Предприятий
Как показано в аналитическом обзоре Н.И. Ивановой, в 1990-х г.г. инновационной деятельностью (по результатам опросов) занимались от 52 до 76% предприятий при устойчивой тенденции повышения количества декларирующих себя инноваторами к концу периода. В том числе от 31 до 46% респондентов занимались товарно-продуктовыми инновациями и от 15 до 33% технологическими[5].
В целом это свидетельствует об определенном перевесе модели «рыночного вызова» по сравнению с моделью «технологического толчка» в 1990-х г.г.
По данным за первое полугодие 2002 г., 84% инновационно-активных отечественных предприятий определили проводимые ими инновации как товарно-продуктовые, а 77% сочли, что они занимаются инновациями, повышающими их конкурентоспособность (что представляется не слишком информативной классификационной характеристикой)[6].
Доля принципиально новой продукции составляла в 1999 г. 9,5% продаж инновационно-активных продаж, 70% которых было сосредоточено в четырех отраслях: химической, пищевой, машиностроительной, металлургической.
Необходимо отметить, что приведенная выше самооценка инновационности отечественными предпринимателями многократно превышает результаты оценки инновационности отечественных предприятий по методике OESD, согласно которым в России было обнаружено 5,6% инновационных предприятий в 1995 г. и 10,6% в 2006 г. Утешает не только факт почти двукратного роста инновационных предприятий, определенных по жестким международным критериям, но и то, что в соответствии с принципом самореализующихся пророчеств предприятия, считающие себя инновационными, т.е. по крайней мере, понимающие важность инновационной деятельности, имеют хорошие шансы стать таковыми на самом деле.
|
Представление о видах инновационной активности на отечественных предприятиях дает структура затрат на инновационную деятельность, определенная по методике ЦИСК- OESD:
· исследования и разработки – 15%;
· приобретение машин и оборудования – 48%;
· приобретение новых технологий – 8%;
· проектно-конструкторские работы – 10%;
· приобретение патентов и лицензий – 1%;
· приобретение программных продуктов – 3%;
· обучение и подготовка персонала – 1%;
· маркетинговые исследования – 2%;
· другие виды инновационной деятельности – 12%[7].
В.П. Семенов приводит следующую группировку предприятий по значениям показателя инновационности (отношение затрат на НИОКР к продажам) в начале текущего десятилетия:
· более половины предприятий – менее 5%;
· 10% предприятий – 5-8%;
· 33% предприятий – более 8%[8].
Что касается источников финансирования инновационной деятельности на отечественных предприятиях, то 90-94% составляли собственные средства. Это хорошо согласуется с оценками 1990-х г.г., которые приводит Н.И. Иванова, отмечая, что вклад бюджетов всех уровней в финансирование инновационной деятельности предприятий в конце прошлого десятилетия не превышал 6%.
В целом на основании этого краткого обзора можно констатировать, что инновационная деятельность в российской промышленности отличается от таковой в передовых зарубежных странах не тенденциями, а масштабами, которые по нашему мнению, будут неизбежно расти в процессе модернизации промышленности и экономического роста.
|
Заключение
В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.
Список литературы
1. Вачугова Д.Д. «Курс менеджмента», Феникс, 2003 г.
|
2. Гончаров В.И., «Менеджмент», Месанта, 2003 г.
3. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М., 2002.
4. “Менеджмент организации”. Под ред. д.э.н.,проф. Румянцевой З.П., д.э.н.,проф. Соломатина Н.А., М. ИКФА-М, 2004г.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. “Основы менеджмента”. Пер. с англ. М.”Дело”, 2000г.
6. Морозов Ю.П. “Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений”, Н. Новгород, 2001г.
7. “Новая технология и организационные структуры”. Под ред. Пиннигса, А. Бьютандяма. Пер. с англ., М. “Экономика”, 2003г.
8. “Основы управления персоналом”. Под ред. проф. Б.М. Генкина, М. “Высшая школа”, 1999г.
9. Российская экономика: финансовая система / Под ред. В.В. Герасименко и Д.Э. Городецкого. М., 2000.
10. Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. Спб., 2003
11. Хучек М. “Инновации на предприятиях и их внедрение”, М. “Луч”, 2004г.
12. «Инновационная деятельность в промышленности» - М.В. Грачева: Москва, 2002;
13. «Менеджмент организации» - учебное пособие под редакцией З.П. Румянцевой, Москва – ИНФРА-М, 2005;
14. «Инновационный менеджмент». Под редакцией И.В. Афонина, Москва, Гадарики, 2005.
15. Завлин П.П. и др. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. - СПб., 2005.
16. Макаркин Н.Р., Шаворина Л.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. - Саратов: 2001.
[1] В.И. Гончаров Менеджмент. Месанта - 2003г.
[2] Морозов Ю.П. “Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений”, Н. Новгород, 2001г.
[3] «Инновационный менеджмент». Под редакцией И.В. Афонина, Москва, Гадарики, 2005.
[4] Д.Д. Вачугова. Курс менеджмента. Феникс 2003г.
[5] Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М., 2002.
[6] Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. Спб., 2003
[7] Российская экономика: финансовая система / Под ред. В.В. Герасименко и Д.Э. Городецкого. М., 2000.
[8]Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. Спб., 2003