Введение
В современном обществе происходит трансформация традиционных моделей поведения, идет переоценка ценностей, которые дети и подростки могут фиксировать в своем сознании, что проявляется в изменении поведения. Гендерная социализация реализуется через усвоение индивидом содержания женской или мужской модели поведения, формирование системы потребностей, интересов и ценностных ориентаций, характерных для того или другого пола.
Сценарий родительства в сценарии жизни подростков
Особый интерес для нашего исследования представляет процесс формирования у подростков сценариев родительства, моделей поведения в семье и семейных ролей и влияние на этот процесс опыта, полученного в родительской семье. Именно на данном возрастном этапе происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую конфигурацию в результате отказа от одних и принятие других. На основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности подростка закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании представлений и социальных установок. Именно эти особенности подросткового возраста вызывают интерес для исследования сценария родительства, как одного из главных аспектов жизни.
В данном исследовании были использованы следующие методики: сценарный вопросник (Э.Берн); функционально-ролевая согласованность (С.В. Ковалев).
В исследование принимали ученики 10-11 классов в возрасте 16-17,5 лет, среди них 20 девушек и 20 юношей.
Результаты проведенной работы показали, что традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что у подростков проявляются гендерные стереотипы, и они овладевают разными навыками, основанными на их гендерной принадлежности. Они считают, что мужчины и женщины должны исполнять различные роли и обладать различными психологическими качествами. В результате они стремятся овладеть различными навыками, зависящими от их гендера, и, как следствие, могут оказаться плохо подготовленными к многообразным ролям, которые им, вероятно, придется исполнять в дальнейшем. Гендерные роли и основанное на половой принадлежности разделение труда способствует развитию навыков воспитания детей у девушек, но не у юношей. Следует отметить, что на неравномерное распределение домашних обязательств влияют особенности социализации, в результате чего, юноши не знают, как нужно делать уборку, готовить или обращаться с детьми. Ранний опыт социализации мог не позволить юношам овладеть навыками, необходимыми для выполнения домашних работ. Девушек просят делать больше работ по дому, чем юношей, и они значительно чаще занимаются приготовлением пищи, стиркой и уборкой. Кроме того, поскольку дети обращают больше внимания на модели, имеющие отношение к их полу, юноши не придают большого значения тому, что делает их мать, и не моделируют ее поведение. В результате они не усваивают более детализированные схемы домашних работ, которыми овладевают представительницы женского пола. Кроме того, проявляется тенденция у подростков к стремлению внесения примерно равного вклада в материальное благосостояние семейного союза, совместное ведение домашнего хозяйства, сообща принимать все важнейшие решения и в равной степени заниматься уходом за детьми и их воспитанием.
|
|
Роль родителей и сверстников в формировании автономии старших подростков
Актуальность и значимость проблемы становления автономии в подростковом возрасте обусловлена множеством факторов: это и социальные изменения, требующие большей инициативности, самостоятельности и самовыражения от личности, и теоретические основы психологии развития, определяющие развитие автономии одним из наиболее важных процессов в развитии подростка, а также неоднозначность самого теоретического конструкта автономии в современной науке. Традиционно в качестве референтной группы подросткового возраста, оказывающей на развитие подростка наибольшее влияние, указывают группу сверстников. Однако и роль родителей в процессе развития подростков нельзя недооценивать, особенно в процессе становления самостоятельности: развитие автономии в рамках детско-родительских отношений тесно связана с развитием автономии как личностного конструкта. Целью нашего исследования стало изучение связи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками с формированием автономии в подростковом возрасте. В качестве основной гипотезы выступило предположение, что процесс формирование автономии у подростков связан с такими сферами значимых отношений, как отношения с родителями и со сверстниками, но роли этих коммуникативных контекстов в формировании автономии подростка различны. Для изучения развития автономии подросткового возраста, основных характеристик детско-родительских отношений и особенностей отношений подростков со сверстниками мы использовали авторские методики «Опросник автономии» и «Аутосоциометрия» (модификация методики КОС), а также методики «Подростки о родителях» и «Взаимодействие ребенок-родитель» И.М. Марковской. В исследовании участвовали 109 подростков в возрасте 14-16 лет. В целом, полученные в результате корреляционного анализа данные подтвердили гипотезу о связи некоторых особенностей отношений с родителями и со сверстниками с уровнем развития автономии подростков. Так, развитие автономии подростков связано с такими характеристиками детско-родительских отношений, как директивность родителей и с враждебностью, испытываемой подростком во взаимодействии с родителями. Директивность родителей, то есть, командный стиль взаимодействия с ребенком, требования беспрекословного подчинения, наличие большого количества правил и требований как в семейных, так и в личных делах подростка связано с более низким уровнем формирования его автономии – особенно в когнитивном и поведенческом аспектах. Уровень становления автономии подростка также отрицательно связан со степенью контроля родителей. Особо чувствительным к чрезмерному контролю со стороны родителей оказались поведенческий и когнитивный аспекты автономии подростка. Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень опеки со стороны родителей, навязчивость и стремление контролировать подростка во всем – вплоть до мелочей, негативно сказываются как на общем уровне развития автономии подростка, так и особенно на операционально-технической сфере. Важно, однако, отметить, что полное отсутствие контроля нередко трактуется как дистанцированность родителя. В этом смысле интересна полученная в ходе анализа связь уровня поведенческой автономии и наличия сотрудничества родителя и подростка. Партнерские отношения, признание прав и достоинств как родителя, так и ребенка, включенность во взаимодействие – все это положительно сказывается на уровне развития автономии. С поведенческим аспектом автономии также отрицательно связана такая характеристика детско-родительских отношений, как враждебность: неудовлетворенность отношениями, ощущение постоянного порицания со стороны родителей не способствует развитию поведенческой автономии. Взаимодействие со сверстниками в подростковом возрасте является важной составляющей развития. От того, какие отношения устанавливаются, от характера общения и взаимодействия во многом зависит и формирование личности подростка в будущем. При изучении связи автономии подростка и особенностей взаимодействия со сверстниками были получены значимые связи уровня развития автономии и таких особенностей взаимоотношений со сверстниками, как тревожность, связанная с общением; взаимопомощь; общая оценка количества друзей; легкость установления первого контакта; ощущение эмоциональной поддержки со стороны друзей; общая самооценка «я как друг»; базовое доверие как общая характеристика дружелюбности в отношениях.
|