Большой дворец (Петергоф)




Елизаветинское барокко

Бартоломео Франческо Растрелли (1701-1771)

Большой Петергофский дворец

Собор Воскресения Христова Смольного монастыря

Екатерининский дворец в Царском Селе

Зимний дворец

Стилистические черты архитектуры этого времени: главенство дворцов и храмов; понимание красоты как богатства и пышности; преобладание чувства над разумом. Стремление «оживить» мертвую материю (обильное включение скульптуры в систему несомых и несущих элементов, «скульптурность» орнаментов и чисто архитектурных деталей). Вольное обращение с ордерной системой. «Уничтожение» плоскости стены («волнующаяся» поверхность фасадов). Бесконечные «прорывы» - двери, окна, зеркала в интерьерах. Влияние французского классицизма на специфику русского барокко: в протяженности парков, фасадов дворцов, анфилад интерьеров; в господстве прямых линий в планах зданий.

Большой дворец (Петергоф)

Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах по проекту И. Браунштейна, Ж. Б. Леблона, а затем Н. Микетти.

Был перестроен (1745—1752) Елизаветой по модели Версаля (арх. Ф. Б. Растрелли) в так называемом стиле зрелого барокко.

Является частью Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

 

Центром петергофского Дворцово-паркового ансабля является Большой дворец, стоящий на краю естественной террасы высотой 16 м у Финского залива на границе Нижнего парка и Верхнего сада.

Большой дворец связан в одно целое с Большим каскадом.

Дворцовый фасад развернулся почти на 300 м вдоль края гряды, обработанной террасами.

 

1 этап постройки: 1715-1725 гг., архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

 

2 этап постройки: 1740-1755 гг., архитектор Ф.Б. Растрелли.

 

Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк.

"Раскинув крылья" над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков.

В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников.

Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.

В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли.

Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение.

С поставленной задачей Растрелли справился блестяще.

Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом.

Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью.

Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство.

Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

Центральная часть дворца - трехэтажная, с крышей сложной конфигурации в стиле барокко.

 

Высота ее 17 м. Крыша увенчана золотой вазой.

На фронтоне центральной части фасада - рельефный щит с монограммой Петра I, обрамленные военными доспехами, под императорской короной.

Центральная часть фасада переходит в симметричные трехэтажные ризалиты с более низкой крышей.

Орнаментальный декор выделяет окна второго этажа. Балконы подчеркивают три парадных входа северного фасада.

Кованые решетки балконов с вензелями Петра и Елизаветы дополняют отделку.

Стены, окрашенные в желтый цвет, оживлены белыми пилястрами и рельефными украшениями из светлого пудожского камня.

Симметрично по отношению к центральной части здания расположены Церковный и Гербовый корпуса.

Они имеют золоченые фигурные купола, увенчанные фонариками и луковицами.

Грани куполов украшены золочеными гирляндами пальмовых листьев.

Купол Гербового корпуса завершен вращающимся флюгером в виде трехглавого орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах.

Орел выполнен так, чтобы с любой точки воспринимался как двуглавый.

Центральный купол пятиглавого церковного корпуса увенчан православным крестом, высота - 27 м.

Одноэтажные двусветные галереи с вазами на балюстрадах связывают основную часть дворца с флигелями.

Южный фасад дворца, обращенный к старой Петергофской дороге, решен в традиционных формах русской усадебной архитектуры.

Это П-образный объем, флигели которого образуют границы внутреннего двора.

На черновых набросках, сделанных Петром I, видны следы этого дворового пространства, ограниченного каналами для отвода воды.

На фронтоне со стороны Верхнего сада изображена голова богини весны Флоры среди цветов и орудий земледелия.

Южный фасад дворца как бы охватывает Верхний сад.

Дворцом пользовались только в летнее время.

Помещения первого этажа отводились для придворных и знатных гостей.

Во втором этаже находились парадные залы, гостиные и жилые покои царской семьи.

Во второй четверти XVIII в. дворец перестал отвечать роскоши и блеску русского двора.

Елизавете Петровне Петергоф обязан роскошной перестройкой Большого дворца.

В 1745 г. начался второй период истории здания, связанный с именем арх. Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), сына итальянского скульптора Карло Растрелли.

 

1740-1755 гг.

 

 

Архитектор сохранил в укрупненном масштабе первоначальную композиционную схему.

Дворец по-прежнему состоял из средней части, галерей и боковых корпусов.

Прибавились лишь крылья, обращенные к Верхнему саду.

Объемы здания и протяженность фасадов значительно увеличились.

Первоначальные петровские палаты Растрелли расширил, повысил на один этаж и включил в объем нового центрального корпуса с фигурной кровлей.

Вместо скромных флигелей возвел пятиглавую церковь и корпус с гербовым куполом.

В обработке фасадов Растрелли использовал мотивы декора петровских палат - пилястры, русты, кованные решетки, но изменил рисунок капителей, картушей и рельефный орнамент деталей.

 

К проектам перестройки и расширения Верхних палат Растрелли приступил в конце 1740 г.

Растрелли планировал повысить на один этаж центральный объем здания.

По обе стороны от него создать одноэтажные галереи, которые с востока должны были завершиться церковным корпусом, а с запада - "корпусом под гербом".

В первоначальном проекте оба боковых корпуса имели по одной луковичной главке, поставленной на восьмигранный купол.

Позже Растрелли выполнил новый вариант проекта дворца, где симметрия в решении боковых корпусов была сознательно нарушена, и церковь получала традиционное русское пятиглавое завершение.

Кроме того, по проекту Растрелли были возведены два глубоко вдающиеся в Верхний сад флигеля.

В западном, трехэтажном разместились Парадная лестница и Танцевальный зал, а в восточном, имевшем два этажа, - жилые покои.

Не закончив разработку генерального плана реконструкции дворца, по требованию двора Растрелли вынужден был приступить к работам.

Однако несвоевременный и недостаточный отпуск средств, отсутствие материалов значительно задерживал строительство.

Галереи и земцовские корпуса разобрали.

Оставили только "петровские палаты" и включили их в здание нового Большого дворца.

Площадь дворца была увеличена, к нему были пристроены два флигеля.

В церковном корпусе была придворная церковь Петра и Павла, а "корпус под гербом" предназначался для размещения официальных гостей, приезжавших в Петергоф.

Вдоль всего северного фасада дворца тянется анфилада парадных залов, гостиных и жилых комнат, которая начиналась в западной части здания Аванзалом (ныне Чесменским) и заканчивалась в его восточной части Голубой (Большой) гостиной.

 

Ось анфилады с обеих сторон завершается окнами, что создает впечатление бесконечной протяженности.

Главную роль в убранстве интерьеров Большого дворца играла деревянная золоченая резьба.

Особое место в декоративном убранстве залов занимала живопись.

В интерьерах, созданных Растрелли, достаточно большую роль играли зеркала и наборные паркеты.

Отделка Большого дворца была закончена в 1755 г.
К 1755 г. строительство Большого дворца была завершено.

Здание приобрело торжественный облик в стиле елизаветинского барокко.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим.

В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса.

По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке.

В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским.

 

С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

 

Гг.


С первых дней Великой Отечественной войны начались работы по эвакуации коллекций музеев Петергофа, и в частности Большого дворца.

За короткий период времени небольшому коллективу сотрудников пришлось проделать огромную работу: определить предметы, подлежащие эвакуации в первую очередь, снять со стен живописные полотна, образцы декоративных тканей, упаковать фарфоровые и фаянсовые сервизы, хрусталь, люстры. Частично была снята со стен кабинета Петра I дубовая резьба Н. Пино.

 

Часть музейного имущества - громоздкая мебель, большие фарфоровые вазы, некоторые живописные произведения, ковры, предметы из бронзы - была спрятана в подвалах Большого дворца.

Все ценные наборные паркеты дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка.

Мебель была укрыта.

Работы по эвакуации музейных ценностей велись до последнего часа, когда бои уже шли на окраинах города.

Катастрофические потери понесли дворцы Петергофа.

Из 31 511 единиц хранения, стоявших перед войной на учете в петергофских дворцах, было эвакуировано 14 500 единиц, считается утраченным 16 700, удалось вернуть лишь 250 предметов. 60 % из эвакуированного - документы и фотоматериалы.

Из Большого дворца вывезено лишь 22% предметов искусства и 13% книг.

Из более чем 4000 предметов, составлявших до войны коллекцию Большого дворца, удалось вывезти более 2000.

Спасенные ценности были укрыты в подвалах Исаакиевского собора.

55 вагонов с экспонатами были отправлены в Сарапул и Горький, затем в Новосибирск.

 

Во время оккупации Петергоф был в особом положении.

Он был превращен фашистами в особо укрепленный пункт.

На третий день после его захвата жители были выселены.

Свидетелей не было.

Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в Церковный флигель в день захвата города и немцы запретили людям тушить пожар.

Горел три дня, сгорела часть дворца.

Потом дворец был полностью разграблен (из воспоминаний главного хранителя музеев Петергофа М. А. Тихомировой).

В огне погибли деревянная золоченая резьба, живописные плафоны, наборные паркеты.

С сентября 1941 по конец января 1944 г. пригороды Ленинграда находились в зоне оккупации.

19 января 1944 г. советские войска освободили Петергоф.

В это время была взорвана центральная, петровская часть дворца.

Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и кровлей стоял Большой дворец.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: