За всё это время он жил то ли в ближних городишках, то ли в дальних, то ли в Крыму, например. Появлялся и в Петербурге, и в Москве, НО скрытно. На люди днем не показывался, с прежними знакомыми не встречался. Замкнулся. Играл по ночам в карты, выигрывал и проигрывал, днем высыпался. Или рубил дрова кому-нибудь, чтобы заработать копейки. Или служил временно (у князя Голицына, например, который был в опале: отстранен от военной службы и отсиживался в своем имении) служил у него дядькой-нянькой для мальчиков. Или в других богатых семьях. Или разбирал библиотеку в доме графа Румянцева в Крыму – несколько месяцев. Но обычно нигде долго не задерживался (месяц-два – и уезжал дальше «бродить по свету»).
И всюду, если кто-то изкультурных людей вдруг вспоминал, что слышал что-то о нём, - убеждал, что «ВСЁ ЭТО у ж е В ПРОШЛОМ», давно уже не пишет, надоело, обленился и, в общем-то, «совсем не работает голова что-то в этом направ-лении; вот детишек люблю больше всего на свете – и всё; да еще ПОЕСТЬ люблю».
Толстеть стал. Небрежно одеваться стал. Заикаться научился… Потом, позже, рассказывал:
Шел однажды по улице, а навстречу – студенты. Услышал о себе: «Туча пошла». Ну, я и ответил: «И лягушки заквакали».
Когда умерла Екатерина 2-я – в 1796 году – и на престоле оказался её сын, сумасбродный ПАВЕЛ, который стал желать всё «наоборот», «не по маменьке »: стал выпускать из тюрем тех, кого Мать посадила, –
Крылов появлялся в Петербурге в 1897, 98, 99-м годах, как вспоминает позже один из современников – типа: «приехал, посмотрел, всё по-прежнему – и уехал: надоело сидеть на одно месте».
Бывал на ярмарках, играл в карты, однажды его обыграла шайка мошенников, или писал письма за неграмотных крестьян. Наблюдал жизнь в Твери, Ярославле, в Нижнем Новгороде, Рязани, Тамбове, Козлове, Пензе… Писал позже, что понял на своем опыте, как «Деньги портят человека, особенно если их становится много», что есть пословица: «Чем больше их есть, тем больше их хочется».
И всё же Крылов писал. За время Добровольной ссылки были написаны пьесы – шуто-комедия (1800 г.) «ПОДЩИПА» (второе название - «ТРУМФ»), где критика была на немцев (с иносказаниями о России). Или комедии «Пирог», «Модная лавка». Эти пьесы иногда ставились в любительских театрах в тех домах богатых, где бывал, живал Крылов.
Стал писать тогда же и басни – для детишек для их развлечения, как говорил Крылов. Тогда же появился и шуто-псевдоним для знакомых – «Нави Волырк ».
Тогда же стали появляться анекдоты о Крылове, которые, оказывается в большинстве он САМ О СЕБЕ распространял.
В Е Р Н У Л С Я И З ДОБРОВОЛЬНОЙ ССЫЛКИ в 1805 году, когда убедился, что вступивший на престол (после убийства ПАВЛА 1-го) Александр 1-й - стал вести либеральную политику.
Приехал в Петербург и осторожно устроился простым библиотекарем в городской библиотеке (теперь это библиотека им. Салтыкова-Щедрина).
Да и тогда стал писать и печатать ТОЛЬКО БАСНИ - для детей, и всем стал говорить об этом. На вопрос к нему: «Почему, Иван Андреевич, ваши басни всё печатают и печатают?» – отвечал: «А потому, что я пишу для детишек. А детишки любят рвать книжки. Вот их и печатают опять. Прямо беда какая-то!».
ЕСЛИ обобщить многие А Н Е К Д О Т Ы, то темы их такие:
· Он лентяй, не любит работать, тем более писать долго:
басни пишет, ибо они короткие, а если за 5-6 минут не напишет, то бросает, потому что надоедает писать: устаёт.
· Любит больше всего поспать: приходит на заседание любительского кружка или кампании писателей – сядет возле стены, закроет глаза И СПИТ: люблю поспать. НО один из современников заметил однажды: как только раздастся смелое слово у говорящего, один глаз у спящего Крылова откроется и глянет на смельчака.
· Что он неряшлив и забывчив (хочет за столом вытащить платок, чтобы нос вытереть, а вытаскивает вдруг… носок или чулок – и ОХАЕТ, удивляясь. И всё это шумно, обращая на себя внимание).
ИЛИ – поднимается по лестнице, когда его уже и во дворец стали приглашать во время разных церемоний; к нему подходит знакомый и говорит: а почему это, Иван Андреич, у вас пуговки на мундире в бумажки обернуты; - а Крылов в ответ: Ой, батюшки, беда да и только
· Старается быть смешным стариком: Однажды во дворец на костюмированный бал явился (а он уже толстым стал, с животом большим) в костюме МУЗЫТАЛИИ – в тунике (коротенькой юбочке) и выступил с чтением своей басни.
А басня-то была из очень острых. Сначала окружающие вельможи смеялись, а потом, как говорится, «язык проглотили».
Смотрят на царя – уже Николая 1-го: возмущаться будем или как? А рядом с царем сидел и смотрел на царя вопросительно возмущенный Бенкендорф (с 1826 г. он уже был шефом жандармов и гл. начальником 3-го отделения полиции).
Это в 1836 г. было с басней «ВЕЛЬМОЖА », где речь о том, что умер вельможа и пришел к Плутону. А тот спрашивает: Чем ты был? – А вот правил областью, да здоровьем слаб, потому за меня правил секретарь. – Плутон: «Скорей же в рай его!». – Меркурий возмутился: Да где же справедливость? – А Эак объясняет ему: ты разве не видишь, что покойник был ДУРАК. Так если бы он сам правил, то область загубил бы. Затем и в рай попал, что за дела не принимался. – И Мораль басни:
Вчера я был в суде и видел там судью;
Ну так и кажется, что быть ему в раю!
Кончил читать басню Крылов в костюме музы Талии, - все смотрят на царя: как он? Разрешит возмутиться? – а Николай скривился и, подумав (если возмутиться, то значит, что так оно и есть среди нас. Не хорошо как-то!), - и подумав, кисло похлопал и сказал: Ладно, старик, пиши.
А Крылов тут же просит: «Разрешите напечатать, ваше величество». – Ну что тут делать? Подумал царь кисло и махнул рукой: «Ладно, старик, печатай».
Крылов тут же (а дело-то было уже в конце бала, где-то почти поздним вечером) тут же помчался в редакцию, нашел редактора и заявил: Царь сказал напечатать сейчас же утром рано в номере. – Да номер-то уже сверстан. – Ты что, не понял? ЦАРЬ ТОЛЬКО ЧТО СКАЗАЛ!!!
Так вот и была напечатана эта смелая басня.
· Любил поесть – и делал это шумно. Однажды – за столом все ест и ест, а сосед говорит: Иван Сергеич, вы бы уж подождали, что хозяин-то попросил. – Да нет, нельзя… А вот если вдруг да и не попросит…
ИЛИ – ест-ест и при этом шумно, сл смаком, а потом откинется, похлопает по животу и скажет: «Ох! Много ли человеку надо!!!»
· Остроумен – Однажды Крылов сидел в торце большого пиршеского стола, а напротив сидел сам хозяин и рассказывал, как он однажды поймал большую ЩУКУ. И вот развел хозяин руки при этом, показывая, какой большой была ЩУКА. – И вдруг Крылов напротив стал ШУМНО ОТОДВИГАТЬСЯ СО СВОИМ СТУЛОМ в сторону от стола. – Иван Андреич, это вы что? – А вот ДАЮ МЕСТО ЩУКЕ…
· Жил он одиноко, так и не женился. В доме его была еще лишь кухарка. И вот однажды пришел знакомый и нашел Крылова в кухне - качает люльку с ребёночком и напевает ему. – Иван Андреич, что это вы? – Да вот кухарка ушла на базар, а дочку, понимаешь, забыла, неряха. Проснулось дитя, не пропадать же ему. Вот и приходится… (а на самом деле это была его с кухаркой дочка).
· Завещание Крылова - Один из современников оставил такое сообщение: заболел Крылов несварением желудка и, чувствуя, что умирает, он остановил распродажу последнего издания своих басен и для завещания продиктовал: «Каждому, кто придет на кладбище проводить меня в последний путь, по выходе из кладбища вручать ему книжицу моих басен: там я настоящий ».
· Всё свое имущество, серебро, посуду и все сочинения с правом их издавать Крылов завещал, поскольку жил один, «мужу дочери своей кухарки при условии, что он будет к ней хорошо относиться». Мужем его дочки Саши был Калистрат Савельевич Савельев. А жениться на кухарке он как дворянин (хотя и бумажный дворянин) не имел права по законам того времени.
ТАКИМИ БЫЛИ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА.
Пушкин писал о смелости Крылова и приводил бессмертную, по его мнению, фразу из басни Крылова о храбром Муравье: «Он даже хаживал один на паука! »
Кстати, после смерти Пушкина в 1837 г. Крылов не написал больше ни одной басни.
(а анекдотов о Крылове много есть в книге:
Иван Сергеев. КРЫЛОВ. – М.: Детгиз, 1959. – 318 с.)