Материально-техническое обеспечение.




ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Исполнитель: Лобанова Е.Е., слушатель курсов переподготовки «Коррекционная, клиническая психология»

Научный руководитель: Степанова О.П., заведующая кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

 

Магнитогорск 2019

 

Актуальность.

Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: «Почему?». Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно- нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого.Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

а) наличие позитивного образа “Я”, т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;

б) владение рефлексией, как средством познания себя;

в) наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.

Пояснительная записка.

Рабочая программа психокоррекционных занятий составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 года № 01/2540 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 видов Челябинской области на 2017-2018 учебный год»;

2. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерство образования и науки Российской Федерации»;

3. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2001г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога- психолога ОУ».

Цель программы – психологическая поддержка детей, имеющих различные уровни тревожности.

Задачи программы:

1. Снизить тревожность.

2. Усилить “ Я” ребёнка.

3. Актуализировать чувство страха.

4. Повысить психический тонус ребёнка.

5. Осуществить контроль над объектом страха.

6. Повысить уверенность в себе.

Общая характеристика курса:

Возрастной состав учащихся: 1 - 5 классы.

Количественный состав: групповая работа и индивидуальная работа. Численность группы учащихся не должна превышать 10 человек.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 10 часов.

Предполагаемый результат.

1. повышение уверенности в себе;

2. снижение тревожности;

3. снижение количества страхов;

4. улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок

Периодичность занятий: один раз в неделю.

Продолжительность занятий: 35 - 45 минут.

Принципы проведения занятий:

1. Системность и последовательность.

2. Индивидуально-дифференцированный подход.

3. Максимальное использование игровых методов обучения.

4. Психологическая безопасность.

Методические приемы.

1. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

6. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т. е. 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно - развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет). В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

Диагностический материал. Методика тревожности «Дерево» Лампен.

Стимульный материал. Карточки с цветами, раскраски.

Материально-техническое обеспечение.

Занятия психологической коррекции должны проводиться в специально оборудованном кабинете. Основные требования к кабинету:

1. Уютность, камерность обстановки (наличие коврового покрытия или ковра на полу; мягкой мебели (кресла, дивана); затемнение).

2. Возможность изменения среды (возможность перемещения мебели (столы и кресла); изменения освещения.

Оснащение и оборудование:

1. ТСО (магнитофон, аудиозаписи с релаксационной музыкой; видеоаппаратура).

2. Наличие раздаточного материала для коррекционных игр и упражнений.

3. Наборы цветной бумаги, карандашей, красок, фломастеров, бумаги для рисования, ножницы т.п.

 

 

Тематическое планирование

Тема Задачи Содержание Кол-во часов
  Здравствуйте, это я!   Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление. “Росточек под солнцем” “Доброе утро…”. “Что я люблю?” “Качели” “Угадай по голосу” “Лягушки на болоте” “Художники – натуралисты”.  
  “Моё имя”   Раскрытие своего “Я”, формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости. “Росточек под солнцем” “Узнай по голосу” “Моё имя” “Разведчики” Рисование самого себя “Доверяющее падение”  
  “Настроение” Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим “Росточек под солнцем” “Возьми и передай” “Неваляшка” “ Превращения” “ Моё настроение” “Закончи предложение” “Пружинки”  
  “Я готов” Осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов “Росточек под солнцем” “Злые и добрые кошки” “На что похоже моё настроение?” “Ласковый мелок” “Угадай, что спрятано в песке?” “Автопортрет”  
  “Наши страхи”   Стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка “Росточек под солнцем” “Петушиные бои” “Расскажи свой страх” “Чего я боялся, когда был маленьким?” “Чужие рисунки” “Дом ужасов”  
  “Я больше не боюсь”   Преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения “Росточек под солнцем” “Смелые ребята” “Азбука страхов” “Страшная сказка по кругу” “На лесной полянке” “Прогони Бабу – Ягу” “Я тебя не боюсь”  
  “Волшебный лес” Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе “Росточек под солнцем” “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д “Лягушки на болоте” “Неопределённые фигуры” “Тропинка” “Волшебный лес” “Доверяющее падение”  
  “Сказочная шкатулка”   Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности “Росточек под солнцем” “Сказочная шкатулка” “ Конкурс боюсек” “Принц и принцесса” “Придумай весёлый конец” “Волшебные зеркала”  
  “Волшебники” Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия “Росточек под солнцем” “Путаница” “ Кораблик” “ Кони и всадники” “Волшебный сон” “Волшебники” “ Горячие ладошки”  
  “Солнце в ладошке” Освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих. “Росточек под солнцем” “Неоконченные предложения” “ Баба- Яга” “ Комплименты” “В лучах солнышка” “Солнце в ладошке”  

Приложения к программе

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: