Большой Царскосельский дворец - шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната.
Царское Село — это пригород Санкт-Петербурга, его южная окраина. Царское Село в 1937 году стало именоваться город Пушкин. Пушкин (Царское Село) входит в состав Пушкинского района Санкт-Петербурга. Государственный музей-заповедник «Царское Село» знаменит Царскосельским лицеем, в котором учился А.С.Пушкин, великолепным Екатерининским дворцом с уникальной Янтарной комнатой и Александровским дворцом. Ансамбль «Царского Села» включает парки: Екатерининский, Александровский, Баболовский, Отдельный. Царское Село в 2015 году отметило 305 лет со дня своего основания.
Становление Царского Села как императорской резиденции связано с образом императрицы Екатерины I. Изначально усадьба в июне 1710 года была подарена Петром I своей будущей жене Екатерине Алексеевне, которая преобразила ее в каменные палаты из 16 светлиц с небольшим регулярным парком в голландском стиле. Современный Екатерининский дворец – это стиль позднего русского барокко. Этот облик он приобрел при императрице Елизавете Петровне благодаря перестройке архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1752-1756).
Работы длились четыре года и 325 метровый величественный дворец, названный Екатерининским в память о ее матери – первой русской императрице Екатерине I, предстал перед потрясенными иностранными гостями.
Дело двигалось медленно и мучительно: архитектор строил, ломал, снова строил. Так продолжалось почти до самой кончины императрицы Елизаветы, которая часто наведывалась сюда.
Екатерина Вторая, новая владелица Большого Царскосельского дворца, наблюдая за бесконечной перестройкой, писала: "Завтра ломали то, что сделано было сегодня. Шесть раз дворец был разрушен до основания и вновь отстроен, прежде чем доведен до состояния, в каком находится теперь".
|
Но когда работа наконец завершилась, восторгаться действительно было чем. Все разрозненные части нового здания под рукой гениального мастера превратились в грандиозное целое с двумя изогнутыми циркумференциями - служебными корпусами. Парадный двор между ними зодчий окружил с трех сторон кованой решеткой, созданной мастерами на Сестрорецком заводе; решетку украсили Золотые ворота, названные так из-за обилия золоченых деталей. С северной стороны к дворцу примкнула домовая церковь, увенчанная изящным пятиглавием; южное крыло, симметричное храму, завершалось куполом со шпилем.
В роскошных росписях, инкрустациях залов и пышных интерьерах апартаментов жили, устраивали балы и маскарады, принимали иностранных послов, отмечали юбилеи все императоры России. Эти залы помнят легкую поступь грозной Екатерины Великой. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили проводить в стенах Екатерининского дворца не только летнее, но и зимнее время. Екатерининский дворец имеет еще одно название «Большой Царскосельский дворец». В 2016 году признанный шедевр мировой архитектуры Екатерининский дворец в Царском Селе отметил свой 260-летний юбилей.
Построенный на декоративных контрастах и световых эффектах шикарный архитектурный образ Екатерининского дворца дополняют золотые купола церкви Воскресения Христова (1750 годы архитектор Б.-Ф. Растрелли, 1860 годы архитектор А. Видов). Тысячи посетителей ежедневно приходят сюда, чтобы самим увидеть и полюбоваться на это творение человеческих рук и идеи венценосных владельцев, воплощенные гением архитекторов. Необычайно торжественный и нарядный вид придают Екатерининскому дворцу цвета небесной лазури огромное количество белоснежных пилястр, колонн, огромных окон, а также вызолоченные скульптурные фигуры, лепнина и бесчисленное множество резных украшений на фасаде дворца.
|
Не менее великолепным, чем фасады, было внутреннее убранство дворца. Золоченая лепнина, колонны, статуи, саксонский фарфор, янтарь, бархат, штоф... Архитектор разместил вход и парадную лестницу не в центре дворца, а в южном крыле. Прежде чем попасть в анфиладу парадных залов, уходящих в бесконечность, гости оказывались в антикамерах - особых помещениях, где ожидали официального приема.
Знакомство с внутренним убранством Екатерининского дворца начинается с Мраморной Парадной лестницы. Ее создали в 1860 году по проекту архитектора И.Монигетти. Огражденные резной балюстрадой широкие ступени из белого мрамора в окружении завораживающего объема воздуха и света устремляются с двух сторон к средней площадке и от нее четырьмя маршами взбираются на второй этаж к дворцовым покоям. Величественная атмосфера дворца продолжается в изыске залов «Золотой» анфилады. Парадные комнаты второго этажа соединены резными золочеными порталами-дверями, которые образуют уходящую в бесконечность анфиладу.
|
Большой (Тронный) зал – главное место в «Золотой» анфиладе.
От такого объема золота захватывает дух! «Светлая галерея» Тронного зала площадью 860 кв. метров имеет вытянутую форму и охватывает всю ширину дворца. Легкие колоннады зрительно увеличивали и без того немалую (семиметровую) высоту помещения. Тронный зал словно соткан из обрамленных золоченой резьбой бесчисленных окон и зеркал, создающих эффект прозрачности, легкости и перспективы с Екатерининским регулярным парком. Стекло тогда стоило дорого, да и тепло в северном климате следовало беречь, поэтому окна обычно делали небольшие и редко расположенные. Растрелли же спроектировал огромные оконные проемы, оставив между ними лишь узкие простенки с зеркалами в золоченных рамах. Перед ними зажигались свечи; многократно отражаясь в зеркалах и на поверхности блистающего наборного паркета, они создавали иллюзию бесконечного пространства; казалось, стены сотканы из воздуха.Свод Тронного зала украшает плафон «Триумф России», кисти художника Д. Валериани, изображавший бездонное небо и аллегорию державы в окружении крылатых гениев науки и искусства, а паркет блестит наборным рисунком. Стеклянные двери величавого Тронного зала приводят туристов в три Антикамеры. Белая Парадная столовая, Зеленая и Малиновая столбовые, Портретный зал, Картинный зал, Кавалерская столовая, Китайская Голубая гостиная – все в Екатерининском дворце восхищает взор, и будто оказываешься в мире иллюзий.
Янтарная комната (кабинет) – самые известные апартаменты Большого Екатерининского дворца, входящие в анфиладу парадных залов.
Часть янтарных мозаик была изготовлена в начале 18 века в Пруссии, подарена Петру I, а в 1755 году перенесена в Царское Село. Стены были украшены наборными панелями из разных сортов янтаря. Известный минералог академик А.Е. Ферсман назвал эту комнату восьмым чудом света. Выполненные в 1709 г. в Пруссии по проекту А. Шлютера, эти янтарные панно были преподнесены Петру Первому в качестве дипломатического дара от короля Фридриха Вильгельма Первого. Янтарные панно сначала украсили стены Зимнего дворца, а потом их перенесли в Царское Село. Растрелли, монтировавшему Янтарную комнату, не хватило янтаря: дворцовая зала оказалась слишком высока, и он вставил в облицовку стен яшмовые флорентийские мозаики.
Хрупкие янтарные составляющие панно требовали особого бережного обращения и ухода. Во время войны это и сыграло в судьбе Янтарной комнаты роковую роль. Для наилучшего сохранения комнату во время эвакуации не тронули, она была оставлена в Екатерининском дворце. Гитлеровцы вывезли её в Кенигсберг. В годы войны Янтарная комната бесследно исчезла.
В октябре 1941 г. фашисты, захватив Царское Село, переправили драгоценные панно в Кенигсберг, и следы этого шедевра затерялись.
Мастера Царскосельской янтарной мастерской, начиная с 1982 г. трудившиеся над воссозданием великолепной Янтарной комнаты, завершили свой труд к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году.
Здесь все было сделано с нуля. В едином тандеме сошлись научные достижения, творчество декораторов, талант резчиков по камню и мастерство художников. Шесть тонн янтаря сотворили чудо и превратили Янтарную комнату в ювелирный шедевр. Для работы использовался калининградский янтарь, который обрабатывали по специальной технологии. Теперь возрожденная Янтарная комната вновь доступна для посещений. Ну, а где затерялся оригинал? Тайна пока остается нераскрытой. Легенды и мифы об ее экспонатах ходят до сих пор.
Екатерининский парк
Прогулка по Екатерининскому парку Царского Села – это экскурсия в имперское прошлое России. Разнообразие стилей садово-паркового искусства менялось в зависимости от времени, моды и вкусов его венценосных хозяев. Регулярный парк перед Екатерининским дворцом в стиле французских регулярных садов с разбитыми партерами – ранний памятник Царскосельского ландшафта.
Императорские и усадебные дворцы всегда создавали в единстве с садами и парками. Ф.Н. Жирар, приехавший в Россию еще при Петре Первом, проработал в Царском Селе вместе с Растрелли более 10 лет, занимаясь садами "петербургской Армиды"... Петр Первый считал парк символом государства, в котором правитель - садовник, а регулярность есть свидетельство порядка. По голландскому образцу вокруг дворца густо посадили деревья и кустарники. Фигурно подстриженные растения образовали "зеленые кабинеты", каждый со своей темой; крытые аллеи и переходы соединили симметрично расположенные пруды. Строгую геометрию оживляли беломраморные и позолоченные статуи.
Планировка регулярного парка заканчивается у Грота и Камероновой галереи. В парадных подъездах и аллеях регулярного парка гостей встречают бюсты богов и мраморные статуи античности. Императрица Елизавета Петровна в середине 18 века повелела оформить парк 60 статуями. Скульптуры «Галатея» и «Амфитрида» стали неотъемлемой частью Царскосельского паркового ансамбля.
Фантазия и упорство зодчего Растрелли воздвигла в парке бирюзовый павильон «Эрмитаж», напоминающий сказочную золотую игрушку.
Словно вычерченные по линейке, коридоры Старого парка вели от затейливого и пышно украшенного Эрмитажа - павильона, возведенного Растрелли на небольшом островке, - к огромному искусственному пруду. Эрмитаж считается одним из самых своеобразных сооружений барокко.
В конце главной аллеи на одной линии с Эрмитажем вырос еще один, не менее замечательный павильон - Монбижу (фр. "моя драгоценность"). Разобран в начале 19 в.
На берегу царскосельского Большого пруда был построен павильон "Грот" - обязательная принадлежность любого дворцового парка 18 в., а также другие прихотливые и изысканные "садовые затеи".
При Екатерине II создавался парк в английском пейзажном стиле. Новые павильоны в классическом стиле дополнились неповторимыми пейзажами с декоративными мостиками, романтическими каскадами, системой каналов, Китайской деревней, Скрипучей беседкой. Здесь появилось гидротехническое сооружение Большое озеро – пруд, берега которого украсили Турецкая баня и Мраморный мост, Адмиралтейство. Павильон «Зал на острову» и Чесменская колонна со скульптурой орла архитектора А. Ринальди (1776 год) украшают середину Большого пруда.
Перестраивала она и сам дворец - по своему вкусу и по новой моде, которую диктовал классицизм. К дворцу добавили Церковный и Зубовский флигели, возвели Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий сад и Камеронову галерею. А в 1792-1800 гг. для будущего императора Александра Первого по проекту Джакомо Кваренги был построен Александровский дворец.
Зимний дворец (1754-1762)
В 1754-1762 годах Растрелли строит главную резиденцию русских императоров — Зимний дворец. Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Дворец — вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца.
На работы было ассигновано 859555 рублей, что по тому времени была сумма крайне скромная для такого проекта. И, тем не менее, автору и его помощникам удалось подчеркнуть богатство и разнообразие декора Зимнего дворца. Над его строительством трудились около четырех тысяч человек. Удалось собрать лучших мастеров со всей страны. Ныне Дворцовая площадь и Александровский сад были покрыты шалашами, в которых жили рабочие. Дворец получился, как и задумали, не похожий на другие.
В плане грандиозный комплекс представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Здание поражает и своими масштабами. Внутри него 1050 парадных и жилых залов площадью 46 тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, составляет почти два километра. Вся система внешних украшений была призвана подчеркивать небывалую по тем временам высоту здания. Это впечатление усиливалось за счет расположенных в два яруса колонн.
Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников — все способствует созданию трехмерного пространства и насыщает фасад такой динамической силой, что дальнейшее её нагнетание грозит переходом в статичность. Вместе с тем Зимний дворец геометрически четок в своем плане. А все его четыре фасада, наружных и дворовых, решены в едином архитектоническом ключе. И в этом сочетании заданной строгости и нагнетенной до предела динамики ощущается некая противоречивость, скрытая и, может, до конца не осознанная борьба нового художественного мировоззрения с барочными традициями, преодолеть которые архитектор не мог.
Его фасады оформлены с присущим Растрелли разнообразием, каждому из которых зодчий дал своеобразную трактовку. Сильно выступающие крылья обращенного к Адмиралтейству западного фасада образуют парадный двор. Такое же архитектурное решение было дано зодчим восточному торцу дворца, скрытому зданием Малого Эрмитажа. Северный фасад, обращенный к Неве, богато декорирован двухъярусными белыми колоннами, создающими эффектную игру светотени. Главный – южный фасад, ориентированный на Дворцовую площадь, прорезан тремя въездными арками. Светло-зеленая окраска стен выгодно контрастирует с белизной колонн. Декоративность здания усиливается прихотливыми изгибами сложных карнизов и многообразными наличниками окон. В их композицию включены головки амуров, львиные маски, причудливые завитки, характерные для стиля барокко. 176 скульптурных фигур на крыше, чередуясь с вазами, оживляют силуэт дворца, подчеркивая динамику его форм.
Фасады оформлены непрерывным ритмическим членением стен выступами и отступами, колоннами с эффектными капителями.
Особо акцентированы углы здания, обработанные колоннами, собранными в пучки. Все это создает впечатление чрезвычайно богатой пластической разработки стены, которая воспринимается как многослойная, пульсирующая в вечном движении структура. Торжественность, великолепие, парадное назначение здания подчеркнуты архитектором с помощью всего орнаментально-декоративного богатства барокко. Растрелли использует весь диапазон архитектурного декора, составляющего специфику его стиля: колонны, полуколонны, пилястры, кариатиды, атланты, картуши, разнообразные наличники, мощно раскрепованные фронтоны и антаблементы. Особенно красивы протяженные фасады дворца — один, тянущийся вдоль стальной глади Невы, и другой, раскрывающийся на Дворцовую площадь.
Планировка внутренних помещений и здесь следует принципу бесконечной парадной анфилады, характерному для стиля барокко и применяемому Растрелли во всех его сооружениях. Интерьеры Зимнего перестраивались многократно и особенно после разрушительного пожара в 1837 году. О внутренних работах Растрелли можно составить представление по блистательной Иорданской лестнице и убранству дворцовой церкви.
Дворцу был придан тот внешний вид, который сохранился до настоящего времениВ 1762 году работы были завершены, Но пожить в этом роскошном творении архитектуры Елизавете не пришлось.
6 апреля того же года Император Петр III переезжает на жительство в Зимний дворец. Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.
Но и Петру III не пришлось долго наслаждаться красотой Зимнего дворца. В 1763 году в него уже въезжала Екатерина II, возвратившись из Москвы после коронации. К ее приезду были завершены отделки всех внутренних помещений дворца со всеми имеющимися в нем украшениями.
К концу XVIII в. во дворце насчитывалось до 1500 комнат, среди которых по особой роскошной отделке и собранным здесь произведениям искусства нужно выделить такие залы как: романовская галерея, содержащая собрание портретов Государей дома Романовых, начиная с Михаила Федоровича. Георгиевский зал, в котором стоит золотой трон, с большим императорским гербом, вышитым золотом на красном бархатном фоне.
Зал украшен мраморными колоннами и шестью великолепными люстрами, и многие другие залы. Во дворце был создан и зимний сад, с большими деревьями – тропическими и северными.
Свое завершение Зимний дворец приобрел в царствование императора Николая I (1825-1855). Внук великой Екатерины II и младший брат царя Александра I, Николай вступил на престол, жестоко подавив восстание 14 декабря 1825 года – первое организованное выступление против царизма. Вся дальнейшая политика его царствования была направлена на укрепление могущества и авторитета самодержавной власти. Став хозяином Зимнего дворца, Николай для поднятия престижа главной императорской резиденции отдает распоряжения по расширению парадной части дворца. Прежде всего, он осуществляет задуманную еще Александром I идею создания во дворце портретной галереи в память о победе над Наполеоном. Еще в 1819 году из Англии был приглашен живописец Джордж Доу, которому было поручено написать портреты всех русских генералов – участников кампаний 1812-1815 годов. Доу, которому помогали русские живописцы А.В.Поляков и В.А.Голике, написал 332 портрета тех, кто был еще жив, и тех, кого уже не было в живых и кого он писал по сохранившимся прижизненным изображениям. В 1826 году известный петербургский архитектор К.И.Росси построил в Зимнем дворце галерею длиной 55 м, где разместили написанные портреты. Так был создан уникальный памятник воинской славы России – Военная галерея 1812 года.
Практическая работа: зарисовка фигур-обманок 18 века.
Самостоятельная работа. Просмотр документальных фильмов по Интернету:
Смольный монастырь (из цикла "Прогулки по Петербургу");
Царское Село (из цикла "Красуйся, град Петров!");
Зодчий Б.Ф. Растрелли. Зимний дворец из цикла "Красуйся, град Петров!").