Предстоявшая реформа основывалась на применении методов макроэкономической стабилизации. Важнейшей ее частью на первом этапе была задача приведения в соответствии платежеспособного спроса и предложения.
Средствами для решения этой задачи должны были стать:
переход к применению свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения;
отмена ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление;
разрешение всем предприятиям, независимо от форм собственности, осуществлять внешнеэкономическую деятельности без специальной регистрации. Планировалась также приватизация государственной собственности. Существовала надежда на привлечение к российской приватизации иностранных инвесторов.
Существенным элементом начинавшихся реформ было то обстоятельство, что Президент как глава Правительства располагал поддержкой большинства депутатов Верховного Совета и имел достаточно высокий уровень поддержки у граждан страны.
января 1992 г. в стране были введены свободные цены. В течении нескольких месяцев шло интенсивное создание того, что пресса и политики именовали «диким рынком». Однако товарный дефицит был преодолен, угроза голода миновала.
Времена дефицита уходили в прошлое. Это был несомненный успех реформ. Понять значение этого обстоятельства можно только из глубины 70-80 гг. - времени всеобщего дефицита. Однако на смену одной пришла другая проблема: с 1991 г. начался стремительный рост дороговизны.
В это же время происходили сложнейшие процессы в традиционно самом мощном секторе отечественной экономики - в оборонной промышленности. В 1992 г. военный заказ был сокращен на 70% по отношению к предыдущему году. Изменение политического статуса России в мире, отказ от концепции «холодной войны» привел к резкому сокращению государственных закупок вооружения. В результате значительно снизились, а во многих случаях - прекратилось государственное финансирование, сократились рабочие места, свертывались и даже ликвидировались ряд производств.
|
В октябре 1992 г. начался один из важнейших, хотя и наиболее спорных процессов реформирования страны - приватизация государственной собственности. При дефиците государственного бюджета России, достигавшем 21% валового внутреннего продукта, угрозе банкротства страны государство было заинтересовано в сокращении бюджетных расходов. Приватизация создавала возможность «разделить бюджеты», отказаться от финансирования прежних государственных предприятий, поменявших собственника. Процесс приватизации создавал для этого экономическую и юридическую основу.
При проведении приватизации предполагалось достигнуть следующих целей:
закрепления прав всех граждан России на приватизируемое имущество;
создания в России класса собственников за счет наделения граждан страны частью государственного имущества;
использования средств, полученных в процессе приватизации, для усиления социальной защиты населения.
Первоначально провозглашенная цель состояла в том, чтобы каждому гражданину страны передать право на управление частью народно-хозяйственного комплекса. Были оценены все фонды страны, и эта сумма разделена на число всех жителей страны. Каждый гражданин России формально мог получить свою долю, закрепленную в специальном чеке - ваучере, номинальная цена которого была приравнена к 10 тыс. руб. Гражданин мог приобрести на ваучер часть акций своего промышленного предприятия или вложить ваучер в специально созданные чековые инвестиционные фонды, или продать по той цене, которая складывалась на рынке этих ценных бумаг. Реально же чеки стали инструментом концентрации капиталов, приватизации крупных промышленных предприятий, объектом скупки и спекулятивных операций. Создатели многочисленных фондов, обещавшие вкладчикам дивиденды, обманули их. Большинство акционеров разорились.
|
Попытки экономической стабилизации. 1993 г. страна прожила с высоким процессом инфляции. Экономические проблемы продолжали оставаться чрезвычайно сложными. С начала 1994 г. Правительство стало проводить умеренно - жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора. К июлю 1994 г. ко времени завершения чекового этапа приватизации, было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3 - предприятий общественного питания, 76,4% предприятий обслуживания населения.
г. страна прожила с высоким процессом инфляции. Экономические проблемы продолжали оставаться чрезвычайно сложными. Экономические проблемы продолжают оставаться чрезвычайно сложными. С начала 1994 г. Правительство стало проводить умеренно-жесткий антиинфляционный курс в сочетании с финансовой поддержкой военно-промышленного комплекса и аграрного сектора.
К июлю 1994 г. ко времени завершения чекового этапа приватизации, было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3 - предприятий общественного питания, 76,4% предприятий обслуживания населения. С июля 1994 г. начался второй - денежный этап приватизации. Суть его состояла в стремлении привлечь средства для финансирования промышленности. На новом этапе приватизации деньги, уплаченные за приобретение предприятий, должны были инвестироваться в реальный сектор экономики. Однако эта задача осталась не выполненной. Из-за хронического отсутствия средств в бюджете государство стало использовать денежную приватизацию для того, чтобы привлечь деньги для нужд бюджета. Продажа крупнейших промышленных или добывающих предприятий зачастую шла «к случаю», для того, чтобы срочно найти для бюджета деньги для выплаты пенсий, решения каких-то проблем казны. Важнейшим результатом приватизации стало радикальное изменение форм собственности в стране. В 1994-1998 гг. постоянно декларируемой целью Правительства была финансовая стабилизация, стремление подавить инфляцию. В 1994-1995 гг. удалось значительно снизить темпы инфляции. Парадоксом российской экономики на этапе реформ стало то, что при некотором увеличении заработной платы в ее долларовом исчислении, реальная покупательная способность населения снизилась. Покупательная способность доллара сократилась в 1992-1993 гг. соответственно в 5,1 и 3,2 раза. В 1994 г. покупательная способность доллара сократилась только на 8,8% в год, однако в 1995 г. произошло новое резкое падение покупательной способности доллара. российский государственность экономика реформа
|
Сложнейшие процессы происходят в сельскохозяйственном секторе экономики. Эта отрасль была по существу дотационной, зависимой от государства с 60-х гг., что стало следствием, с одной стороны, коллективизации и связанных с ней рядом социально-экономических следствий (отсутствие непосредственной заинтересованности крестьянина в результатах его труда, уход из деревни активных, трудоспособных людей), с другой стороны, кризис в сельском хозяйстве был спровоцирован хрущевскими «реформами» аграрной отрасли. Выше уже отмечалось, что с этого времени значительную часть сельскохозяйственной продукции страна закупала за рубежом.
В процессе реформ в сельском хозяйстве появилась надежда на то, что зарождавшееся в конце 80-х - начале 90-х гг. фермерство сможет увеличить объемы производства, однако эти надежды не оправдались. Происходило количественное и качественное ухудшение состояния сельского хозяйства.
Высокие темпы инфляции, нестабильность банковской системы, отсутствие снабженческо-сбытовой кооперации, устоявшихся механизмов закупки сельскохозяйственной продукции, ограниченность государственных инвестиций в отрасль в сочетании с высокой ценой на нефтепродукты, удобрения, сельхозмашины и механизмы препятствовали развитию сельского хозяйства России.
С 1995 г. Россия вступила в фазу депрессии, пришедшей на смену кризису. Это фаза характеризовалась усилением государственного контроля над финансами, отказом Центробанка России от финансирования дефицита государственного бюджета за счет льготных кредитов. На этом этапе, продолжавшемся до лета 1998 г. удавалось поддерживать стабильный курс рубля относительно доллара. Была подавлена высокая инфляция, что достигалось жестким контролем над денежной массой. Обратным результатом этих мер стали многомесячные задержки заработной платы бюджетникам и пенсий пенсионерам, недофинансирование государственных расходов.
Для поддержания своего бюджета государство, Министерство финансов широко использовали внутренние ресурсы - государственные краткосрочные обязательства (ГКО), гарантировавшие покупателям высокие проценты, многократно превышавшие процент инфляции. Более того, коммерческие банки были обязаны закупать большие объемы ГКО. Операции с ГКО превращались в финансовую пирамиду с очевидной выгодой для игроков на финансовом рынке и быстро нараставшими проблемами государства по обслуживанию своего внутреннего долга.
Поиск денег именно на внутреннем рынке не был случайностью. Возможности получать средства извне сократились. С 1995 г. наметилась долговременная перспектива снижения мировых цен на нефть - один из важнейших российских экспортных товаров. С октября 1997 г. началось резкое падение мировых цен на нефть, что в свою очередь повлекло снижение цены тех видов сырья, в стоимость которых закладывались большие расходы на энергоносители - алюминий, медь, никель. Для России это означало дополнительное падение доходов от экспорта. Эти факторы, с которыми совпали финансовые проблемы в ряде стран Дальнего Востока, спровоцировали тяжелый экономический кризис в России в августе 1998 г. Самой крупной статьей бюджетных расходов в этих условиях было обслуживание государственного долга.
Невозможность справиться с нараставшими проблемами породила беспрецедентное заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка России. 17 августа 1998 г. Правительство и Центробанк заявили, что в результате ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и неудовлетворительного положения дел с доходами бюджета резко обострилась проблема управления государственным долгом. Расходы по погашению ранее выпущенных государственных бумаг и уплате процентных платежей по ним при низком уровне налоговых поступлений стали непомерным бременем для государственного бюджета. Последовало объявление о фактическом банкротстве страны. Центральный банк объявлял о своем отказе выполнять обязательства по ГКО. С 17 августа 1998 г. был объявлен мораторий на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, том числе от иностранных кредиторов, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам. Одновременно с этим Центробанк отказывался поддерживать прежний курс рубля.
Следствием этого стало стремительное вздорожание доллара. Рубль в течение недели упал с 6 до 15 рубля за доллар и, качнувшись, остановился на отметке около 10 руб., чтобы продолжить свое падение. Далее последовал тяжелейший банковский кризис. Многие частные банки, в том числе, крупнейшие - Инкомбанк, СБС-Агро, Мост, Онэксим и ряд других, державших значительные средства в ГКО - следом за государством стали отказывать своим клиентам в выплатах их собственных средств. Некоторые банки передали свои обязательства перед частными вкладчиками в принадлежащий государству Сбербанк. Крах системы частных банков в свою очередь нанес удар по функционированию платежных систем в стране.
Осложнилось и внешнеэкономическое положение страны. Ей пришлось столкнуться с решительным противодействием западных финансовых институтов, прежде кредитовавших Россию.
События 17 августа 1998 г. стали своего рода итогом неудач в проведении реформ в стране в 90-е гг., и вызвали споры о природе экономического реформирования, о его результатах и перспективах.
Последовавшая отставка Правительства, возглавляемого С. Кириенко, едва не привела к парламентскому кризису. Государственная Дума дважды отклоняла кандидатуру В.С. Черномырдина, предложенного Президентом на пост премьер-министра. Новая кандидатура премьер-министра была выдвинута Думой и встретила поддержку Президента. Возглавил Правительство опытный политик, бывший министр иностранных дел Е.М. Примаков.
Правительство Примакова было первым после 1993 г., пользовавшимся поддержкой Федерального Собрания и отчасти отражало расстановку политических сил в Государственной Думе.
На 1999 г. Правительство, возглавляемое Е.М. Примаковым, внесло в Думу бюджет, в котором значительно сокращены все государственные расходы и предусматривался профицит - превышение доходов над расходами. Появление профицита должно было способствовать организации работы по выплате долгов России, составляющих около 170 млрд. долл. Эта сумма включала в себя долги распавшегося СССР, принятые на себя Россией, и собственно российские долги. Падение курса рубля создало временные преимущества для производителей в ряде отраслей отечественной промышленности. В конце 1998 и в начале 1999 гг. наметился подъем в машиностроительной отрасли, в переработке сельскохозяйственного сырья. Приостановилось сокращение валового внутреннего продукта. Положительные экономические тенденции, как оказалось, приобрели долговременный характер.
Таким образом, в основе проводимых экономических реформ в нашей стране в 1990-е гг. лежала западная либеральная модель развития, которая ориентирована на свободный рынок с интенсивным производством и расширенным потреблением, при этом не учитывались особенности России, ее состояния в данную эпоху.
Заключение
Таким образом, на рубеже 1980-90-х гг. сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, в стране предпринимались интенсивные меры по созданию социалистического рынка, проводилась конверсия военного производства, изменялась структура хозяйства и внешней торговли в пользу потребительского и социального секторов, а с другой стороны, развивался социально-экономический кризис, проявлявшийся в падении производства в «открытой» экономике и росте ее «теневой» составляющей, в увеличении безработицы и ухудшении положения наименее обеспеченных слоев населения.
Реализация программы консервативной стабилизации стала невозможной после провала путча в августе 1991 г. Таким образом, к осени 1991 г. лишь либерально-рыночный вариант оказался пригодным для практической реализации.
Программа посткоммунистических преобразований, к выполнению которой приступило правительство в ноябре 1991 г., включала:
либерализацию экономики (прежде всего цен и внешнеэкономической деятельности); - макроэкономическую стабилизацию (бюджетную и денежную); - приватизацию как важнейшую институциональную задачу. Необходимо было также полностью создать институциональную систему рыночной экономики, и начинать следовало с налоговой системы.
Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики - отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и денежно-налоговую системы).
Переход от административно-командной к рыночной экономике создает необходимость финансовой стабильности. Ее главная цель - подавление высокой инфляции.
Структурная политика в переходный период была направлена на создание условий для устойчивого экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
Произошедшие институциональные преобразования повлекли разработку рыночного законодательства и контроль за его применением, изменение отношений собственности, формирование хозяйствующих субъектов рыночного типа, создание новой системы управления народным хозяйством.
Список литературы
. Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. - 2003. - № 10. - С.23-25.
. История государственного управления в России / Под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити, 2007.
. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. - М.: Проспект, 2008.
. Симонян Р.Х. Без гнева и пристрастия. Экономические реформы 1990-х годов и их последствия для России - М.: Экономика, 2010.
. Щепетев В.И. История государственного управления в России. - М.: Владос, 2003.