Психоаналитические теории агрессии




Психоаналитическое понимание агрессии отстает от многих других аспектов наших нормальных и клинических моделей психики. На венском конгрессе в 1971 году, на котором обсуждалась проблема агрессии, Анна Фрейд в заключительном слове высказала необыкновенно критическое отношение к теоретической работе в этой области:

"Он (конгресс) не смог устранить неясности, касающиеся статуса агрессии в теории влечений, или разъяснить некоторые насущные проблемы, такие как роль, играемая агрессией в нормальном инфантильном развитии; ее участие в различных инстанциях структуры психики; ее роль в формировании характера; ее роль в патогенезе неврозов, психозов, правонарушений, перверсий и т.д." (1972, с.163).

Психоаналитические теории агрессии поляризуются в вопросе естество/воспитание (nature/nurture). Некоторые рассматривают агрессию как врожденную часть конституции человека, инстинкт к разрушению человека (например, Фрейд, 1920, 1929; Кляйн, 1957; Кернберг, 1976). В этих формулировках агрессия является аннигилирующим присутствием в ребенке. Эта сила антижизни, антисамости; это скорее препятствие развитию Эго, нежели протест Эго против препятствий окружения. Как заметила Хайманн (1952), даже когда агрессия кажется реактивной, чрезмерная деструктивность человеческой агрессии показывает, что обстоятельства могут дать повод, но не причину для действия. Кернберг предлагает наиболее тонкую модель "врожденной деструктивности" (Кернберг, 1976, 1991a, b), рассматривая агрессию как влечение, синтезируемое из набора врожденных аффективных состояний (feeling states). Негативные аффективные состояния и связанные с ними проприоцептивные перцептивные переживания являются врожденными компонентами сложных аффектов, таких как ненависть, ярость и отвращение. Они, в свою очередь, интегрируются в структуру влечения агрессивности.

Другие теоретики рассматривают агрессию как реактивный и защитный феномен, провоцируемый в индивиде внешними обстоятельствами, которые различными способами приводят к фрустрации. Некоторые эго-психологи считают агрессию реакцией на конфликты, присущие процессу адаптации, реакцией на аффекты неудовольствия и депрессии (например, Хартманн, 1958; Бреннер, 1974, 1976, 1982). Мейснер и его коллеги считают, что агрессия мотивируется стремлением преодолеть препятствие (Буйе и др., 1983; Мейснер и др., 1987). Многие Британские Независимые психоаналитики считают, что жизненная сила (либидо) первична по отношению к агрессии, и таким образом инфантильная агрессия является частью здоровой борьбы против патологических взаимодействий (Фэйрберн, 1954; Гантрип, 1974; Винникотт, 1965). Балинт (1968) рассматривает агрессию как несоответствие между потребностью ребенка в абсолютной зависимости и откликом матери; ненависть, которая служит барьером, защищающим Эго от "людей, которые нас не любят" (Сазерленд, 1980). Для психологов самости агрессия является реакцией на нарциссическую угрозу, сигнал потенциального повреждения самости (Когут, 1977).

Большинство психоаналитиков, возможно, находят такую поляризацию взглядов мало приложимой к их работе, и скорее всего это четкое различие размывается в их частных, клинически ориентированных теориях (Сандлер, 1983). Из исследований развития очевидно, что взгляды на агрессию как врожденную либо реактивную являются частичными моделями. Младенцы действительно различаются по качествам темперамента, таким как раздражительность, которая может быть прямо связана с агрессией (Коган, 1989). С другой стороны, собранные в ходе лечения и наблюдения за детьми данные свидетельствуют, что ранняя депривация влияет на всех детей, но по разному. Некоторые становятся эмоционально дезадаптированными к жизни, другие в гораздо большей степени способны использовать ту поддержку, которая им предоставляется (например, Руттер и др., 1983; Мастен и Гармези, 1985; Эмд, 1988). Поддерживающее окружение (facilitating environment) важнее для детей со сложным темпераментом, возможно более агрессивных от природы, нежели для легких и отзывчивых младенцев (Скроуф и др., 1990). Окружение должно быть "достаточно хорошим" для данного ребенка.

В основном считается, что агрессия не является имманентно патологической и может быть частью здорового душевного состояния. Она оказывает проникающее воздействие на многие виды каждодневной деятельности, такие как профессиональное соревнование, юмор, спорт и фантазия. Она также может быть защитной, как прекрасно иллюстрируют Анна Фрейд и Дороти Берлингейм:

"Сэм (20 месяцев) мирно играл... когда неожиданно Ларри (19 месяцев) отнял его мяч. Сэм беспомощно взглянул на свои пустые руки и начал рыдать. Эдит (21 месяц) наблюдала эту сцену. Она поспешила к Ларри, ударила его, отнесла мяч обратно Сэму и гладила его по волосам, пока он не успокоился" (1944, стр. 573).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: