Параметры инновационной деятельности отечественных




Предприятий

 

Как показано в аналитическом обзоре Н.И. Ивановой, в 1990-х г.г. инновационной деятельностью (по результатам опросов) занимались от 52 до 76% предприятий при устойчивой тенденции повышения количества декларирующих себя инноваторами к концу периода. В том числе от 31 до 46% респондентов занимались товарно-продуктовыми инновациями и от 15 до 33% технологическими[5].

В целом это свидетельствует об определенном перевесе модели «рыночного вызова» по сравнению с моделью «технологического толчка» в 1990-х г.г.

По данным за первое полугодие 2002 г., 84% инновационно-активных отечественных предприятий определили проводимые ими инновации как товарно-продуктовые, а 77% сочли, что они занимаются инновациями, повышающими их конкурентоспособность (что представляется не слишком информативной классификационной характеристикой)[6].

Доля принципиально новой продукции составляла в 1999 г. 9,5% продаж инновационно-активных продаж, 70% которых было сосредоточено в четырех отраслях: химической, пищевой, машиностроительной, металлургической.

Необходимо отметить, что приведенная выше самооценка инновационности отечественными предпринимателями многократно превышает результаты оценки инновационности отечественных предприятий по методике OESD, согласно которым в России было обнаружено 5,6% инновационных предприятий в 1995 г. и 10,6% в 2006 г. Утешает не только факт почти двукратного роста инновационных предприятий, определенных по жестким международным критериям, но и то, что в соответствии с принципом самореализующихся пророчеств предприятия, считающие себя инновационными, т.е. по крайней мере, понимающие важность инновационной деятельности, имеют хорошие шансы стать таковыми на самом деле.

Представление о видах инновационной активности на отечественных предприятиях дает структура затрат на инновационную деятельность, определенная по методике ЦИСК- OESD:

· исследования и разработки – 15%;

· приобретение машин и оборудования – 48%;

· приобретение новых технологий – 8%;

· проектно-конструкторские работы – 10%;

· приобретение патентов и лицензий – 1%;

· приобретение программных продуктов – 3%;

· обучение и подготовка персонала – 1%;

· маркетинговые исследования – 2%;

· другие виды инновационной деятельности – 12%[7].

В.П. Семенов приводит следующую группировку предприятий по значениям показателя инновационности (отношение затрат на НИОКР к продажам) в начале текущего десятилетия:

· более половины предприятий – менее 5%;

· 10% предприятий – 5-8%;

· 33% предприятий – более 8%[8].

Что касается источников финансирования инновационной деятельности на отечественных предприятиях, то 90-94% составляли собственные средства. Это хорошо согласуется с оценками 1990-х г.г., которые приводит Н.И. Иванова, отмечая, что вклад бюджетов всех уровней в финансирование инновационной деятельности предприятий в конце прошлого десятилетия не превышал 6%.

В целом на основании этого краткого обзора можно констатировать, что инновационная деятельность в российской промышленности отличается от таковой в передовых зарубежных странах не тенденциями, а масштабами, которые по нашему мнению, будут неизбежно расти в процессе модернизации промышленности и экономического роста.

 


Заключение

 

В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирмы. Управление должно поспевать за изменениями, реально происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке и технике, является инновационный потенциал управления, который формируется в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.

 


Список литературы

 

1. Вачугова Д.Д. «Курс менеджмента», Феникс, 2003 г.

2. Гончаров В.И., «Менеджмент», Месанта, 2003 г.

3. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М., 2002.

4. “Менеджмент организации”. Под ред. д.э.н.,проф. Румянцевой З.П., д.э.н.,проф. Соломатина Н.А., М. ИКФА-М, 2004г.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. “Основы менеджмента”. Пер. с англ. М.”Дело”, 2000г.

6. Морозов Ю.П. “Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений”, Н. Новгород, 2001г.

7. “Новая технология и организационные структуры”. Под ред. Пиннигса, А. Бьютандяма. Пер. с англ., М. “Экономика”, 2003г.

8. “Основы управления персоналом”. Под ред. проф. Б.М. Генкина, М. “Высшая школа”, 1999г.

9. Российская экономика: финансовая система / Под ред. В.В. Герасименко и Д.Э. Городецкого. М., 2000.

10. Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. Спб., 2003

11. Хучек М. “Инновации на предприятиях и их внедрение”, М. “Луч”, 2004г.

12. «Инновационная деятельность в промышленности» - М.В. Грачева: Москва, 2002;

13. «Менеджмент организации» - учебное пособие под редакцией З.П. Румянцевой, Москва – ИНФРА-М, 2005;

14. «Инновационный менеджмент». Под редакцией И.В. Афонина, Москва, Гадарики, 2005.

15. Завлин П.П. и др. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. - СПб., 2005.

16. Макаркин Н.Р., Шаворина Л.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. - Саратов: 2001.


[1] В.И. Гончаров Менеджмент. Месанта - 2003г.

[2] Морозов Ю.П. “Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений”, Н. Новгород, 2001г.

[3] «Инновационный менеджмент». Под редакцией И.В. Афонина, Москва, Гадарики, 2005.

[4] Д.Д. Вачугова. Курс менеджмента. Феникс 2003г.

[5] Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М., 2002.

 

[6] Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. Спб., 2003

[7] Российская экономика: финансовая система / Под ред. В.В. Герасименко и Д.Э. Городецкого. М., 2000.

[8]Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве: теория и методология. Спб., 2003



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: