Соната для фортепиано № 14, cis-moll, («Лунная»).




О названии…

 

Соната известна под названием «Лунная» Сам композитор такого названия не давал – оно закрепилось за произведением с лёгкой руки немецкого писателя и музыкального критика Людвига Рельштаба. Он, Людвиг, «увидел», в I части «лунный свет над Фирвальдштетским озером». Название прижилось, хотя выказывалось немало возражений. Вот одно из них – оно принадлежит Антону Рубинштейну. Он утверждал, что трагичность I части и бурные чувства финала совершенно не соответствуют меланхоличности и «кроткому свету» пейзажа лунной ночи.

        Рубинштейн Антон Григорьевич (1829- 1894) русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог 2-ой половины 19 века   «Лунный свет требует в музыкальном изображении чего-то мечтательного, меланхолического, задумчивого, мир­ного, вообще нежно светящего. Первая же часть сонаты cis-moll трагическая с первой до послед­ней ноты (на это намекает и минорный лад) и та­ким образом представляет подернутое облаками небо — мрачное душевное настроение. Последняя часть бурная, страстная и, следовательно, выра­жающая нечто совершенно противоположное крот­кому свету. Только маленькая вторая часть допускает минутное лунное сияние...»   .

Тем не менее, название «лунной» сохранилось до наших дней — оно позволило одним поэтическим словом обозначить столь любимое слушателями произведение, не прибегая к указанию опуса, номера и тональности.

Из истории появления…

Существует мнение, что соната № 14 посвящена тогда ещё юной ученице Бетховена графине Джульетте Гвиччарди. Композитор был влюблён в неё и лелеял надежду жениться на ней. Но Джульетта предпочла Бетховена другому. Композитор тяжело пережил этот удар судьбы. Любовь к Гвиччарди не сделала счастливым Бетховена, но подарила миру одно из прекраснейших произведений композитора – сонату № 14 до-диез минор.
   

О «Лунной» сонате…

Данная соната была обозначена Бетховеном как «Sonata quasi una fantasia, что означает с итальянского языка - «в духе фантазии». Данный замысел позволил Бетховену нарушить традиционную последовательность частей классической сонаты: «быстро - медленно - быстро». Соната развивается «линейно»: от медленной первой части к бурной четвёртой.

Рассмотрим кратко каждую часть!

I часть. Adagio sostenuto.

I часть открывается октавными аккордами в левой руке и триольными фигурациями в правой. Мелодия проходит в основном в правой руке на фоне остинатных триолей (примечание: остинато это многократное повторение в музыкальном произведении какого-либо мелодического или только ритмического, порой и гармонического оборота). Часть триолей исполняется pianissimo, достигая в кульминации лишь mezzo forte.

Это adagio sostenuto до сих пор производит огромное впечатление на слушателя. Произведение было очень популярно и при жизни Бетховена, что несколько раздражало самого композитора, который как-то заметил своему ученику Карлу Черни: «конечно, я написал вещи и получше».

II часть. Allegretto.

II часть представляет собой довольно обычное скерцо и трио, момент относительного спокойствия перед бурным финалом. Она написана в ре-бемоль мажоре. Динамически здесь доминирует пиано, однако яркие сфорцандо и противопоставления форте-пиано придают музыке достаточно жизнерадостный общий характер.

III часть. Presto agitato.

Финал, который снова звучит в тональности «до диез минор» написан в сонатной форме, и это наиболее развернутая часть сонаты. Для этой части характерно: сочетание сложных хроматизмов и очень быстрых акцентированных арпеджио, активное использование сфорцандо. Использование этих средств создают ощущение очень мощного звучания всей части.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: