Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века




Учитель:В эпоху создания централизованного государства в русском обществе многое изменилось. Складывались большие группы людей – сословия. Самым знатным из них было сословие крупных вотчинников – служилых князей и бояр – родовитая знать. Большинство служилых князей отличалось высокомерием – они не хотели забывать те времена, когда их предки ничем не уступали по своей силе и власти московским князьям. Эти представители знати претендовали на то, чтобы занимать руководящие позиции в государстве. Чтобы ограничить их самостоятельность, не упустить из рук земель, московский государь запрещал служилым князьям продавать свои владения. Не очень-то допускал он их к важнейшим государственным делам.

Ученый-архивариус: Гораздо большую роль в них играло московское родовитое боярство. Это были члены семей, на которые издавна опирались московские князья, усиливая свою власть. К ним относились роды Мурзы-Чета (родоначальника Плещеевых), Фёдора Кошки (родоначальника Романовых и Шереметьевых), роды Головиных, Морозовых и многие другие. В условиях централизованного государства положение служилых князей и бояр во многом сблизилось. Все они находились на службе у государя, владели своими землями как вотчинами. Каждый из них был обязан участвовать в защите государства, выставляя отряды в «государево войско». Князья и бояре гордились своим отличием от простонародья и всячески это подчёркивали. Жили в высоких хоромах с «расписными теремами», одевались в платья из шёлка и бархата, ели на золотой, серебряной и стеклянной (в то время очень редкой) посуде. Занятия физическим трудом были не в чести у родовой знати. Не случайно в моду вошла одежда, в которой можно было двигаться только «степенно» - неторопливо, с достоинством, без резких движений. Таким же был и образ жизни московской знати. День начинался с заутренней молитвы в церкви. Потом боярин шёл на государеву службу (в Думу, приказ, избу наместника). После обедни (церковной службы и трапезы) следовал обязательный послеобеденный сон, а потом возвращение к делам до захода солнца.

Учитель: Залогом сильной центральной власти, расширения границ была армия. Но сил, которые могли выставить хозяева вотчинных владений, недоставало. Стремясь создать боеспособную армию, московские князья стали со временем всё больше опираться на войска, в которых служили дворяне. Это были как представители знатных, порой потерявших свои владения, родов, так и совсем простые люди. Среди служилых людей могли оказаться даже самые обычные слуги великих князей – конюхи, псари, ключники. За военную службу государство давало дворянам земли, населённые крестьянами. Например, после присоединения Новгорода к Москве более тысячи новгородских бояр и купцов потеряли свои прежние владения. Они были переданы московским служилым людям.

Государство, как говорили тогда, «испомещало» дворян на земле, поэтому новых землевладельцев стали называть помещиками. По первому зову государя они обязаны были оставить свои усадьбы и явиться в войско, имея коня, всё необходимое оружие и доспехи, а также отряд воинов. Помещики, в отличие от западноевропейских феодалов, не были полными хозяевами своих владений. Поместья запрещалось продавать, передавать наследникам. За нерадивую службу государь мог лишить помещика его земли. В положении родовой знати – служилых князей и боярства – и дворян было много общего. И те, и другие не считались полноправными собственниками своих владений – хозяином земли в государстве был великий князь. Землевладельцы находились у него на службе. Сами они урожай не собирали и коров не пасли – занимались военным делом и государственным управлением. Но при этом помещик, в отличие от вотчинника, прекращая службу, терял и землю. К тому же родовитая знать, в отличие от дворян, играла в государственных делах гораздо более видную роль.

В Российском государстве высшее положение занимали служилые землевладельцы-вотчинники (князья и боярство) и помещики (дворянство).

Православное духовенство. В эпоху образования Российского государства большинство представителей ещё одного сословия – духовенства – поддерживало московских князей, стремившихся объединить страну. Церковь помогла Ивану III успешно решить эту важную историческую задачу. Само духовенство делилось на приходских священников, монахов и церковных иерархов (епископов, митрополитов). Духовенство было неоднородно. Его низшие слои – приходские священники (попы и диаконы) – были близки к своим прихожанам: они выбирались приходом (часто из простых горожан и земледельцев), жили на его доходы, заводили семью. Обособленной группой было монашество. Монашеские обеты мог дать любой человек, если его принимал монастырь и настоятель (игумен) совершал над ним обряд пострижения. Именно из монашеской среды, как правило, выбирались высшие церковные иерархи (епископы и митрополит). При этом многие из них были представителями знатных княжеских и боярских родов.

Руководители церкви считали, что по своему положению в обществе они не уступают князьям. Ведь религиозные идеи полностью определяли в то время отношение человека к окружающему миру. Но великий князь не желал никому уступать своего первенства. Порой это приводило к ссорам. Однажды, например, митрополит и великий князь поспорили из-за того, как проводить крестный ход во время освящения нового собора.

Ученый-археолог: Жители российских городов. В эпоху образования Российского государства росли города и находившиеся возле крепостных стен торгово-ремесленные посады. Увеличивалось городское население. Наиболее крупными центрами ремесла были Москва, Новгород, Тверь и Смоленск, где жили представители десятков ремесленных специальностей. Например, новгородские летописи упоминают плотников, серебряников, портных; тверские – бронников, ткачей, мясников. Ремесленники селились в слободах, которые получали название по их специальности. В Москве появились Таганная, Кузнецкая, Овчинная слободы, местности Котельники, Кошели, Старые Кожевники.

С конца XV века стало развиваться литейное дело – производство пушек (колокола начали лить намного раньше). В Москве на реке Неглинной был устроен государев Пушечный двор. Самая древняя из сохранившихся до наших дней пушек была сделана в 1488 году мастером Яковом. В начале XVI века литейный мастер Пётр изготовил колокол весом в пять с половиной тонн. На специальных Денежных дворах начали чеканить монеты Российского государства. Почти во всех городах существовали рынки, или торжки (торговые ряды). Возле них стояла обычно церковь Параскевы Пятницы, которую считали покровительницей рыночной площади. Особенностью жизни посадских людей было то, что многие из них занимались и сельским трудом. Внутри города между ремесленными слободами и торговыми площадями находились пашни, огороды. По утрам со дворов на пригородные луга выгоняли коров и коз. Вдоль заборов расхаживали куры и гуси.

Учитель:Разные группы горожан сильно отличались по своему положению. Почти все посады и отдельные слободы располагались на чёрных землях. Их жители несли повинности – тягло в пользу великого князя, то есть государства. Они платили налоги и выполняли некоторые работы (строительство крепостных стен, подвоз провианта армии). При этом над основной массой тяглого посадского населения резко возвышались богатые купцы. Торговля приносила сказочные доходы. Купеческие палаты были разукрашены не хуже боярских. В их каменных подклетах ломились от «злата и серебра» окованные железом дубовые сундуки. В рабочих светлицах лежали пудовые книги с записями купленных и проданных товаров. Но не все посадские жители несли тягло. Городские служилые люди – воротники (стража воротных башен), пушкари – были освобождены от повинностей. Особенно много их было в городах-крепостях «засечных черт» на южных границах. Некоторыми ремесленными слободами владели монастыри, бояре. Их жители несли повинности в пользу своих владельцев, а не в пользу государства. Они были как бы «обелены» - освобождены от тягла, за что их поселения называли «белыми слободами». Сословие посадских людей состояло из купцов, тяглых и белых ремесленников, городских служилых людей.

Крестьянство и казачество. Основную массу населения Российского государства составляли простые крестьяне. Благодаря их упорному труду, смекалке развивалось сельское хозяйство. Продолжалась выкорчевка леса, осваивались новые земли. В центральной части страны почти не осталось территорий, где не трудились бы крестьяне. В XV веке в некоторых районах земледельцы перешли к трёхполью. Некоторые сочетали земледелие с занятием промыслами. Крестьяне добывали руду и выплавляли из неё железо, работали на «варницах» - на специальных сковородах выпаривали на огне соль. До многих уголков страны изделия городских ремесленников не доходили, поэтому крестьянки пряли нить, ткали, шили одежду. «Мужики» умели точить сапоги, плести лапти и корзины, строить избы и сараи. Их одежда была проста и свободна, а основной пищей служили караваи ржаного хлеба, капустные щи, овсяные, пшённые, гороховые каши.

По-прежнему значительная часть крестьян жила на чёрных землях, которые считались государственной собственностью. Земледельцы несли тягло в пользу государства. Постепенно увеличивалось и число владельческих крестьян, живших в дворянских поместьях, боярско-княжеских и монастырских вотчинах.

Нуждаясь в военных слугах, государство всё больше чёрных земель раздавало дворянам-помещикам. Став владельческими, местные крестьяне должны были теперь нести повинности в пользу новых хозяев. Прежде всего, в усадьбу помещика свозили натуральный оброк – часть собранных хлебов, приплода от скота и домашней птицы. Но дворянину для приобретения коня и оружия нужны были деньги – он требовал также уплаты денежного оброка.

В вотчинах и поместьях земля делилась на владение крестьянской соседской общины и собственно хозяйское, «барское», поле. Обработка этой земли является теперь не только старинной обязанностью холопов, но и новой повинностью крестьян. Так появляется барщина – несколько дней в неделю крестьянин обрабатывает хозяйскую землю.

Крестьяне по-прежнему сохраняли право переходить с одного земельного владения на другое, меняя хозяина. По обычаю, такие переселения проходили осенью, после окончания полевых работ. Судебник 1497 года установил единый для всей страны срок перехода – за неделю до Юрьева дня (праздник святого Георгия – 26 ноября) и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить хозяину за проживание на его земле (пожилое). Тем самым была ограничена свобода земледельцев, начался процесс их прикрепления к земле.

Многие из крестьян в поисках лучшей жизни устремились на южные и восточные границы страны. Сюда же, спасаясь от непосильного государева тягла, бежали и некоторые горожане. Перебравшись за «засечные черты» на Великий Дон или Волгу, они считали себя свободными людьми – «казаками». Здесь, на «ничьей земле» между Московским государством, Великим княжеством Литовским и осколками Золотой Орды, их уже не могли достать ни помещики, ни государевы дьяки, ни боярские тиуны. Переселенцы, осваивая новые территории, занимались рыболовством, охотой, хлебопашеством. Но чаще всего, собираясь в отряды, они совершали набеги на земли соседних государств – захватывали торговые караваны, освобождали пленников. Во главе отрядов вольных казаков вставали выбранные на вечевых сходах атаманы. Некоторые атаманы поступали на военную службу к Российскому государству – их отряды охраняли границы от разорительных набегов степняков. Таких казаков называли служилыми. Так формировалось казачество – новое сословие российского общества.

В Российском государстве постепенно оформлялось несколько сословий. Самым многочисленным из них было крестьянство. Ему принадлежала главная роль в хозяйстве страны. Опору государственной власти составляли крупные землевладельцы, а также духовенство. Росло число горожан – ремесленников и купцов, формировалось новое сословие – казачество.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: