Сравнение основных понятий онтологии




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические указания и контрольные задания предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) при освоении программы дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии.

Основной целью данных методических рекомендаций является методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по специальности в части освоения студентами заочной формы обучения дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии.

Результатам освоения дисциплины является приобретение студентами следующих знаний и умений:

знать:

З.1 основные категории и понятия философии;

З.2 роль философии в жизни человека и общества;

З.3 основы философского учения о бытии;

З.4 сущность процесса познания;

З.5 основы научной, философской и религиозной картин мира;

З.6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З.7 о социальных и этнических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

уметь:

У.1 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

Студентам следует помнить, что все требования ФГОС СПО к результатам освоения учебной дисциплины и к его содержанию является обязательными для изучения и освоения. Содержание этих требований отражено в данных методических рекомендациях.

Приступая к изучению дисциплины, необходимо ознакомиться с её содержанием, уяснить объем, основополагающие вопросы, руководствуясь приведенным списком информационных источников. Учебно-методические материалы по дисциплине изучаются студентами в межсессионный период самостоятельно в соответствии с рабочими программами и графиком учебного процесса.

Согласно учебному плану студентами выполняется домашняя контрольная работа. Контрольная работа является одной из форм проверки и оценки усвоенных студентом знаний и умений, а так же средством самоконтроля. Выполнять её следует в соответствии с установленными учебным планом и графиком учебного процесса сроками сдачи. В этом случае, если по тем или иным причинам работа не будет зачтена, у студентов останется достаточно времени, чтобы выполнить рекомендации рецензента по устранению недостатков и представить ее в новом варианте на повторное рецензирование. Работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается и возвращается без оценки.

Для выполнения домашней контрольной работы необходимо:

- ознакомиться с общими вопросами организации и выполнения самостоятельной работы студентов заочной формы обучения;

- ознакомиться со структурой и содержанием данных методических указаний;

- выполнить все задания по всем пунктам.

Домашняя контрольная работа должна быть выполнена письменно, оформлена в соответствии с установленными требованиями и сдана на заочное отделение для проверки преподавателем.

В случае возникновения вопросов при изучении курса и подготовке контрольной работы студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю.

 

При выполнении контрольной работы необходимо

- записать тему и цели работы;

- на все вопросы дать письменные аргументированные ответы;

- дать письменные ответы на вопросы для самоконтроля.

 

 

Вариант № 3

Анализ философских воззрений

Н. Бердяева, В. Соловьёва и Ф. Достоевского

Сравнение основных понятий онтологии

Цели:

1. Научиться анализировать основные философские воззрения ярких представителей русской философии XX века Николая Бердяева, Владимира Соловьёва, Фёдора Достоевского.

2. Научиться ориентироваться в наиболее общих философских нравственных проблемах бытия, познания и смысла жизни, раскрываемых русскими философами.

3. Научиться различать базовые категории онтологии.

4. Научиться видеть основной философский смысл и специфику основных категорий онтологии, понимать и различать принципы диалектики.

5.Научиться анализировать материал первоисточников, критически осмысливать информацию, чётко и аргументировано излагать собственную точку зрения, приводя собственные примеры.

 

Задания:

1. Прочитайте внимательно отрывки из философских произведений русских мыслителей.

2. Дайте письменные аргументированные ответы на вопросы после текстов, опираясь на знания философских мировоззрений русских мыслителей, свой кругозор и жизненный опыт.

3. Заполните таблицы "Базовые категории онтологии" и "Законы диалектики".

4. Обдумайте вопросы для самоконтроля и ответьте на них письменно.

Литература:

1. Горелов А.А. Основы философии. -14-е изд. - М.: 2013. - с. 129- 131

2. Руденко А. М. Философия в схемах и таблицах: учеб. пособие / А.М. Руденко.- Изд. 2-е, испр. - Ростов н/ Д: Феникс, 2013. - с. 238- 241

3. Отрывки из произведений русских философов: Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931 г.; В.Соловьёв "Кризис западной философии"- Ростов н/Д, 1998г.; Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание", М., 1986 г.

4. Отрывки из произведений философов: Декарт. Начала философии// Избр. произведения. М., 1950. с. 428.

5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13.с. 6-7.

 

Последовательность выполнения работы:

Задание 1. Прочитайте и сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева, ответьте на вопросы.

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

«В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу …

Современные коллективы — не органические, а механические. Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия ».

 

1 Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

2. Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

3. Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком? (Николай Бердяев)

Задание 2. Познакомьтесь с отрывком из работы В. Соловьёва «Кризис западной философии» и ответьте на вопросы.

«Этот школьный характер остался и за новой философией, для которой невозможность иметь практическое значение вытекала прямо из ее задачи: определение общих основных начал сущего, вечной природы вещей и отношение ее к субъекту как познающему…

Очевидно, что и задача эта, и результат ее разрешения имеют исключительно теоретический характер, заключая в себе те вопросы, которые ставятся субъектом, как только познающим.

Но рядом с миром вечных и неизменных образов предметного бытия и познания существует другая, изменчивая действительность — субъективный мир хотения, деятельности и жизни человеческой. Рядом с теоретическим вопросом: что есть? Существует вопрос практический: что должно быть? То есть, чего мне хотелось, что делать, из-за чего жить?»

 

1. В чем, по мнению В. Соловьева, состоит заблуждение западной философии?

2. Чем, по его мнению, должна заниматься философия?

3. В чем отличие русской философии от западной, помимо указанного автором текста?

Задание 3. Прочитайте отрывок "Сон Раскольникова" из эпилога (философского итога) романа русского философа и писателя Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" и ответьте на вопросы.

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, – но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их голоса».


1. Что, исходя из текста, привело человечество к гибели?

2. Как вы думаете, что подразумевает писатель под этими "трихинами", что символизируют эти микроскопические существа, вселявшиеся в тела людей и делающие их "бесноватыми и сумасшедшими"?

3. Как этот сон Раскольникова соотносится с нашим временем, в чём актуальность идеи Достоевского?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: