Эстонское национальное пробуждение




Содержание

Введение

. Эстонское национальное пробуждение

. Детство и юность Фридриха Рейнхольда Крейцвальда

. Общественная деятельность Ф.Р. Крейцвальда

. Эпос "Калевипоэг"

. "По следам Калевипоэга"

. Заключение

. Источники

 


Введение

В начале 1990-х годов известный деятель эстонской культуры, дирижер международного уровня Эри Класс в одном из своих интервью высказал мысль, что "единственно конвертируемым товаров Эстонии" стабильно остается культура. И, действительно, в любых, даже самых тяжелых и неблагоприятных исторических обстоятельствах, под властью сменявших друг друга иноземных правителей, национальная культура неизменно оставалась тем, что помогало эстонскому народу выжить и сохранить свое лицо. В то же время история с неопровержимостью подтвердила справедливость и другого высказывания, принадлежащего выдающемуся эстонскому поэту XX века Густаву Суйтсу, "Оставаясь эстонцами, станем и европейцами", звучащего особенно актуально ныне, когда Эстония уже вступила в Европейский Союз.

 


Эстонское национальное пробуждение

Возвращаясь к началу XIX века, отметим прежде всего колоссальное значение для всего культурного развития Эстонии восстановления в Тарту университета в 1802 году (под названием "Императорский Юрьевский университет"). Хотя языком обучения в нем - вплоть до 1880-х годов- был только немецкий, здесь училось и небольшое число выходцев из среды коренного эстонского населения. Именно университету суждено было стать не только проводником прогрессивных западноевропейских идейных и культурных влияний (Просвещения, Великой Французской революции с ее идеалами "свободы, равенства и братства", немецкого романтизма "бури и натиска"), но и колыбелью эстонского национального пробуждения. Под национальным пробуждением (rahvuslik ärkamine), следует понимать процесс, способствовавший возникновению у эстонцев после столетий иноземного ига чувства национального самосознания, реабилитации родного языка и фольклора как основы возрождения национальной культуры.

В Тартуском университете в середине 1820-х годов сформировалась группа молодых эстонских интеллигентов, которым в дальнейшем довелось сыграть решающую роль в национальном пробуждении эстонцев (здесь очевидно прослеживается параллель с национальным пробуждением финнов, латышей, литовцев, словаков, болгар и других "окраинных" малых народов Европы, хоть и происходившим у разных этносов с интервалами плюс-минус полстолетия, но в пределах общей исторической эпохи перехода от феодализма к капитализму). Идеи европейского рационализма и просветительства, порожденный Французской революцией дух свободы, равенства и братства затронули и их мы умы и души, в литературном же плане молодые эстонские интеллигенты оказались особенно восприимчивы к идеям прогрессивного немецкого романтизма (Гете, Шиллера и др.).

Нельзя не отметить, что знакомы были они и с трудами просветителей из числа прибалтийских немцев (Меркеля, Петри и др.). Хотя ко времени образования этого кружка эстонских интеллигентов (во главе которого встал Ф.Р. Фельман и активное участие в котором принял молодой Ф.Р. Крейцвальд) крепостное право в Эстляндии и Лифляндии и было де-юре отменено, но нерешенными оставались вопросы освобождения крестьян де-факто, связанные с владением землей.

Что особенно важно-крестьянский вопрос оборачивался одновременно и национальным вопросам (эстонцы даже сами называли себя maarahvas - " крестьянский народ"). Первейшая задача заключалась в том, чтобы у этого народа после семисот лет пребывания под иноземным гнетом чувство национального самоуважения и достоинства. И для этого надо было прежде всего возродить родной язык, поднять его на уровень литературного языка и доказать всему миру, что эстонский язык не только имеет право на существование, но и пригоден для создания подлинных эстетических ценностей. Материал же для пробуждения эстонского национального самосознания эти молодые просветители (опираясь во многом на идеи И.Г. Гердера) стали черпать в богатейших традициях устнопоэтического творчества своего народа. Отсюда интерес Ф.Р. Фельмана и Ф.Р. Крейцфальда к народным преданиям о Калевипоэге (Сыне Калева), из которого вырос целенаправленный план воссоздания эстонского национального эпоса и возвращения его родному народу в высокохудожественной поэтической форме.

Собственно период национального пробуждения эстонцев и относится к 1830-50-м годам и связан в первую очередь с деятельностью Фельмана и Крейцвальда. Однако этому способствовали и другие деятели культуры начала 19 века в Эстонии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: