что по тексту просто пробежались глазами, не поняв его сути. Благодаря скорочтению, развивается память и понимание прочитываемого материала.

Потребность в быстром чтении с каждым днем ощущается все сильнее, так как на людей постоянно обрушивается огромный поток информации. Чтение деловой корреспонденции превратилось в пытку. Школьники и студенты с трудом в состоянии "переварить" весь объем подаваемой информации.

Темп жизни растет с каждым днем, времени катастрофически не хватает, и мало кто задумывался над тем, что именно, благодаря быстрому чтению, люди могут экономить столь драгоценное время, которого не так много им отпущено.

Неоднократно доказано, что при обычном чтении человек редко запоминает прочитанное. Оно зачастую превращается в механический процесс и фраза "все читал, ничего не помню" становится нормой.

Дело в том, что при обычном чтении человек проговаривает каждое слово, пробегает его глазами, но ум при этом помимо прочитанных слов, выстраивает еще дополнительные образы и так отвлекается от прочитанного. Например, читая слово "море", в голове начинают выстраиваться картины пляжа, чаек, парящих в небе, людей, отдыхающих на берегу и т.п. Связано это с тем, что ум справляется с обработкой прочитанного примерно в 3 раза быстрее. А все остальное время идет на образы. В результате, человек начинает забывать, что было написано, он помнит только образы и уже по образной памяти пытается воссоздать прочитанное.

Первые попытки исследования в области чтения были предприняты в 1879 году французским ученым Жавалем. Он изучал проблему движения глаз при чтении. Однако более тщательно к изучению вопроса увеличения скорости и усвоения информации подошли в 20–30 гг. прошлого века в России и США. Были созданы национальные и международные организации, которые занялись исследованием в этой области. Была создана Международная организация по вопросам рационализации чтения.

В настоящий момент существуют ряд школ, которые занимаются обучением методики быстрого чтения. Разработаны множество программ, позволяющих увеличить скорость чтения, укрепить память.

Техника быстрого чтения уделяет внимание трем факторам:

  1. Избавление от регрессии — возвратное движение глаз при чтении. Текст читается не по словам, а по абзацам, воспринимая текст вертикально. Приэтомувеличиваетсяуголобзорапрочитываемоготекста.
  2. Избавление от проговаривания слов во время чтения.
  3. Повышение качества читаемого материала, совершенствование понимания текста на единицу затрачиваемого времени.

В результате пройденных программ обучения человек сможет:

  1. Изучить большее количества материала и увеличить объем запоминаемой информации.
  2. Сэкономить время, которое затрачивается на работу с документами.
  3. Лучше запомнить и усвоить прочитанное.
  4. Развитьскоростьмыслительныхпроцессов.
  5. Развить гибкость мышления, обрести способность принимать быстрое точное решение в различных ситуациях.

 

17.1Разработайте схему ориентировочной основы действия подведения под понятие для использования ее при усвоении одного из научных понятий.

Согласно теории П.Я. Гальперина, формирование понятий осуществляется благодаря действию по распознаванию объектов. Такое действие должно опираться на соответствующие критерии, признаки формируемого понятия. Благодаря действию соотнесения признаков понятия с набором специально подобранных заданий устанавливается принадлежность объектов данному понятию. Вначале процесс распознавания происходит развернуто – во внешнем материальном или материализованном плане, а в конце ребенок как бы непосредственно видит искомый образ. Между началом и концом процесса действие проходит уже описанные этапы, где всегда подчиняется системе заранее продуманных условий. Однако признаки понятия не исчерпывают его содержания.

Согласно П.Я. Гальперину, подлинное содержание понятия составляют функции соответствующих объектов в конкретной предметной ситуации, и признаки понятия принадлежат именно ей. Не предметы или их свойства сами по себе, а выполняемая ими функция, по мысли П.Я. Гальперина, является «подлинным ядром понятия», и собственно ей, а не объектам принадлежат его отличительные признаки. Именно функция объектов должна быть выделена и представлена в виде пространственной схемы, отражающей отношения объектов, подводимых под соответствующее понятие. Так, например, в исследовании, посвященном формированию простой системы научных понятий из области физики («давление твердых тел»), ребенок, прочитав задачу, должен сначала по тексту задачи восстановить на рисунке проблемную ситуацию, а затем преобразовать изображение ситуации в схему – обвести в кружок все составляющие силы давления, отметить на нем все места опоры и от них нарисовать линию, обозначающую давление; затем перерисовать эту схему рядом и заполнить ее конкретными числами и знаками. В этом и во многих последующих исследованиях, выполненных под руководством П.Я. Гальперина, было показано, что между предметом и понятием всегда стоит схема, без построения которой невозможно формирование полноценных понятий. Из этого следует, что во внутренний план переносится не только схема действия, но и схема объекта, отражающая его функцию в соответствующей проблемной области.

 

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий: 1) формирование мотивационной основы действия; 2) составление схемы ориентировочной основы действия; 3) формирование действий в материализованной форме; 4) громкая внешняя речь, когда содержание ООД отражается в речи; 5) формирование действия во «внешней речи про себя»; 6) формирование действия во внутренней речи.

1-й этап – мотивационный. Происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации. Для создания познавательной мотивации можно использовать проблемные ситуации (Н.Ф. Талызина).

2-й этап – составление схемы ориентировочной основы действия (ООД, см. выше). Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.

3-й этап – формирование действия в материальной или материализованной форме. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия), например, перекладывание каких-либо предметов при счете. Действие выполняется с преобразованным материалом: моделями, схемами, диаграммами, чертежами и т. п. (материализованная форма), например счет на палочках. При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется.

Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры.

4-й этап – формирование действия в громкой речи. Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным.

5-й этап – формирование действия во внешней речи «про себя ». Ученик использует ту же речевую форму действия, что

и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: