Нестабильность социально-экономических процессов.
Как показала практика, этот фактор, хотя и сказывается на работе нашего предприятия, однако величина его не велика, так как цена на продукцию предприятия ниже зарубежных аналогов. Однако возможно его влияние из-за банкротства смежников, поставщиков запчастей и части покупателей, а также изменения отношения со стороны иностранных поставщиков комплектующих. Следует также учесть нестабильность политики нашего государства по отношению к малым предприятиям. Рассмотрим фактический материал:
Недовыпуск из-за:
ГОД | Объем выпуска (тыс/год) | Несвоевременная оплата продукции (тыс/год) | Несвоевременная поставка комплектующих (тыс/год) | Задержки на таможне (тыс/год) |
В целом можем сделать заключение, основанное на анализе политической и экономической ситуации, что потери из-за проблем с партнерами либо пойдут на убыль, либо останутся на прежнем уровне. Итого из-за нестабильности социально-экономических процессов мы будем в будущем терять 10 тысяч единицы продукции.
Резкое изменение метеорологических условий.
Этот фактор фактически не оказывает влияние на выпуск нашей продукции. Поэтому мы не будем его рассматривать.
Эпидемии, болезнь персонала.
Сразу исключим из рассмотрения катастрофические эпидемии, пандемии, которые случаются крайне редко. Правда, при их возникновении вполне возможна ситуация краха предприятия, но в последнем случае нашу фирму не спасут никакие разработки, призванные реконструировать и сохранить процесс в прежнем или модернизированном виде.
Зато обобщим во влиянии этого фактора все невыходы персонала на работу, типа аварий в метро, болезней родственников и прочее.
|
Введем обозначения:
Y - годовой выпуск продукции
Rj- численность персонала в ]-м месяце
Kj- количество рабочих дней в ]-м месяце.
Р - дневная выработка одного рабочего.
Годовой выпуск продукции:
Учтем факты пропуска рабочих дней. В среднем рабочий пропускает в j-м месяце i-го года рабочих дней, где N- число лет наблюдений. ВеличинуXj можно взять в качестве оценки количества пропущенных трудодней в планируемом году. Тогда годовой выпуск продукции в плановом году Y определим так:
Землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия.
Вероятность природного катаклизма в Москве мала, мы не будем принимать в расчет этот фактор.
Социально- экономические потрясения общества.
Несмотря на нестабильность социально-экономического политической положения будем надеяться, что влияние этого фактора никогда и никак не скажется на работе предприятия.
Информация в наше время представляет собой самый ценный ресурс, особенно в процессе управления, в процессе принятия решения. На наше предприятие, как и на все фирмы в мире, обрушивается огромный объем информации, большая часть которой избыточна. Однако зачастую ощущается недостаток информации по какой-либо теме, необходимой в работе;
так в течении достаточно долгого времени не могли найти производителей нужных сопротивлений, что практически привело к замораживанию работы. При этом большой объем информации очень трудно формализовать, кодировать, обрабатывать. Руководитель нашего предприятия постоянно сталкивается с избытком или(и) недостатком информации, а что самое печальное- с потоком неверной, ложной информации.
|
Ученые смогли формализовать процесс определения избыточности и недостаточности информации, а также ее ценности и полезности. Нельзя не отметить, что на нашем предприятии учет фактора недостаточности информации не имеет прагматического выражения, так как затраты по моделированию его учета будут значительно превышать уменьшение потерь, в связи с чем приведем лишь формулы, по которым можно проводить расчеты в том случае, если в процессе расширения предприятия это окажется необходимым.
Ценность информации определяется по формуле:
Cu = log P1- log P0 = log (P1/P0)
где Cu- ценность информации. Эту формулу можно интерпретировать следующим образом - если учесть, что Р - вероятность достижения цели, то если до получения информации она составляла Р0, а после получения- P1, то пользуемся вышеуказанной формулой.
Необходимо учитывать не только количественные характеристики информации, но и семантические. Для этого, а также для проведения действий по устранению влияния фактора неопределенности используются методы:
1) Синтаксический
Применяется уравнение неопределенности К. Шеннона.
По указанной формуле определяется степень неопределенности, а затем информативности вырабатываемого оптимального решения.
Y=I/Vd
Y - степень информативности решения
I - количество информации
Vd- объем данных, релевантных принимаемому решению.
2) Семантический
|
S=Ic/Vd
S -содержательность информации
Vd- количество информации, воспринимаемое менеджером.
3) Прагматический:
· ценность сообщения для процесса принятия решения
· частота реализации функции управления за фиксируемый период времени
· степень влияния сообщения на точность принятия решения
· экономический эффект от реализации в системе
· управления процесса принятия решения.
Лицо, принимающее решение (в нашем случае - директор предприятия), должно помнить главное - необходимо четко определять полезную и ценную информацию, необходимую для выработки оптимального решения. Излишняя и ложная информация должна отсеиваться. Недостаточная информация в процессе принятия решения должна пополняться.
Риск - ситуативная характеристика деятельности любого предприятия, отражающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия. Риски выражаются вероятностью получения неблагоприятных результатов. Оценка величины риска и ожидаемого дохода деятельности предприятия, а также характер их взаимосвязи является одной из основных проблем. Для оценки риска допустимы следующие 3 способа, которые зависят от конкретного вида рассматриваемого предприятия:
1 способ:
представляется обязательным по отношению к "смелым" проектам, ломающим структуру производства продукции и обеспечивающим значительный прорыв на рынке. Для таких проектов риск связан с опасностью неверно оценить существующую ситуацию, в результате чего сбыт выпускаемой продукции пойдет неудовлетворительно. Поэтому при использовании таких проектов необходима постоянная разработка всех возможных альтернатив решения задачи с тем, чтобы взвесить их по вероятности их реализации принимать в каждый конкретный момент решения.
2 способ:
Применим тогда, когда нет особого разнообразия альтернативных решений, но сам проект достаточно сложен в том отношении, что охватывает весь жизненный цикл продукта от проектирования, до серийного производства. В этом случае важно оценить надежность каждой фазы, выявить наименее надежные звенья предприятия для того, чтобы выработать для них мероприятий, снижающих риск. Поскольку реализация проекта охватывает несколько достаточно четко выраженных стадий целесообразно проводить оценку риска по ним.
3 способ:
Применяется к относительно простым проектам и заключается в некотором усложнении расчетов за счет использования не просто средних значений величин, а характера распределения тех случайных величин, среднее значение которых используется в расчетах. Максимум, на что можно рассчитывать здесь- оценить распределение случайной величины и провести статистическое моделирование процесса.
Наше предприятие по характеру своей деятельности требует применения второго подхода.
Оценка рисков
Вид риска | Значение(%) |
Неустойчивость спроса | |
Появление альтернативной продукции | |
Неплатежеспособность потребителей | |
Снижение цен конкурентами | |
Угроза забастовок | |
Нестабильность качества сырья | |
Вредность производства |
На основе вышеуказанного можно прийти к следующему выводу:
наибольшие потери происходят из-за фактора стохастичности окружающей среды и из-за фактора слабой структуризации экономической информации, из-за которых и происходят основные потери.
Так же стоит отметить, что для учета влияния факторов неопределенности при решении задачи, можно использовать следующее уравнение:
К экономическим объектам относятся предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, производства, отдельные цеха и другие, в том числе и наше предприятие. При управлении подобными объектами нужно стремятся, чтобы управление было оптимальным. Под оптимальным управлением понимается такое управление, которое совместно с наложенными на систему ограничениями обеспечивает экстремальное значение критерия эффективности (максимального или минимального в зависимости от конкретного выбора целевой функции) Итак, необходимо достичь цели с наибольшей эффективностью при нейтрализации внешних возмущающих воздействий при этом экономико-математическая модель носит оптимизационный характер.
Каждая ЭММ, носящая оптимизационный характер, включает в состав:
· целевую функцию, значение которой минимизируется или максимизируется;
· систему уравнений, определяющую зависимость между всеми переменными в задаче;
· набор ограничений, определяющий границы значений переменных в задаче.
В общем виде ЭММ выглядит следующим образом:
при следующих ограничениях:
где
E - целевая функция
Ci- коэффициенты при переменных в целевой функции
Xi- переменные задачи
bj- правые части ограничений
Aij- коэффициенты при переменных в ограничениях
di- минимально возможные значения переменных
Di- максимально возможные значения переменных
Если все переменные X, входящие в уравнение, попадают туда в первой степени, то задачи, решаемые с помощью таких моделей называются задачами линейного программирования, и в этой работе в дальнейшем мы будем рассматривать именно такую задачу.
Вообще, моделирование в области экономики имеет очень серьезные и важные особенности. Экономика- сложноорганизованная система взаимосвязей. Цель моделирования в экономике заключается в определении нового знания об объекте исследования. В этом основная проблема изучения экономических объектов, задача заключается в комплексном анализе экономической системе в целом и отдельных подсистем.
Выделяют следующие этапы экономико-математического моделирования:
1. Постановка экономической проблемы и ее содержательный анализ.
2. Построение математической модели.
3. Математическое исследование модели.
4. Подготовка исходной информации.
5. Численный расчет.
6. Анализ установленных результатов.
7. Их использование на практике.
В данной работе будет произведено построение ЭММ по выпуску продукции, с целью определения оптимальных объемов выпуска продукции каждого вида с учетом всевозможных ограничений, накладываемых на модель. Уже на данном этапе можно определить основные виды ограничений: по производственным и складским площадям, по фонду заработной платы, по цене, по максимуму спроса.
Итак, на основе всего вышеперечисленного перейдем собственно к моделированию.
Исходя из вышеперечисленных соображений в качестве целевой функции выбираем максимизацию объема выпуска товарной продукции:
где
Pi- цена,
Сi-объем выпуска.
Формализованную цель можно определить как максимизация получаемой выручки от продаж.
Наложим на целевую функцию набор ограничений. Основным будет недостаток производственных площадей. Всего в наличии имеется 230 мест, каждое из которых занимает 7,4 квадратных метров, учитывая проходы к ним.
Необходимо также развернуть минимум 10 рабочих места для инженеров, каждое из которых занимает 8,5 метров в квадрате. Площадь, доступная для размещения рабочих мест оценивается в метров в квадрате. Получаем первое уравнение ограничений:
7,4*L + 2*L/2 + 8,5*Li <= 2000
L-> max, Li >=10, L<=230
Вторым ограничением является ограничение по складским помещениям. Их нельзя приспособить под производственные, и кроме того они совершенно необходимы для временного хранения выпущенной продукции, а также занимаются под склады деталей и материалов. Будем считать, что площадь, необходимая для размещения готовой продукции каждого вида равна:
1,2*A/4, где А- количество утюгов выпускаемых за месяц,
1,3*В/4,где В- количество пылесосов
1,6*С/4,где С- количество стиральных машин.
Тогда для всего выпуска потребуется складская площадь в размере (1,3*В/4+1,2*А/4+1,6*С/4)/3, где делитель 3 получился в связи с тем, что мы можем использовать под склад объем помещения, а не его площадь. Общая площадь оборудованных складских помещений составляет на фирме 20 квадратных метров. Получаем второе уравнение ограничений:
(1,3*В/4+1,2*А/4+1,6*С/4)/3<=600
В качестве следующего ограничения рассмотрим цену автомобилей. Стоимость продукции с одной стороны ограничивается ее себестоимостью, а с другой - ценой конкурентов. Исходя из этого мы назначаем следующие цены:
видеоплеер -180у.е., видеомагнитофон - 260 у.е., музыкальный центр - 420 у.е. Себестоимость состоит из затрат на:
аренду площади - 4000 у.е.
затраты на комплектующие -100,170,315 соответственно зарплату инженеров- 400 у.е./чел
прочие затраты- 4500 у. е., в том числе зарплата работников вспомогательных производств и руководителей.
Получаем ограничения:
4000+100*А+170*В+315*С+4500+400*1-<=А*РК1 +В*РК2+С*РКЗ РК1<=180 РК2<=260 РКЗ<=420
Вынуждает применить еще одно ограничение фонд заработной платы, ограниченный из-за налоговых проблем 260,5 миллионами рублей. Предприятие в принципе может работать круглосуточно, и в этом случае выпуск будет большим, однако следует отметить, что необходимая зарплата инженеров составляет 400, директора - 600, рабочих на конвейере - 350. Для предприятия нашего масштаба необходимо 3 руководителя вне зависимости от выпуска и 1 на каждые 150 единиц продукции. Необходимо 1-2 инженера на каждые 150 единиц выпуска продукции
600*(2+(А+В+С)/150+400*(А+В+С)/150)+350*Л/2<=260,5
Таким образом, линейная экономике- математическая модель приобретает следующий вид:
Е Р1*С8->тах
7,4*1-+2*1./2+8,5*и<=2000, 1-->тах, Ы>=10, 1-<=230.
(1,3*В/4+1,2*А/4+1,6*С/4)/3<=600
4000+100*А+170*В+315*С+4500+400*1-<=А*РК1+В*РК2+С*РКЗ РК1<=180 РК2<=260 РКЗ<=420
600*(2+(А+В+С)/150+400*(А+В+С)/150)+350*Н2<=260,5
После некоторых расчетов получаем, что оптимальным выпуском является производство 3800 телевизоров видеоплееров, 2000 - видеомагнитофонов и 1500 - музыкальных центров в месяц при условии сохранения имеющейся тактики поведения на рынке, которая не
содержит стремления захватить новые сегменты рынка.
В заключении следует отметить.
Использование аппарата экономико-математических методов, теории неопределенности позволяющей вести учет всех имеющихся факторов влияния на работу предприятия является необходимым при разработке планов управления фирмой.
Грамотность в этих вопросах в сегодняшних условиях развития экономики является необходимой и крайне важной. С помощью описанных в работе методов руководитель фирмы может определить слабые места вверенного ему предприятия и понять возможный путь устранения таких "узких" мест. Крайне важным является аппарат учета влияния стохастично-сти окружающей среды, которая накладывает достаточно серьезные корректировки на план выпуска продукции. Некоторые проявления этого влияния могут и погубить предприятия. Но в любом случае факторы неопределенности лишь редактируют основную экономико-математическую модель. Можно видеть, что в условиях современной России больше всего развитие фирмы тормозят ограничения по производственным площадям и фонду заработной платы, и если мы хотим совершить серьезный рывок на рынок, то нам следует изменить именно эти факторы, а также учесть необходимые затраты на рекламу.
В заключении следует отметить, что экономико-математические модели и теория неопределенности несомненный прорыв в информатизации, построении экономических информационных систем.
[1] Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха.
Горизонтальные связи- это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.