Текстильная и легкая промышленность является одной из основных отраслей экономики, формирующих бюджет во многих странах. Доля этих отраслей в общем объеме производства промышленной продукции в развитых странах, включая Германию, Францию, США, составляет 6-8%, в Италии - 12%. Это позволяет странам формировать до 20 % бюджета за счет отчислений от текстильной отрасли и производства одежды, а также обеспечивать наполнение внутреннего рынка на 75-85% продукцией собственного производства. Следует отметить, что и в бывшем Советском Союзе доля текстильной и легкой промышленности в формировании бюджета составляла порядка 27%.
Легкая промышленность США является одним из крупнейших, наиболее диверсифицированным сегментом производственного сектора страны. В текстильной и легкой промышленности США действуют более 6 тыс. предприятий, которые подразделяются на малые, в том числе семейные (обычно используют традиционно применяемое оборудование), и крупные современные фабрики, оснащенные новейшим производственным оборудованием.
Несмотря на то, что текстильная промышленность США оснащена самым современным и высокопроизводительным оборудованием, в настоящее время отрасль находится в затянувшемся кризисе из-за сильной конкуренции со стороны текстильных производителей Южной Америки и Азии, которые имеют более низкие издержки и низкую заработную плату. Поток продукции этих стран на американский рынок за последние годы непрерывно растет (вслед за девальвацией валют этих стран). Так, с 1996 г. и по 2002 г. импорт азиатского текстиля вырос на 85%, а импорт готовой одежды - почти на 60%.
В 1996 г. Мексика вытеснила Китай с позиции ведущего поставщика продукции текстильной и легкой промышленности на американский рынок. Поданным Всемирной торговой организации (ВТО) в 2002 г. США импортировали продукцию этих отраслей на $78,6 млрд., став крупнейшим импортером в мире. Экспорт составил только $ 16,6 млрд. Таким образом, дефицит торгового баланса оценен в $62 млрд. При этом около 20% этого дефицита покрывается за счет поставок текстиля и готовой одежды из Мексики.
|
В отрасли постепенно намечается сдвиг производства в направлении от массового производства к расширению ассортимента за счет гибких производственных технологий. Это связано с изменениями потребностей покупателей, которые предпочитают качественные товары по приемлемым ценам и требуют широкого выбора товаров и быстрого отклика на возникающие запросы. В будущем в соответствии с требованиями рынка успешные компании будут вынуждены быстро и экономично изменять объемы производства продукции от огромного количества до небольших партий.
Со вступлением в ВТО Китай также становится в рамках этой организации участником Соглашения по текстилю и одежде - АТС. Поскольку срок действия АТС истекает к концу 2004 - применяющие систему квот страны (США, ЕС, Канада и Турция) должны будут полностью отменить их на все текстильные товары. Китай, а также другие страны - члены ВТО, экспортирующие текстиль, получат равный доступ на эти формально ограниченные рынки.
В соответствии со сложившейся ситуацией в 2003 г. на рассмотрение Конгресса США был представлен "План действий, направленных на подъем текстильной промышленности", включающий8 пунктов, среди которых - меры по установлению квот на некоторые категории импорта из Китая в ответ на массивные потоки таких товаров из этой страны. Следует отметить, что при принятии Китая в ВТО было оговорено специальное условие соглашения о текстильной безопасности для уверенности в том, что США смогут применять такие меры в ответ на потоки импорта.
|
По прогнозам китайских промышленных кругов, в ближайшие пять лет производство текстиля в Китае будет расти в среднем на 6% в год. Объем промышленной переработки текстильных волокон в 2005 г. должен достичь 14 млн. т.
Предполагается, что среднедушевой расход волокон к тому времени поднимется до уровня развитых стран, а внутреннее потребление текстильных товаров и одежды к тому времени резко возрастет.
Эксперты рекомендуют китайским предпринимателям активнее внедряться на зарубежные рынки. Вместо того, чтобы полагаться только на импортные и экспортные корпорации, они советуют осуществлять прямые инвестиции за рубежом, создавать там предприятия и компании на межнациональном уровне в соответствии с тенденцией глобализации.
За последние 10-15 лет в мировой текстильной промышленности произошли серьезные изменения. В результате глобализации мировой экономики центр производства текстиля переместился из Европы и США в страны "третьего мира" - Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку.
В тоже время, экономия на оплате труда ведущих текстильных европейских компании привела к закрытию производств и их перемещению в страны с меньшей стоимостью труда. В свою очередь, правительства развивающихся стран, понимая перспективы создания своей текстильной промышленности, оказывали поддержку новым производствам, в том числе предоставляя им льготы в налогообложении и гарантии инвестиций, а также прямые дотации экспорта и льготные кредиты. В результате этой деятельности структура современного текстильного мира кардинально изменилась за эти годы.
|
Частично компании, отказавшиеся от планов переноса производства, ушли в модный сектор рынка и "hi-tech" технологии производства, сделали инвестиции в дизайнерские разработки и торговые марки. Однако это не означает, что в развивающихся странах производят только массовую, низкокачественную продукцию. Был период, когда, например, турецкие компании массово закупали оборудование на закрывающихся российских фабриках. Но затем они вовремя заменили его более совершенным оборудованием, в том числе за счет прибылей, полученных на российском рынке.
За последнее десятилетие в Китае, Пакистане, Индии, Турции и прочих странах созданы десятки текстильных компаний с годовым оборотом около $500 млн. и тысячи более мелких производителей, оснащенных самым современным оборудованием и выпускающих ассортимент из сотен видов тканей с тысячами вариантов отделки. Эти компании производят основной объем мирового текстиля.
Интересно, что на ежегодно проходящих отраслевых выставках продукция европейско-американских и азиатских компаний демонстрируется отдельно.
Представляет интерес опыт развития текстильной и легкой промышленности, ставшей в последние годы одной из ведущих в экономике этих стран, в частности, в Турции. Развитие производства текстиля в Турции проходило по направлениям, по которым, в основном, в последнее время развивается российская текстильная промышленность. Так, к середине 70-х гг. прошлого века текстильный сектор экономики Турции обеспечил потребности внутреннего рынка в необходимой продукции, и принятое ранее направление замещения импортных текстильных изделий на продукцию собственного производства было реализовано.
Дальнейшее развитие текстильной промышленности было ориентировано на экспорт. Производство экспортной продукции стимулировалось комплексной системой государственных поощрений, включавшей предоставление предприятиям-экспортерам целевых кредитов на льготных условиях, полный или частичный возврат налогов, включенных в стоимость экспортной продукции, частичную компенсацию расходов на научные разработки (исследования) по повышению качества экспортных изделий, страхование экспортных операций и т.д.
За короткий срок экспорт текстильной продукции и готовой одежды резко повысился - от $130 млн. в 1980 г. до $2,8 млрд. в 1990 г. (т.е. в 21,5 раза). Ориентированность турецкой экономики на экспорт способствовала преодолению финансового кризиса 1994 г., во время которого производство сокращалось, но экспорт продолжал расти.
В 90-х гг. основным направлением являлось повышение качества текстильной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого потребовались дополнительные вложения в техническую модернизацию текстильной отрасли, внедрение современных технологий на всех этапах производства. В результате, утратив основное преимущество текстильных изделий - дешевизну, текстильный сектор начал производить продукцию, отвечающую европейским стандартам качества. Стереотип прошлых лет, что турецкий текстиль является недостаточно качественным и дешевым, исчезает и не соответствует современному положению.
В настоящее время турецкая текстильная промышленность по оснащенности современным оборудованием занимает одно из лидирующих мест в мире. Кроме того, обеспечение отрасли качественным сырьем способствовало тому, что в последнее время текстильная продукция турецкого производства конкурентоспособна с продукцией традиционных мировых лидеров - Италии и Германии.
В последние годы большинство крупных турецких фирм объединяется в холдинги, что выгодно экономически и стратегически. Как правило, в холдингах осуществляется замкнутый производственный цикл - от изготовления (переработки) волокон и нитей до производства готовых швейных изделий, что позволяет удерживать цены па конкурентном уровне.
Быстрому развитию турецкой текстильной промышленности способствовали инвестиции как турецких, так и иностранных инвесторов. Так, в 2001 г. объем иностранных капиталовложений равнялся $177 млн., из которых на долю Швейцарии приходилось 25%, Германии - 23%, Франции - 16%, Италии - 13%.
Следует отметить, что турецкие швейные компании работают с известными зарубежными фирмами также и по толлинговым схемам, в том числе на давальческом сырье (как некоторые российские предприятия).
Стратегия и тактика развития текстильной промышленности привели к тому, что в настоящее время (по данным турецкой стороны) Турция является 5 крупнейшим поставщиком готовой одежды и текстиля в мире и вторым - среди 15 стран-членов Европейского Союза. Экспорт текстильной продукции и готовой одежды составляет около 40% от общего объема экспорта.
Турецкие предприниматели стремятся, чтобы в перспективе Турция вошла в тройку крупнейших поставщиков в мире и была лидером среди европейских стран. Одним из условий достижения такого положения производители текстиля и одежды считают обеспечение беспошлинного ввоза своих товаров в США. Однако предприниматели отмечают, что убедить сенаторов США будет трудно, так как в этом случае американские текстильщики останутся без работы.
В то же время продолжает оставаться приоритетным направление повышения качества текстильной продукции и одежды, поставляемой на внутренний и внешний рынки.
В случае, когда возникает "сужение" текстильного сектора на внутреннем рынке (наблюдаемое в настоящее время), турецкие предприниматели стремятся компенсировать его увеличением импорта на внешних рынках. Одним из путей продвижения продукции на рынки других стран, используемых турецкими предпринимателями, является организация выставок текстильной продукции в этих странах.
В последние годы в Москве ежегодно проводятся специализированные выставки "Турецкая мода" и "Домашний текстиль". Российский рынок традиционно считается важным рынком сбыта турецкой текстильной продукции и является одним из наиболее привлекательных для турецких предпринимателей. Однако, по мнению турецких специалистов, "челночный" ввоз продукции на рынок в 4-5 раз превышает официальный импорт текстильной продукции.