Тема № 12.
Творчество молодого КРЫЛОВА Ивана Андреевича (1769 - 1844)
П л а н:
1. Роль молодого Крылова в литературе 18 в. Человек-загадка.
2. Жизнь, формирование мировоззрения Крылова.
3. Ранние пьесы Крылова.
4. Крылов-журналист. Журнал «Почта духов».
5. Журнал «Зритель». Повесть Крылова «Каиб». Журнал «Санкт-Петербургский Меркурий».
6. Крылов в годы добровольной ссылки на 12 лет (1793 - 1805). Нави-Волырк.
7. Поведение и тв-во Крылова после ссылки. Прижизненные анекдоты о нём.
1.Роль молодого Крылова в литературе 18 в. определил еще Белинский: Крылов – «честь, слава и гордость нашей литературы ».
Гуковский в ХХ в. пишет: «Это расцвет бунтарский деятельности молодого Крылова» в рамках просветительского реализма.
· Позже выяснилось, что Крылов – один из первых русских писателей, чья слава еще при жизни перелетела границы нашего государства. Его читали во Франции, Англии, Германии, Италии, он был известен читателям Скандинавского, Балкан-ского, Пиренейского полуостровов. Его переводили в Америке, Африке, в Азии.
· Его знали везде как великого баснописца. Но великие люди сразу не делаются великими, к этому ведет длительное формирование его гения.
· Литературоведы отмечали, что Крылов – с энциклопедическими знаниями. Он - писатель, критик, поэт, журналист, драматург, а главное - с мировоззрением НЕ классициста, НЕ сентименталиста, НЕ романтика и НЕ просветительского реалиста, а с мировоззрением уровня Гуманного общечеловеского реализма. Это и сейчас далеко не всем понятно: заметили этот Метод в лит-ре только некоторые и только в конце 20-го века.
· При жизни Крылов был Человеком-загадкой:
· В 18 веке - он ведет себя в жизни и тв-ве смело, резко. Ему грозит ссылка.
· В 19-м веке современники считали, что Крылов – человек-загадка:
Доносчик-писатель Булгарин: «Этот человек – загадка, и великая».
Писатель Погодин: «Крылов…никому не говорит правды».
Пушкин: «Мы не знаем, что такое Крылов». Гоголь писал: «Поэт и мудрец слились в нем воедино». (Иван Сергеев. Крылов.- М.: Детгиз, 1959. – с.241).
А) Первая загадка: он передовой человек, а прожил дольше всех – 75 лет. Как это?
Б) Вторая: Неизвестно, кто он по рождению – дворянин или разночинец?
В) Третья: по знаниям он энциклопедист, а документа об образовании НЕТ.
В) Четвертая: Лучше всего о писателе говорят его письма, а своему брату он много писал. Но писем Крылова нет нигде. Почему? (Сам их уничтожил или брат). До сих пор исследователи чаще догадываются, чем опираются на факты.
Г) Пятая: почему при жизни о Крылове ходили массы анекдотов (глуп, обжора, неряха, чудак, равнодушный, нигде не учился, кто-то за него всё писал).
В конце 19 в. многие анекдоты были напечатаны в нескольких номерах газеты (нет у меня названия, а анекдотов 19 штук я переписал в Луцком архиве в 1978 г.).
Д) Лучше всего загадки объясняет его ранняя деятельность и обстоятельства жизни в России, в Петербурге конца 18 - начала 19 в. (Екатерина 2-я, Павел 1-й, Александр 1-й, Николай 1-й).
Жизнь, формирование мировоззрения Крылова.
(на основе книг: Н.Степанов. Крылов.- изд.ЖЗЛ.- М.:1963; Иван Сергеев. Крылов.- М.: Детгиз, 1959. – здесь тоже много анекдотов о Крылове в 19 в.).
Первая загадка – кто он по рождению: дворянин или разночинец – выяснили ученые-филологи только в 50-е гг. 20 века.
Он разночинец по происхождению. Отец его Андрей Крылов – из обер-офицерских детей. Сам тоже военный. Умен, любил читать и много читал. Дослужился до капитана и «бумажного дворянства ». В то время был указ Екатерины 2-й – давать вместе с чином капитана и звание дворянина (был документ об этом, но без имения и крепостных), а детей, родившихся после этого, считать дворянами. Служил сначала в Оренбурге, потом в Твери недалеко от Москвы. Мать тоже много читала.
Ваня Андреевич Крылов – из таких «бумажных дворян». Семья была бедной, в доме единственным богатством был большой деревянный сундук, набитый книгами и журналами (отец любил читать, был умным человеком, покупал только еду и книги).
До 9-ти лет Ваню Крылова учил дома отец, Ваня читал книги из сундука и журналы Сумарокова, а также Новикова «Трутень» и «Живописец». Ивану шел 9-тый год, когда умер отец. Вынуждены были жить на пенсион умершего отца-дворянина и на случайные мелкие заработки матери.
Дальше Ваня учился самостоятельно, по книгам и журналам. Многое знал наизусть. Ни в каком учебном заведении не учился: денег для этого не было. Знакомые и друзья отца помогли сыну Ване выучить языки – испанский, франц., итальянский. Эти таланты рано у сына проявились. Брали его и в театр на галерку. Там созрело решение стать драматургом.
Работать начал подканцеляристом в губернском магистрате – сначала бесплатно, потом и за мелкую оплату. Рано стал и писать – эпиграмки, стихи, басенки. Потом печататься стал в журнале некоего Рахманинова, вольнодумца (это уже в 1786,88,89-м гг. – во время выхода анонимных журналов).
Много переводов с франц, испанского, итальянского у него для журналов.
Рано сформировалось у него и реалистическое мировоззрение, и уважение к народу вместе с горечью за его униженную долю в жизни.
В одной из эпиграмм он пишет: Если хочешь в пустоте влачить свои лета, если здравого ума в тебе не видно, то ты просто называешься «ничтожество». Знай хотя бы об этом.
Еще ярче о его раннем мировоззрении говорят его ранние пьесы.