Детство и юность Фридриха Рейнхольда Крейцвальда




В ходе исторического развития у каждого народа появляются свои великие люди, заслуженно пользующиеся всенародным уважением. В истории эстонского народа к числу таких людей принадлежит выдающийся писатель, просветитель и основоположник эстонской национальной литературы Фридрих Рейнгольд Крейцвальд. Родился Крейцвальд в 1803 году в Кадрина (Вирумаа) в семье крепостного сапожника. Уже в дни раннего детства в мызе Каарли и в годы учения в Раквере (1815-1818) Крейцвальд познал тяжелую жизнь угнетенного народа, к которому он и сам принадлежал, народа, томившегося в крепостничестве или "освобожденного" от земли. Крейцвальд видел жестокое насилие помещиков над крестьянами: на его глазах крестьян наказывали розгами, подвергали пыткам. Люди, окружавшие будущего писателя, испытывали постоянную нужду и голод, изнывали под игом непосильного подневольного труда.

Впечатление детства и юности сыграли важнейшую роль в формировании мировоззрения Крейцвальда. Немалое значение в становлении писателя имело и его знакомство с устным поэтическим творчеством порабощенного народа. Работники мызы пересказывали Крейцвальду народные предания и пели песни, из уст слуги Каарлиской мызы Котлеба он узнавал легенды о Калевипоэге, в которых отражались мечты и чаяния народа о новой счастливой жизни. Здесь родилось длившееся всю жизнь увлечение Крейцвальда фольклором.

Учась и работая в Таллинне (1819-1824), молодой Крейцвальд много и с увлечением читал. С тех пор и литература стала одним из важных факторов формирования его мировоззрения. Вопреки желанию своих преподавателей, и даже назло им, Крейцвальд знакомится с передовой немецкой литературой. В своей автобиографии он пишет о том, как уже в годы учебы в Таллинне читал такое выдающееся произведение, как " Разбойники" Фр. Шиллера. По всей вероятности, "Разбойники" были не единственным, а одним из многих прогрессивных произведений, которыми увлекался Крейцвальд. Что могло дать чтение такой литературы для развития взглядов будущего писателя? Небезынтересно вспомнить, что Фр. Энгельс охарактеризовал "Разбойников" Шиллера как произведение о великодушном молодом человеке, который объявил открытую войну всему обществу. Это была литература, которая учила протесту против земных и небесных владык и их религиозной морали, против сословного неравенства. Чтение такой литературы не только развивало литературный вкус Крейцвальда, но и воспитывало в нем борца за народное дело.

К двадцатым годам относятся первые литературные опыты Крейцвальда: он переводит стихи немецких классиков Шиллера и Гете. Его привлекает поэзий "бури и натиска".

К началу учебы в Тартуском университете (1826-1833) у Крейцвальда уже проявился сознательный интерес к художественной литературе и фольклору. Отметим, что собиранием и изучением сокровищ устного народного творчества он занимался с четырнадцатого возраста.

В Тартуском университете Крейцвальд не ограничивался тем, что готовил себя к медицинской профессии, он стремился получить здесь возможно более широкие и многосторонние знания. Крейцвальд учился в университете в годы тяжелой реакции, последовавшей за восстанием, декабристов, когда царское правительство и балтийское дворянство ревностно стремились в зачатке заглушить университет, который, по свидетельству великого Пирогова, "пользовался большой славой в России", а по словам крупного ученого Бэра, был "истоком света", в рассадник мрака "православия, самодержавия и народности" (читай - шовинизма. - Э.С.), как того хотел реакционный министр просвещения Уваров.

Тартуский университет и в то время оставался верен идеям передовой науки, деятельность его возглавляли крупные ученые с мировыми именами. Любознательный Крейцвальд жадно тянулся к знанию. Изучая естественные науки и медицину, он в то же время серьезно занимался вопросами литературы и фольклора. Следует отметить, что на формирование взглядов Крейцвальд в этой области большое влияние оказали лекции профессора - Моргенстерна по классической филологии, эстетике и риторике, которые направляли его на путь научного изучения письменного и устного творчества и, в частности, эпоса. Таким образом, увлечение Крейцвальда литературой обретает научную направленность.

К любимым книгам Коейцвальда в то время относятся лучшие произведения передовых немецких писателей: Гердера, Гете, Шиллера и Лессинга. Они, вероятно, оказали большое влияние на будущего писателя. Читая антологию устного народного творчества Гердера ("Stimmen der Võlker in Liedern"), Крейцвальд знакомился с фольклором многих народов, в том числе и с русским фольклором. Читая "Фауста Гете, он был захвачен гениальным произведением, которое Пушкин сравнивал с "Илиадой".

Можно с уверенностью утверждать, что, вдохновленный идеями передовой немецкой литературы, движением "бури и натиска", Крейцвальд научился вести борьбу за социальную справедливость, научился ненавидеть тиранию, протестовать против сословного неравенства. Например, у Гердера он почерпнул мысль о том, что устное поэтическое творчество является основой литературы, у Гете учился использовать в литературных произведениях фольклор и достижения передовой науки своего времени.

Однако немецкое литературное движение "бури и натиска" отнюдь не было последовательным. Его представители не видели ясно путей окончательного преодоления социального неравенства, не находили в современном им немецком обществе силы, на которую можно было бы опереться и которая была бы в состоянии уничтожать отживший феодальный строй. Поэтому их "бунт против действительности" страдал неопределенностью, и действующие лица их произведений, потеряв надежду, нередко кончали жизнь самоубийством (вспомним, например, "Страдания молодого Вертера" Гете - любимую книгу юного Крейцвальда). "Даже самые лучшие и самые сильные умы народа, - говорил Ф. Энгельс о тогдашних передовых немецких писателях, - потеряли всякую надежду на будущее своей страны".

Крейцвальд сам вышел из среды закабаленного крепостничеством и борющегося против угнетения народа. Он ценил жизнеутверждающую активную силу героев народной поэзии, большое влияние оказали на него прогрессивные идеи Фельмана. Все это позволило ему преодолеть ограниченность мировоззрения своих немецких литературных учителей, приводившую к отчаянию и потере надежды. Важнейшим источников оптимизма как Фельмана, так и Крейцвальда была неисчерпаемая жизненная сила народных масс, отразившаяся в фольклоре.

Большую роль в формировании Крейцвальда сыграло распространение передовых антикрепостнических идей. Крейцвльд был знаком с антикрепостническими работами немецких и прибалтийских литераторов - просветителей Меркеля и Петри. Важно также и то, что молодость Крейцвальда совпала со временем распространения освободительных декабристских идей. Достаточно вспомнить, что Т. Бок в 1818 году выступил с требованием отмены крепостного права и ограничения царского произвола, что в произведениях писателей - декабристов А.А. Бестужева "Поездка в Ревель" (1821) и В.К. Кюхельбекера "Адо" (1824-1825) нашли отражение бедственное положение эстонского крестьянства и борьба эстонцев против немецких завоевателей. Сам Крейцвальд накануне декабрьского восстания жил и работал в Петербурге.

В годы учебы в университете, а возможно и ранее, Крейцвальд познакомился с творчеством Пушкина, Грибоедова и другими важнейшими произведениями передовой В годы учебы в университете, а возможно и ранее, Крейцвальд познакомился с творчеством Пушкина, Грибоедова и другими важнейшими произведениями передовой русской литературы: в то время преподаватель русского языка Ф. Бунге издавал специальный ежегодник, знакомивший читателей с русской литературой и искусством. Все это приобщало Крейцвальда к русской передовой общественной мысли, к русской литературе, которая была прочно связана с освободительным движением народа.

Под влиянием указанных выше факторов Крейцвальда уже в самом начале своей общественной деятельности был убежден в том, что сила, на которую следует опираться - крестьянские массы. Он пришел к мысли, что для масс необходимо создать истинно народную литературу. Это и стало с самого начала основной задачей общественной деятельности Крейцвальда.

Можно с уверенностью утверждать, что Крейцвальд не был только врачом, когда, окончив в 1833 году университет с дипломом третьей степени, переселился в Выру и приступил там к медицинской практике: в этом интеллигенте, вышедшем из среды крепостных, уже тогда определились черты будущего талантливого писателя, который сделал целью своей жизни борьбу за интересы трудовых масс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: