Социально- экономические потрясения общества.




Нестабильность социально-экономических процессов.

Как показала практика, этот фактор, хотя и сказывается на работе нашего предприятия, однако величина его не велика, так как цена на продукцию предприятия ниже зарубежных ана­логов. Однако возможно его влияние из-за банкротства смеж­ников, поставщиков запчастей и части покупателей, а также изменения отношения со стороны иностранных поставщиков ком­плектующих. Следует также учесть нестабильность политики нашего государства по отношению к малым предприятиям. Рассмотрим фактический материал:

Недовыпуск из-за:

ГОД Объем выпуска (тыс/год) Несвоевременная оплата продукции (тыс/год) Несвоевременная поставка комплектующих (тыс/год) Задержки на таможне (тыс/год)
         
         

В целом можем сделать заключение, основанное на анали­зе политической и экономической ситуации, что потери из-за проблем с партнерами либо пойдут на убыль, либо останутся на прежнем уровне. Итого из-за нестабильности социально-экономических процессов мы будем в будущем терять 10 ты­сяч единицы продукции.

Резкое изменение метеорологических условий.

Этот фактор фактически не оказывает влияние на выпуск нашей продукции. Поэтому мы не будем его рассматривать.

Эпидемии, болезнь персонала.

Сразу исключим из рассмотрения катастрофические эпиде­мии, пандемии, которые случаются крайне редко. Правда, при их возникновении вполне возможна ситуация краха пред­приятия, но в последнем случае нашу фирму не спасут никакие разработки, призванные реконструировать и сохранить процесс в прежнем или модернизированном виде.

Зато обобщим во влиянии этого фактора все невыходы персонала на работу, типа аварий в метро, болезней родст­венников и прочее.

Введем обозначения:

Y - годовой выпуск продукции

Rj- численность персонала в ]-м месяце

Kj- количество рабочих дней в ]-м месяце.

Р - дневная выработка одного рабочего.

Годовой выпуск продукции:

 

 

Учтем факты пропуска рабочих дней. В среднем рабочий пропускает в j-м месяце i-го года рабочих дней, где N- число лет наблюдений. ВеличинуXj можно взять в качестве оценки количества пропущенных трудодней в планируемом го­ду. Тогда годовой выпуск продукции в плановом году Y оп­ределим так:

Землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия.

Вероятность природного катаклизма в Москве мала, мы не будем принимать в расчет этот фактор.

Социально- экономические потрясения общества.

Несмотря на нестабильность социально-экономического по­литической положения будем надеяться, что влияние этого фактора никогда и никак не скажется на работе предприятия.

 

Информация в наше время представляет собой самый ценный ресурс, особенно в процессе управления, в процессе принятия решения. На наше предприятие, как и на все фирмы в мире, обрушивается огромный объем информации, большая часть которой избыточна. Однако зачастую ощущается недос­таток информации по какой-либо теме, необходимой в работе;

так в течении достаточно долгого времени не могли найти производителей нужных сопротивлений, что практически при­вело к замораживанию работы. При этом большой объем ин­формации очень трудно формализовать, кодировать, обраба­тывать. Руководитель нашего предприятия постоянно сталки­вается с избытком или(и) недостатком информации, а что са­мое печальное- с потоком неверной, ложной информации.

Ученые смогли формализовать процесс определения из­быточности и недостаточности информации, а также ее цен­ности и полезности. Нельзя не отметить, что на нашем пред­приятии учет фактора недостаточности информации не имеет прагматического выражения, так как затраты по моделирова­нию его учета будут значительно превышать уменьшение по­терь, в связи с чем приведем лишь формулы, по которым можно проводить расчеты в том случае, если в процессе расширения предприятия это окажется необходимым.

Ценность информации определяется по формуле:

 

Cu = log P1- log P0 = log (P1/P0)

 

где Cu- ценность информации. Эту формулу можно интер­претировать следующим образом - если учесть, что Р - вероят­ность достижения цели, то если до получения информации она составляла Р0, а после получения- P1, то пользуемся выше­указанной формулой.

Необходимо учитывать не только количественные характе­ристики информации, но и семантические. Для этого, а также для проведения действий по устранению влияния фактора не­определенности используются методы:

1) Синтаксический

Применяется уравнение неопределен­ности К. Шеннона.

По указанной формуле определяется степень неопределен­ности, а затем информативности вырабатываемого оптималь­ного решения.

Y=I/Vd

Y - степень информативности решения

I - количество информации

Vd- объем данных, релевантных принимаемому решению.

2) Семантический

S=Ic/Vd

 

S -содержательность информации

Vd- количество информации, воспринимаемое менеджером.

3) Прагматический:

· ценность сообщения для процесса принятия решения

· частота реализации функции управления за фиксируемый период времени

· степень влияния сообщения на точность принятия решения

· экономический эффект от реализации в системе

· управления процесса принятия решения.

 

Лицо, принимающее решение (в нашем случае - директор предприятия), должно помнить главное - необходимо четко определять полезную и ценную информацию, необходимую для выработки оптимального решения. Излишняя и ложная информация должна отсеиваться. Недостаточная информация в процессе принятия решения должна пополняться.

 
 


Риск - ситуативная характеристика деятельности любого предприятия, отражающая неопределенность ее исхода и воз­можные неблагоприятные последствия. Риски выражаются ве­роятностью получения неблагоприятных результатов. Оценка величины риска и ожидаемого дохода деятельности пред­приятия, а также характер их взаимосвязи является одной из основных проблем. Для оценки риска допустимы следующие 3 способа, которые зависят от конкретного вида рассматривае­мого предприятия:

1 способ:

представляется обязательным по отношению к "смелым" проектам, ломающим структуру производства продукции и обеспечивающим значительный прорыв на рынке. Для таких проектов риск связан с опасностью не­верно оценить существующую ситуацию, в результате че­го сбыт выпускаемой продукции пойдет неудовлетвори­тельно. Поэтому при использовании таких проектов необ­ходима постоянная разработка всех возможных альтерна­тив решения задачи с тем, чтобы взвесить их по вероят­ности их реализации принимать в каждый конкретный мо­мент решения.

2 способ:

Применим тогда, когда нет особого разнообразия аль­тернативных решений, но сам проект достаточно сложен в том отношении, что охватывает весь жизненный цикл про­дукта от проектирования, до серийного производства. В этом случае важно оценить надежность каждой фазы, вы­явить наименее надежные звенья предприятия для того, чтобы выработать для них мероприятий, снижающих риск. Поскольку реализация проекта охватывает несколько достаточно четко выраженных стадий целесообразно прово­дить оценку риска по ним.

3 способ:

Применяется к относительно простым проектам и за­ключается в некотором усложнении расчетов за счет ис­пользования не просто средних значений величин, а ха­рактера распределения тех случайных величин, среднее значение которых используется в расчетах. Максимум, на что можно рассчитывать здесь- оценить распределение случайной величины и провести статистическое модели­рование процесса.

Наше предприятие по характеру своей деятельности требу­ет применения второго подхода.

Оценка рисков

Вид риска Значение(%)
Неустойчивость спроса  
Появление альтернативной продукции  
Неплатежеспособность потребителей  
Снижение цен конкурентами  
Угроза забастовок  
Нестабильность качества сырья  
Вредность производства  

На основе вышеуказанного можно прийти к следующему выводу:

наибольшие потери происходят из-за фактора стохастичности окружающей среды и из-за фактора слабой структуризации экономической информации, из-за которых и происходят основные потери.

Так же стоит отметить, что для учета влияния факторов неопределенности при решении задачи, можно использовать следующее уравнение:

 

 

           
   
 
 
 
   

 

 


К экономическим объектам относятся предприятия про­мышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, производства, отдельные цеха и другие, в том числе и наше предприятие. При управлении подобными объектами нужно стремятся, чтобы управление было оптимальным. Под опти­мальным управлением понимается такое управление, которое совместно с наложенными на систему ограничениями обеспе­чивает экстремальное значение критерия эффективности (максимального или минимального в зависимости от кон­кретного выбора целевой функции) Итак, необходимо достичь цели с наибольшей эффективностью при нейтрализации внешних возмущающих воздействий при этом экономико-математическая модель носит оптимизационный характер.

Каждая ЭММ, носящая оптимизационный характер, включа­ет в состав:

· целевую функцию, значение которой минимизируется или максимизируется;

· систему уравнений, определяющую зависимость между всеми переменными в задаче;

· набор ограничений, определяющий границы значений пе­ременных в задаче.

 

В общем виде ЭММ выглядит следующим образом:

при следующих ограничениях:

 

 

где

E - целевая функция

Ci- коэффициенты при переменных в целевой функ­ции

Xi- переменные задачи

bj- правые части ограничений

Aij- коэффициенты при переменных в ограничениях

di- минимально возможные значения переменных

Di- максимально возможные значения переменных

 

Если все переменные X, входящие в уравнение, попадают туда в первой степени, то задачи, решаемые с помощью та­ких моделей называются задачами линейного программирова­ния, и в этой работе в дальнейшем мы будем рассматривать именно такую задачу.

Вообще, моделирование в области экономики имеет очень серьезные и важные особенности. Экономика- сложноорганизованная система взаимосвязей. Цель моделирования в эко­номике заключается в определении нового знания об объекте исследования. В этом основная проблема изучения экономи­ческих объектов, задача заключается в комплексном анализе экономической системе в целом и отдельных подсистем.

Выделяют следующие этапы экономико-математического моделирования:

1. Постановка экономической проблемы и ее содержатель­ный анализ.

2. Построение математической модели.

3. Математическое исследование модели.

4. Подготовка исходной информации.

5. Численный расчет.

6. Анализ установленных результатов.

7. Их использование на практике.

 

В данной работе будет произведено построение ЭММ по выпуску продукции, с целью определения оптимальных объемов выпуска продукции каждого вида с учетом всевозможных ограничений, накладываемых на модель. Уже на данном этапе можно определить основные виды ограничений: по производственным и складским площадям, по фонду заработной платы, по цене, по максимуму спроса.

 

               
   
 
   
 
 
 
   

 

 


Итак, на основе всего вышеперечисленного перейдем соб­ственно к моделированию.

Исходя из вышеперечисленных соображений в качестве целевой функции выбираем максимизацию объема выпуска товарной продукции:

где

Pi- цена,

Сi-объем выпуска.

Формализованную цель можно определить как максимиза­ция получаемой выручки от продаж.

Наложим на целевую функцию набор ограничений. Основ­ным будет недостаток производственных площадей. Всего в наличии имеется 230 мест, каждое из которых занимает 7,4 квадратных метров, учитывая проходы к ним.

Необходимо также развернуть минимум 10 рабочих места для инженеров, каждое из которых занимает 8,5 метров в квадрате. Площадь, доступная для размещения рабочих мест оценивается в метров в квадрате. Получаем первое уравнение ограничений:

 

7,4*L + 2*L/2 + 8,5*Li <= 2000

L-> max, Li >=10, L<=230

 

Вторым ограничением является ограничение по складским помещениям. Их нельзя приспособить под производственные, и кроме того они совершенно необходимы для временного хранения выпущенной продукции, а также занимаются под склады деталей и материалов. Будем считать, что площадь, необ­ходимая для размещения готовой продукции каждого вида равна:

 

1,2*A/4, где А- количество утюгов выпускаемых за месяц,

1,3*В/4,где В- количество пылесосов

1,6*С/4,где С- количество стиральных машин.

