Введение
Начало XXI в. характеризуется активным процессом становления новой российской государственности, адекватным современному уровню развития общества цивилизованных институтов государственного управления и местного самоуправления.
Процесс этот идет в очень сложных условиях. Прежняя машина советского государственного управления разрушена, а институты нового демократического государственного управления и местного самоуправления, институты гражданского общества, механизмы их функционирования и взаимодействия еще только создаются. Само же российское общество переживает глубокий кризис, охватывающий власть и управление, экономику и социальную сферу, политику и мораль, государственное устройство и межнациональные отношения, другие сферы жизни.
Поиск путей становления новой российской государственности предполагает глубокое изучение учеными-обществоведами и практическими работниками современной российской действительности, определение разнообразных причин, детерминирующих те или иные негативные процессы, выявление способов их устранения и ростков нового, прогрессивного, заслуживающего внимания и поддержки, проведение большой научно-объективной практической работы по созданию эффективных институтов власти и гражданского общества, свободной рыночной экономики, демократической политики, правового государства.
Большое значение в этом отношении имеет и изучение накопленного огромного опыта реформирования общественных отношений происходившего в 1990-е годы.
Цель работы - изучить особенности реформирования рыночных структур и новых форм управления.
Возрождение российской государственности и ее институтов
|
В марте 1990 г. Горбачев был избран на Съезде народных депутатов СССР Президентом СССР. Вице-президентом стал Г.И. Янаев. Система управления в стране изменилась. Прежде всего практически перестали собираться заседания Политбюро ЦК. Вместо него был образован президентский совет (он просуществовал до ноября 1990 г.), а позже - Совет безопасности СССР.
После избрания Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР начались масштабные реформы в управлении страной, связанные с воссозданием государственности в Российской Федерации. Правительство возглавил И.С. Силаев, опытный промышленник, авиационный инженер, обладавший большим опытом государственной деятельности. Курс нового Правительства стал явно реформистским. Свидетельством тому стало назначение заместителем председателя российского Правительства Г.А. Явлинского. Он стал председателем Государственной комиссии по экономической реформе, одного из авторов программы перехода экономики СССР к рыночным отношениям - знаменитой «Программы 500 дней». В Правительстве несомненно существовало понимание необходимости проведения аграрных реформ. Программа «500 дней» получила поддержку политического руководства России - и у председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, и у председателя Совмина РСФСР И.С. Силаева. Эту программу поддержал и М.С. Горбачев.
Отказ от совместных действий правительств РСФСР и союзных республик привел к нарастанию противостояния и соперничества между союзными и российскими органами управления. В ноябре 1990 г., в обстановке обострения конфликта между союзными и республиканскими властями, Президент СССР заявил, что Совет Министров будет преобразован в Кабинет министров, которым будет управлять он сам. Планируемое укрепление президентской власти и возможность сохранения СССР силовыми методами обеспечило М.С. Горбачеву поддержку группы «Союз» в Верховном Совете СССР.
|
В начале 1991 г. была сделана попытка силовыми методами восстановить прежнюю власть в республиках Прибалтики. Эта попытка привела к кровавым столкновениям в Вильнюсе.
В марте 1991 г. обострились отношения между Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным и Президентом СССР М.С. Горбачевым. Одновременно с этим развернулась новая кампания по избранию первого Президента страны. 12 июня 1991 г. состоялись первые в истории России выборы ее президента. Итоги были следующими: Б.Н. Ельцин получил 57,3% голосов; второе место занял Н.И. Рыжков - 16,85%, третье - В.В. Жириновский - 7,81%, затем шли Тулеев - 6,81%, А.М. Макашов - 3,75% и В.В. Бакатин - 3,42%. Согласно Конституции РСФСР, была введена должность вице - Президента РСФСР. Им стал А.В. Руцкой.
Весной 1991 г. начались переговоры между М.С. Горбачевым и главами союзных республик. 23 апреля, в загородной правительственной резиденции Ново-Огарево состоялась встреча, которая получила название «9+1» - девять союзных республик и олицетворявший союзный центр Президент СССР. В итоге долгих и сложных переговоров было подписано «Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса». В этом документе было заявлено о необходимости заключения нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума, принятии новой Конституции Союза, проведении, после принятия новой Конституции, перевыборов органов власти Союза суверенных (а не cоциалистических) Республик. Это решение резко осложнило отношения между Президентом СССР и союзными органами власти - Верховным Советом СССР, Кабинетом министров СССР и крупнейшими союзными министерствами, а также всей коммунистической номенклатурой. Заключение нового Союзного договора автоматически привело бы к отставке всех союзных структур. Решительно против выступали руководители партийных организаций всех уровней, буквально засыпавшие аппарат Президента СССР и ЦК КПСС письмами и телеграммами протеста.
|
Окончательное подписание нового Союзного договора планировалось 20 августа 1991 г. Договор должны были подписать представители России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, а также бывших автономных республик и союзного центра. Реформирование СССР стало реальностью и подтолкнуло фундаменталистское крыло союзного руководства к решительным действиям.
августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев был фактически блокирован в своей крымской резиденции - Форосе. В Москве было введено чрезвычайное положение. Власть в стране была передана Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП).
Перед лицом массового неповиновения ГКЧП пришлось капитулировать. Соотношение сил изменилось. Союзная власть дискредитировала себя. Руководители большинства союзных республик, подчинившиеся сначала ГКЧП, после провала путча стали добиваться фактической независимости. Путчисты мимоходом, как это и бывает в истории, уничтожили КПСС, не как политическую партию, а как основной институт государственности СССР. Ее устранили из системы управления. 24 августа с заявлением о сложении с себя функций Генерального секретаря ЦК КПСС выступил М.С. Горбачев.
августа, когда путч был уже полностью подавлен, а его руководители оказались под арестом, украинское руководство объявило о независимости республики. На 1 декабря назначались выборы Президента Украины, объявлен референдум по вопросу независимости Украины.
Верховные Советы Латвии, Эстонии, Литвы 21-22 августа объявили о восстановлении конституций, действовавших до 1940 г. и о восстановлении государственной независимости. Вывод КПСС из системы управления по существу определил необходимость создания нового аппарата управления.
На первый план выходил вопрос - что должно остаться в ведении Союза, а что - республик. 1 сентября состоялась встреча М.С. Горбачева с руководителями республик. На ней была достигнута договоренность о заключении соглашения по поводу сохранения единых Вооруженных Сил в единого военно-стратегического пространства, радикальных реформ в армии, КГБ, МВД и прокуратуре. Говорилось о намерении подготовить и подписать договор о создании Союза суверенных государств.
сентября 1991 г. собрался съезд народных депутатов СССР - последний съезд в истории СССР. Остался Верховный Совет СССР, полномочия которого были урезаны, в частности, упразднена должность председателя Верховного Совета СССР, в заседаниях уже не участвовали депутаты из Прибалтийских республик, объявивших о своей независимости, и Украины; ряд республик были представлены не депутатами, а наблюдателями.
Были образованы новые союзные органы - Государственный совет, куда вошли руководители союзных республик, Межреспубликанский экономический комитет во главе с И.С. Силаевым. Была предпринята попытка создать новые межреспубликанские органы управления - Межреспубликанскую продовольственную комиссию СССР, Совет по гуманитарной помощи, Союзно-республиканский валютный комитет СССР, Совет по предпринимательству при Президенте СССР; Межгосударственный пенсионный резервный фонд СССР; Межгосударственный комитет по образованию; Межгосударственный комитет по экологической безопасности; Комитет по делам военнослужащих и членов их семей при Президенте; Министерство по делам воинов-интернационалистов; Министерство по подготовке и проведению военной реформы при Госсовете СССР. На основе Комитета госбезопасности СССР были созданы: Комитет правительственной связи при Президенте СССР; Комитет по охране госграниц; Межреспубликанская служба безопасности СССР.
В это время продолжала осложняться ситуация на Украине. Объявленный референдум на Украине и избирательная кампания за пост первого президента Украины вынуждала Н. Кравчука дистанцироваться от союзного руководства. Поэтому он предупредил, что он не может принимать участие в подготовке Союзного договора впредь до проведения референдума.
Конфедеративное устройство для СССР воспринималось как последний шанс сохранить единое политическое пространство на месте стремительно распадавшегося Советского Союза. Но М.С. Горбачева беспокоило другое - мысль о необходимости единого государства, единой, союзной системы управления. Президент Кравчук 5 декабря объявил, что руководствуясь решением собственного референдума, Украина выходит из Союзного договора 1922 г., того самого, которым был образован Союз Советских Социалистических республик.
Президенты России, Украины и председатель Верховного Совета Белоруссии Шушкевич собрались в Белоруссии, в старинном заповеднике и охотничьем хозяйстве в Беловежской пуще, 7 и 8 декабря подготовили соглашение, которым создавалось Содружество независимых государств (СНГ) и заявлялось о прекращении существования СССР. Уже 10 декабря Беловежское соглашение было ратифицировано парламентами Украины и Белоруссии. Идея Содружества независимых государств стремительно получала поддержку в других республиках.
Для проведения реформ в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство России, которое возглавил Президент, заявивший о своей готовности принять на себя всю ответственность за реализацию программы реформ и ее социальные последствия. Экономическим блоком правительства руководил вице-премьер Е. Гайдар. В состав Правительства вошла группа молодых экономистов - «рыночников» - А. Шохин, А, Чубайс, П. Авен, А. Нечаев. В декабре 1991 г., Б.Н. Ельцин, отвечая на вопросы депутатов Верховного Совета, почему в Правительство вошли люди, не имеющие опыта, сказал: «Конечно, выбор был такой - или ориентироваться опять на перетасовку всех старых тех же кадров, которые с одной обоймой переходят в другую обойму. Этот опыт Политбюро настолько богатый, что нам все ясно было.... Тут надо было чем-то жертвовать - или молодостью, или опытом. Такого идеального сочетания, конечно, не получается».
Для проведения реформ на первый, самый трудный период, Президент запросил и получил от Съезда народных депутатов полномочия для издания в течение года указов по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, инвестиционной и ряда других сфер деятельности. Если указ противоречил действовавшему тогда законодательству. Верховный Совет мог отменить его в течение семи дней. В противном случае указ вступал в законную силу. Для проведения реформ была радикально изменена структура управления и на местах и в центре. Президент получил право назначать глав местных администраций. Число министерств было сокращено. Старые отраслевые схемы управления были сознательно проигнорированы. Возникли принципиально новые органы управления - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом. Появились объединенные министерства - промышленности, экономики и финансов, транспорта, торговли и материальных ресурсов.
В начале января 1992 г. Кремль стал официальной резиденцией Президента России. В комплексе административных зданий бывшего ЦК КПСС на Старой площади разместились руководство и аппарат Правительства. В так называемом Белом доме, где прежде размещались российский Верховный Совет, руководство Правительства и Президент, остался лишь Верховный Совет. Политическая обстановка в стране осложнилась к концу 1992 г. На УП съезде народных депутатов России в декабре 1992 г. с резкой критикой реформ выступил председатель Верховного Совета России Р.И. Хасбулатов, ставший с этого времени лидером оппозиции. В ходе Съезда Президент Б.Н. Ельцин выступил с обращением к гражданам страны, обвинив Верховный Совет в стремлении блокировать реформы, перераспределить властные полномочия в свою пользу. Средством преодоления кризиса, по его мнению, мог бы стать общенародный референдум с оценкой уровня доверия Президенту или Съезду и Верховному Совету. На съезде народных депутатов удалось достигнуть временного компромисса между Б.Н. Ельциным и Р.И. Хасбулатовым. Президент отправил в отставку Правительство Е. Гайдара и 15 декабря 1995 г. председателем Правительства был назначен В.С. Черномырдин.
Споры о будущей Конституции, а по сути, о концепции будущего политического устройства России также служили поводом для конфликта. По замыслу Президента, это должно быть государство с сильной президентской властью и соответствующей ей Конституцией. По предложениям конституционной комиссии, большинство членов которой были народными депутатами Верховного Совета, будущее государство должно было быть парламентско-президентской республикой.
Большую часть 1992 г. эти противоречия между Кремлем и Верховным Советом еще не носили характера открытого конфликта, не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству властей. 31 марта 1992 г. удалось подписать Федеративный договор, который, по словам Б.Н. Ельцина, должен был отвести угрозу распада, которая нависла над нашей Родиной. Федеративный договор, регулировавший отношения между центром, республиками и регионами России, закладывал основы российского федерализма. Этот документ должен был, по замыслу Президента, стать составной частью будущей Конституции России.
В марте 1993 г. противоречия между Президентом и представительной властью усилились. Президент заявил о возможности роспуска Съезда народных депутатов. В ответ внеочередной съезд народных депутатов 28 марта предпринял попытку импичмента - отрешения Президента от власти. Для того, чтобы запустить процедуру отставки Президента не хватило нескольких голосов депутатов. Съезд был вынужден согласиться на проведение референдума с вопросами о доверии Президенту и съезду народных депутатов, а также о доверии экономическому курсу, осуществляемому Правительством. Результаты референдума свидетельствовали, с одной стороны, о желании граждан страны поддержать Президента и проводимый им курс а, с другой - сохранить Съезд и Верховный Совет
Политический конфликт далеко перерос рамки споров в парламенте. В Москве проходили демонстрации сторонников и противников Президента России. 1 мая 1993 г. в ходе первомайской демонстрации произошли массовые беспорядки. Страна оказалась перед угрозой двоевластия. Власти блокировали «Белый дом». Переговоры между Президентом и Съездом зашли в тупик.
Разгон Съезда народных депутатов привел к изменению всей системы местных органов власти. Повсеместно были упразднены Советы. Для преодоления политического кризиса был проведен референдум, на который был вынесен проект Конституции. Этот проект получил одобрение со стороны большинства граждан. Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России.
Принятие новой Конституции стало важнейшим фактором стабилизации политической обстановки в стране и средством предотвращения возможности повторения трагических событий осени 1993 г. Конституция провозглашала, что Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.