О названии…
Соната известна под названием «Лунная» Сам композитор такого названия не давал – оно закрепилось за произведением с лёгкой руки немецкого писателя и музыкального критика Людвига Рельштаба. Он, Людвиг, «увидел», в I части «лунный свет над Фирвальдштетским озером». Название прижилось, хотя выказывалось немало возражений. Вот одно из них – оно принадлежит Антону Рубинштейну. Он утверждал, что трагичность I части и бурные чувства финала совершенно не соответствуют меланхоличности и «кроткому свету» пейзажа лунной ночи.
![]() | Рубинштейн Антон Григорьевич (1829- 1894) русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог 2-ой половины 19 века «Лунный свет требует в музыкальном изображении чего-то мечтательного, меланхолического, задумчивого, мирного, вообще нежно светящего. Первая же часть сонаты cis-moll трагическая с первой до последней ноты (на это намекает и минорный лад) и таким образом представляет подернутое облаками небо — мрачное душевное настроение. Последняя часть бурная, страстная и, следовательно, выражающая нечто совершенно противоположное кроткому свету. Только маленькая вторая часть допускает минутное лунное сияние...» . |
Тем не менее, название «лунной» сохранилось до наших дней — оно позволило одним поэтическим словом обозначить столь любимое слушателями произведение, не прибегая к указанию опуса, номера и тональности.
Из истории появления…
Существует мнение, что соната № 14 посвящена тогда ещё юной ученице Бетховена графине Джульетте Гвиччарди. Композитор был влюблён в неё и лелеял надежду жениться на ней. Но Джульетта предпочла Бетховена другому. Композитор тяжело пережил этот удар судьбы. Любовь к Гвиччарди не сделала счастливым Бетховена, но подарила миру одно из прекраснейших произведений композитора – сонату № 14 до-диез минор. | ![]() |
О «Лунной» сонате…
|
Данная соната была обозначена Бетховеном как «Sonata quasi una fantasia, что означает с итальянского языка - «в духе фантазии». Данный замысел позволил Бетховену нарушить традиционную последовательность частей классической сонаты: «быстро - медленно - быстро». Соната развивается «линейно»: от медленной первой части к бурной четвёртой.
Рассмотрим кратко каждую часть!
I часть. Adagio sostenuto.
I часть открывается октавными аккордами в левой руке и триольными фигурациями в правой. Мелодия проходит в основном в правой руке на фоне остинатных триолей (примечание: остинато это многократное повторение в музыкальном произведении какого-либо мелодического или только ритмического, порой и гармонического оборота). Часть триолей исполняется pianissimo, достигая в кульминации лишь mezzo forte.
Это adagio sostenuto до сих пор производит огромное впечатление на слушателя. Произведение было очень популярно и при жизни Бетховена, что несколько раздражало самого композитора, который как-то заметил своему ученику Карлу Черни: «конечно, я написал вещи и получше».
II часть. Allegretto.
II часть представляет собой довольно обычное скерцо и трио, момент относительного спокойствия перед бурным финалом. Она написана в ре-бемоль мажоре. Динамически здесь доминирует пиано, однако яркие сфорцандо и противопоставления форте-пиано придают музыке достаточно жизнерадостный общий характер.
|
III часть. Presto agitato.
Финал, который снова звучит в тональности «до диез минор» написан в сонатной форме, и это наиболее развернутая часть сонаты. Для этой части характерно: сочетание сложных хроматизмов и очень быстрых акцентированных арпеджио, активное использование сфорцандо. Использование этих средств создают ощущение очень мощного звучания всей части.