 

Тогда для всего выпуска потребуется складская площадь в размере (1,3*В/4+1,2*А/4+1,6*С/4)/3, где делитель 3 получил­ся в связи с тем, что мы можем использовать под склад объем помещения, а не его площадь. Общая площадь обору­дованных складских помещений составляет на фирме 20 квадратных метров. Получаем второе уравнение ограничений:

(1,3*В/4+1,2*А/4+1,6*С/4)/3<=600

В качестве следующего ограничения рассмотрим цену ав­томобилей. Стоимость продукции с одной стороны ограничи­вается ее себестоимостью, а с другой - ценой конкурентов. Исходя из этого мы назначаем следующие цены:

видеоплеер -180у.е., видеомагнитофон - 260 у.е., музыкальный центр - 420 у.е. Себестоимость состоит из затрат на:

аренду площади - 4000 у.е.

затраты на комплектующие -100,170,315 соответственно зарплату инженеров- 400 у.е./чел

прочие затраты- 4500 у. е., в том числе зарплата работников вспомогательных производств и руководителей.

Получаем ограничения:

4000+100*А+170*В+315*С+4500+400*1-<=А*РК1 +В*РК2+С*РКЗ РК1<=180 РК2<=260 РКЗ<=420

Вынуждает применить еще одно ограничение фонд зара­ботной платы, ограниченный из-за налоговых проблем 260,5 миллионами рублей. Предприятие в принципе может работать круглосуточно, и в этом случае выпуск будет большим, однако следует отметить, что необходимая зарплата инженеров со­ставляет 400, директора - 600, рабочих на конвейере - 350. Для предприятия нашего масштаба необходимо 3 руководите­ля вне зависимости от выпуска и 1 на каждые 150 единиц про­дукции. Необходимо 1-2 инженера на каждые 150 единиц вы­пуска продукции

600*(2+(А+В+С)/150+400*(А+В+С)/150)+350*Л/2<=260,5

Таким образом, линейная экономике- математическая мо­дель приобретает следующий вид:

Е Р1*С8->тах

7,4*1-+2*1./2+8,5*и<=2000, 1-->тах, Ы>=10, 1-<=230.

(1,3*В/4+1,2*А/4+1,6*С/4)/3<=600

4000+100*А+170*В+315*С+4500+400*1-<=А*РК1+В*РК2+С*РКЗ РК1<=180 РК2<=260 РКЗ<=420

600*(2+(А+В+С)/150+400*(А+В+С)/150)+350*Н2<=260,5

После некоторых расчетов получаем, что оптимальным вы­пуском является производство 3800 телевизоров видеоплее­ров, 2000 - видеомагнитофонов и 1500 - музыкальных центров в месяц при условии сохранения имеющейся тактики поведе­ния на рынке, которая не

содержит стремления захватить но­вые сегменты рынка.

 
 

 


В заключении следует отметить.

Использование аппарата экономико-математических ме­тодов, теории неопределенности позволяющей вести учет всех имеющихся факторов влияния на работу предприятия яв­ляется необходимым при разработке планов управления фирмой.

Грамотность в этих вопросах в сегодняшних условиях развития экономики является необходимой и крайне важной. С помощью описанных в работе методов руководитель фирмы может определить слабые места вверенного ему предприятия и понять возможный путь устранения таких "узких" мест. Крайне важным является аппарат учета влияния стохастично-сти окружающей среды, которая накладывает достаточно серьезные корректировки на план выпуска продукции. Некото­рые проявления этого влияния могут и погубить предприятия. Но в любом случае факторы неопределенности лишь редак­тируют основную экономико-математическую модель. Можно видеть, что в условиях современной России больше всего раз­витие фирмы тормозят ограничения по производственным площадям и фонду заработной платы, и если мы хотим со­вершить серьезный рывок на рынок, то нам следует изменить именно эти факторы, а также учесть необходимые затраты на рекламу.

В заключении следует отметить, что экономико-математические модели и теория неопределенности несо­мненный прорыв в информатизации, построении экономиче­ских информационных систем.


[1] Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, на­пример связь между директором предприятия и начальником це­ха.

Горизонтальные связи- это связи коопераций равноправных эле­ментов, например связи между начальниками цехов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: