КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
Показатели себестоимости, прибыли и рентабельности тесно связаны между собой, при этом себестоимость выражает в денежной форме затраты на изготовление и реализацию продукции. Прибыль и рентабельность являются основными конечными результатами деятельности предприятия и характеризуют эффективность производства соответственно в стоимостном и относительном выражении. Взаимосвязь всех показателей хорошо проявляется при рассмотрении показателя рентабельности продукции или изделий Rпрод, который определяется по формуле
где П прод — прибыль от реализации продукции;
С— себестоимость продукции.
Отсюда видно: чем ниже себестоимость, тем выше рентабельность и прибыль.
Состав себестоимости продукции для целей налогообложения определяется в соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В состав себестоимости входят:
• затраты (расходы), связанные с производством и реализацией;
• внереализационные расходы.
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
3) расходы на освоение природных ресурсов;
4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
5) расходы на обязательное и добровольное страхование;
6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются:
1) расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);
2) расходы в виде процентов по долговым обязательствам;
3) расходы на организацию выпуска и обслуживание ценных бумаг;
4) затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
5) расходы в виде курсовой разницы от продажи (покупки) иностранной валюты;
6) расходы на оплату услуг банков;
7) судебные расходы, арбитражные сборы и др.
Различают следующие виды себестоимости, которые характеризуют ее структуру:
• цеховая — включает затраты цеха на изготовление продукции. В состав этого вида себестоимости входят затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, топлива, энергии, оплата труда работников цеха, цеховые расходы и амортизационные отчисления;
• производственная — включает затраты предприятия на изготовление продукции. Состоит из цеховой себестоимости и общезаводских расходов, в которые входят затраты, связанные с содержанием вспомогательного и обслуживающего хозяйства, аппарата управления предприятием;
• полная — включает затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции. Состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, в которые включаются затраты на упаковку и реализацию продукции.
Для целей планирования и учета затраты, включаемые в себестоимость, классифицируются по различным признакам. Важнейшими из них являются: способ отнесения на себестоимость продукции, изменение объемов производства, экономическое содержание затрат.
По способу отнесения на себестоимость определенного вида продукции все затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые — полностью относятся на себестоимость какого-либо вида продукции. Прямыми являются затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, идущие на изготовление данного вида продукции, и заработная плата основных производственных рабочих. Косвенные расходы распределяются пропорционально величине прямых затрат между несколькими видами продукции. К ним относятся цеховые, общезаводские, амортизационные и внепроизводственные расходы.
В зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные. Переменные — это такие затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема выпускаемой продукции. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо и энергию, идущие на технологические цели, и заработная плата рабочих-сдельщиков. Условно-постоянные — это такие затраты, которые либо не изменяются вообще, либо изменяются незначительно с увеличением объема производимой продукции. Это затраты на амортизацию, цеховые и общезаводские затраты.
По экономическому содержанию, в соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, все затраты подразделяются на четыре группы:
• материальные затраты;
• расходы на оплату труда;
• суммы начисленной амортизации (см. подраздел 2.5);
• прочие расходы.
К. материальным расходам относятся затраты на приобретение:
1) сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров, их упаковке или на другие производственные и хозяйственные нужды;
2) запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и иного имущества;
3) комплектующих изделий и (или) полуфабрикатов, подвергающихся монтажу и (или) дополнительной обработке;
4) топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели и коммунально-бытовые нужды;
5) работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации.
Кроме того, к материальным расходам относятся затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
К расходам на оплату труда относятся:
1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствиис принятыми в организации формами и системами оплаты труда;
2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска;
5) денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника;
6) начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
7) единовременные вознаграждения за выслугу лет;
8) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам;
9) надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера;
10) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования и др.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:
1) суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) расходы на сертификацию продукции и услуг;
3) суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
4) расходы на оплату услуг по охране имущества;
5) расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
6) расходы по набору работников;
7) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
8) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
9) расходы на командировки;
10) расходы на оплату аудиторских услуг;
11) представительские расходы;
12) расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.
Прибыль является основным конечным результатом деятельности предприятия. Из прибыли выделяются средства на развитие производства, оплату труда работников, социальное развитие коллектива. Основными видами прибыли, определяемыми на предприятиях, являются валовая и чистая.
Валовая прибыль П вал включает в себя прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационные доходы. Она может быть определена по формуле
где П прод — прибыль от реализации продукции;
П им — прибыль от реализации имущественных прав;
Д внер — внереализационные доходы.
Прибыль от реализации продукции определяется как разность между выручкой от реализации продукции, ее себестоимостью, налогом на добавленную стоимость, акцизами (если продукция ими облагается):
где В прод — выручка от реализации продукции;
С — себестоимость;
НДС — налог на добавленную стоимость;
А — акцизы.
Прибыль от реализации имущественных прав определяется как разность между ценой их реализации и стоимостью:
где Цим — цена, по которой было реализовано имущество предприятия;
Сим — стоимость реализованного имущества.
В состав внереализационных доходов включают доходы, не связанные с производственной деятельностью, т.е. доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по ценным бумагам, доходы от торговой, посреднической и иной деятельности.
Механизм распределения валовой прибыли предприятия представлен на рис. 5.
Чистая прибыль Пчист остается в распоряжении предприятия. Она определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений и других платежей. Формирование чистой прибыли показано на рис. 6.
Кроме прибыли, конечные результаты деятельности предприятия характеризует показатель рентабельности, который определяется в относительном выражении. К числу основных его видов относятся рентабельность продукции (или изделия) и рентабельность производства.
Рентабельность продукции (изделия) характеризует выгодность производства того или иного вида продукции и используется при формировании плана производства на многономенклатурных предприятиях:
Рентабельность производства характеризует эффективность деятельности предприятия в целом. Она определяется в двух модификациях:
1) общая рентабельность производства
где Пвал — валовая прибыль;
— среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
— среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств;
2) расчетная рентабельность производства
где П чист — чистая прибыль.
К конечным показателям деятельности предприятия относится и цена,которая отражает в денежной форме стоимость продукции. По определенным признакам формируются различные виды цен, основными из них являются:
1) государственные регулируемые цены — федеральные или местные органы власти устанавливают цены на тот или иной товар (услугу) либо ограничивают цены в процентах от величины затрат, связанных с производством (оказанием услуг). В связи с этим различают прямые и косвенные регулируемые цены;
2) свободные рыночные цены — применяются в трех основных модификациях:
• свободные цены на продукцию производственно-технического назначения — устанавливаются предприятием — изготовителем такой продукции по согласованию с предприятиями и организациями — потребителями продукции. В их состав входят следующие элементы: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость и снабженческо-сбытовые надбавки (если продукция реализуется через посредников);
• свободные отпускные цены на товары народного потребления — устанавливаются предприятием — изготовителем такой продукции по согласованию с торговыми организациями, реализующими ее. В их состав входят следующие элементы: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость и снабженческо-сбытовые надбавки (если продукция реализуется через посредников), акцизы (если продукция ими облагается);
• свободные розничные цены — устанавливаются торговыми организациями, реализующими продукцию населению. Они состоят из свободных отпускных цен на продукцию и торговой надбавки.
В условиях действия свободных цен предприятие самостоятельно выбирает метод (или стратегию) ценообразования. Этот выбор происходит с учетом уровня конкуренции на рынке, вида производимой продукции, стратегических целей развития предприятия и других факторов.
Основные методы ценообразования:
а) при совершенной конкуренции:
• исходя из сложившихся на рынке цен на данный вид продукции. Такой подход, как правило, устраивает и потребителей и производителей продукции, так как потребители получают достаточно стабильные и обоснованные цены, а производители — приблизительно среднюю норму прибыли. В случае если производитель желает получить большую прибыль, при использовании этого метода он должен заботиться о снижении себестоимости продукции;
• исходя из величины издержек и прибыли. Этот метод также приводит к усреднению цены на продукцию, производимую разными предприятиями. Его отличие от первого метода заключается в том, что в основе ценообразования лежат не цены, сложившиеся на рынке, а затраты данного предприятия, исходя из величины которых решается вопрос о норме прибыли;
• исходя из расчета безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Метод используется, как правило, в тех случаях, когда предприятие определяет стратегию своего развития и устанавливает, что для целей технического перевооружения (реконструкции и т.д.) ему необходима определенная сумма средств. После чего рассчитывается целевая прибыль и определяется оптимальный объем производства и реализации продукции;
• исходя из максимальной прибыли в результате совершенствования структуры производства. Метод используется в многономенклатурных производствах: определяются наиболее рентабельные виды продукции и рассчитывается оптимальный объем их производства и реализации;
б) при ограниченной конкуренции:
• исходя из максимально возможной прибыли («снятие сливок») в результате производства новых видов продукции. В первые годы производства новой продукции, используя свое доминирующее положение, предприятие устанавливает максимально возможную цену (учитывая необходимость возмещения повышенных затрат, связанных с производством нового вида продукции) и получает максимальную прибыль;
• установление демпинговых цен, которые ниже затрат на производство, с целью вытеснить конкурентов и занять доминирующее положение на рынке.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какова экономическая сущность себестоимости продукции?
Какие затраты включаются в себестоимость продукции?
Каковы виды себестоимости и их структура?
По каким основным признакам классифицируются затраты на производство?
Какова экономическая сущность прибыли?
Как формируется валовая и чистая прибыль?
Как определяются основные показатели рентабельности?
В чем проявляется сущность цены?
Каковы основные виды и структура цен?
Какие основные методы ценообразования существуют в условиях рыночной экономики?
РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
Пример 1. В базисном году себестоимость товарной продукции составила 1835 тыс. руб., затраты на 1 руб. товарной продукции — 0,81 руб. В отчетном году объем производства продукции увеличился на 5%, а затраты на 1 руб. товарной продукции были равны 0,78 руб.
Определить себестоимость товарной продукции в отчетном году.
Решение. 1. Определяем объемы товарной продукции в базисном году, используя формулу расчета затрат на 1 руб. товарной продукции:
отсюда
2. Рассчитываем объем производства товарной продукции в отчетном году. Исходя из формулы
имеем
3. Определяем себестоимость товарной продукции в отчетном году, используя формулу расчета затрат на 1 руб. товарной продукции:
отсюда
Пример 2. Рассчитать рентабельность продукции по кварталам и за год в целом, используя данные табл. 55.
Решение. 1. Определяем объемы производства продукции в стоимостном выражении, используя формулу
1-й квартал:
2-й квартал:
3-й квартал:
4-й квартал:
год:
2. Рассчитываем общую себестоимость произведенной продукции:
1-й квартал:
2-й квартал:
3-й квартал:
4-й квартал:
год:
3. Определяем прибыль от реализации продукции по формуле
1-й квартал:
2-й квартал:
3-й квартал:
4-й квартал:
год:
4.Рассчитываем рентабельность продукции по формуле
1-й квартал:
2-й квартал:
3-й квартал:
4-й квартал:
год:
ЗАДАЧИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Задача 1. В базисном году себестоимость товарной продукции составила 3576 тыс. руб., затраты на 1 руб. товарной продукции — 0,87 руб. В отчетном году объем производства продукции увеличился на 3,5%, а затраты на 1 руб. товарной продукции были равны 0,85 руб.
Определить себестоимость товарной продукции в отчетном году.
Задача 2. Рассчитать рентабельность продукции по кварталам и за год в целом, используя данные табл. 56.
ТЕСТЫ
1. При определении отпускной цены на продукцию учитываются
следующие основные элементы: а) затраты на 1 руб. продукции; б) прибыль; в) НДС; г) рентабельность капитала; д) себестоимость продукции; е) стоимость производственных ресурсов; ж) рентабельность продукции.
2. Видами себестоимости являются: а) цеховая; б) бригадная; в) материальная; г) производственная; д) ресурсная; е) полная; ж) комплексная.
3. По экономическому содержанию затраты (расходы), включаемые
в себестоимость продукции, подразделяются на следующие группы: а) материальные; б) суммы начисленной амортизации; в) организационные; г) материально-технические; д) на оплату труда; е) функциональные; ж) прочие; з) возвратные; и) переменные; к) целевые.
4. В зависимости от изменения объема производства продукции
различают затраты: а) возвратные; б) переменные; в) прочие; г) функциональные; д) постоянные (условно-постоянные); е) материальные.
- Полная себестоимость продукции — это затраты предприятия на: а) производство и реализацию продукции; б) управление производством; в) основные и вспомогательные материалы; г) топливо и энергию; д) оплату труда работников.
- Прибыль от реализации продукции — это: а) выручка от реализации продукции; б) затраты на производство реализованной продукции; в) денежное выражение стоимости продукции; г) разность между объемом реализованной продукции в стоимостном выражении (без НДС и акциза) и ее себестоимостью.
- Производственная себестоимость продукции состоит из: а) цеховой себестоимости и общепроизводственных расходов; б) цеховой себестоимости; в) полной себестоимости; г) внепроизводственных расходов.
- Напишите формулу для расчета затрат на 1 руб. товарной продукции.
- Напишите формулу для расчета рентабельности продукции.
- Напишите формулу для расчета общей рентабельности производства.
- Напишите формулу расчетной рентабельности производства.
- Напишите формулу для расчета валовой прибыли.